Рука Мишеля. Как скандал с назначением главы МИД Бельгии задел Украину и при чем здесь ее друг в Еврокомиссии
Назначение на должность главы внешнеполитического ведомства как элемент внутренней политики всегда плохой выбор. Особенно когда речь идет о кумовстве и отношениях с Россией. Подтверждено скандалом в Бельгии
Сегодня – Национальный день Бельгии. И – шестой день скандала, связанного с назначением нового главы внешнеполитического ведомства королевства.
Софи Вилмес, до недавнего времени возглавлявшая бельгийский МИД, ушла в отставку в связи с болезнью мужа – у него рак, и она хочет больше времени проводить с ним. Вильмес имеет большой политический опыт. Карьеру она начала в 2000 году, став муниципальным советником города Уккеля. К 2015 году она завоевала достаточный авторитет на различных должностях, чтобы получить портфель министра бюджета в правительстве Шарля Мишеля (нынешнего главы Европейского Совета), а когда он ушел в отставку – стала первой женщиной-премьером в истории Бельгии. Нынешний премьер Александр Де Кроо был ее вице- (а при Мишеле управлял Минфином), и в его правительстве она возглавила МИД.
Вильмес, как и Мишель, представляла Реформаторское Движение (РД) – либеральную правоцентристскую партию франкофонов. Эта партия, созданная слиянием трех политических сил в 2002 году, является единственной представительницей франкоязычных бельгийцев в правительстве. Из-за сложной этнической композиции электоральный процесс в стране фактически не прерывается, и хотя следующие федеральные выборы запланированы на 2024 год, кампания уже идет. Причем кто-то пессимистично считает, что после них возможности создания федерального правительства будут исчерпаны – настолько много накопилось противоречий между нидерландоязычной Фландрией и франкоязычной Валлонией (третья земля – Брюссель – менее конфликтна). Такие прогнозы звучали и раньше, и, к примеру, Герман ван Ромпей, прежде чем возглавить Европейский Совет в 2010-м, прославился как кризисный менеджер в должности бельгийского премьера – ему удалось преодолеть этот раскол.
Так или иначе, с очевидным прицелом на следующие выборы президент Реформаторского Движения Жорж Луи Буше вышел за пределы привычной кадровой политики под лозунгом "нам нужны новые лица".
Волевым решением он выдвинул на должность главы МИД человека, вообще не имеющего политического опыта – журналистку франкоязычных каналов, этническую алжирку Аджу Лябиб. Этот трюк он прокрутил уже в третий раз: сначала на пост министра цифровизации был назначен Матье Мишель, а валлонским министром финансов стал Адриен Долимон – и ни у одного не было опыта руководящих должностей. Но, в отличие от них, Лябиб – абсолютный аутсайдер, до назначения она не имела ничего общего не просто с партией, но вообще с политикой. Бельгийские СМИ уже назвали этот шаг "переворотом". И этот переворот дает РД шанс скорректировать свой имидж достаточно консервативной партии, защищающей интересы богатых белых юга региона Брюсселя.
Кандидатура казалась безупречной. Во-первых, женщина из иммигрантской семьи, которая полностью интегрирована в бельгийское общество. Родители Лябиб по происхождению кабильцы (берберийское племя) и практикующие мусульмане. Она рано ушла из семьи, отказавшись соблюдать обычаи предков – и вообще, как сама утверждает, ей ближе буддизм.
Во-вторых, она успешна. Провинциалка из Бюссю, сделавшая карьеру в Брюсселе. Лябиб два десятка лет проработала в корпорации Бельгийского Радио и Телевидения Французского Сообщества (RTBF). Примечательно, что RTBF стала настоящей кузницей кадров для РД – ее ряды пополнили по меньшей мере полдюжины журналистов.
Но Лябиб среди них выделяется. Она была спецкором в горячих точках – в Афганистане и на Ближнем Востоке. Узнаваемая телеведущая, которая даже вела престижный в Бельгии музыкальный Конкурс королевы Елизаветы. Написала книгу об афганских женщинах. Сняла фильм о женщинах-иммигрантках в Бельгии.
Итак, феминизм, разнообразие и прогрессивность в одном флаконе – такого от умеренных консерваторов не ожидал никто. С таким резюме протеже Буше понравилась и левым, и иммигрантам, и прогрессивным феминисткам. Словом, шансы взять Брюссель на следующих выборах очень хороши: Аджа Лябиб в прямом и переносном смыслах – история успеха для всех.
Но тут разразился скандал. Во-первых, такое назначение аутсайдера, к тому же особы, которая сама себя характеризует как "ни левая, ни правая, а фундаментально свободная", в партии воспринимают далеко не все. Хуже того, как и в предыдущих случаях многие видят здесь руку семьи Мишель: упомянутый уже Матье Мишель – брат Шарля Мишеля. Того самого – клона Дениса Шмыгаля, большого друга Украины и бывшего руководителя Реформаторского Движения. А Долимон – внук бывшего мэра Ам-сюр-Эр-Налин Марселя Никеза – и, говорят, приятель. Того же. Ни один из трех назначенцев не был избран ни на региональных, ни на федеральных выборах – и это вызывает вопрос у избранных чиновников.
И так же ни один из них не имеет соответствующей своей должности квалификации. Правда, назначение Аджи Лябиб Буше мотивировал тем, что "стране нужен человек, который уже в курсе международных дел".
"Многие наши сограждан знают ее по теленовостям, — сказал он. — Но она имеет гораздо больший опыт, потому что она была во многих международных ситуациях, будь то на Ближнем Востоке или в Афганистане, освещая выборы за рубежом, например, в США, и террористические атаки по всему миру". Кроме того, Лябиб входила в пул предыдущих глав МИД в их поездках.
Очевидно, что этого мало. Тем более, что политическая традиция Бельгии предусматривает назначение на должность руководителя дипломатии опытных людей. И Лябиб, чье назначение продиктовано, очевидно, чисто внутриполитическими соображениями, явно выпадает из этого ряда. Хуже того, что происходит оно на фоне войны в Украине, когда европейская дипломатия должна демонстрировать чрезвычайную квалификацию.
А здесь, во-вторых, самый неприятный сюрприз: в прошлом году Аджа Лябиб посещала оккупированный Крым и утверждала в своих телерепортажах, что он является российской территорией. Она посетила фестиваль "Глобальные ценности", организованный Севастопольским академическим русским драматическим театром имени Луначарского, проходивший 23-25 июля. Лябиб тегнули в одном из сообщений о фестивале в Facebook, а она его перепостила и на своей странице с комментарием "Интенсивные моменты создания". Вспоминая это путешествие, она говорила, что ездила "в Россию". А еще, говорят, она увлекается фигурой Екатерины II, впрочем свидетельств этого уже не найти. Пока скандал разгорался, из Википедии исчезли все компрометирующие цитаты и упоминания о Крыме – на это указал депутат Нового фламандского альянса (N-VA) Петер де Роовер.
"Ваше резюме в Википедии тщательно почистили, – заявил он. – Среди прочего, 15 июля было удалено следующее "2021: поездка в Ливан и Россию… До 15.07 ваша поездка в Крым была поездкой в "Россию" а не "в Украину".
Сама Лябиб все эти дни активно показывает свою европейскую и проукраинскую позицию. Сегодня в ее твиттере появилась запись о ратификации Бельгией вступления Финляндии и Швеции в НАТО, а 18 июля она написала "ЕС по-прежнему полностью поддерживает Украину, в том числе в части вооружений. Для максимального давления на Россию нужны еще более эффективные санкции. Цель: прекращение насилия, недопустимых страданий и грубых нарушений прав человека". Словом, все по этикету и правилам приличия.
Проблема, однако, остается. Во-первых, ее прежние сантименты в Россию вряд ли испарились с назначением, и это может угрожать интересам Бельгии и ЕС, не говоря уже об Украине. Во-вторых, она посещала Крым с нарушением законодательства Украины – физической возможности въехать туда через Чонгар в прошлом году у нее просто не было. Здесь мы оказываемся перед юридической коллизией. С одной стороны, ГПСУ должна отказать ей во въезде на территорию Украины. С другой стороны, она является главой МИД дружественной страны-члена ЕС.
Впрочем, как сообщают наши источники в украинском дипкорпусе, по всей вероятности, эту дилемму решать не придется, и министерская карьера Лябиб может оказаться очень короткой. Что ж, любопытно будет понаблюдать.