Российским миллиардерам предложили слить Путина

Запад намекнул окружению российского диктатора: либо смена руководства страны и внешнеполитического курса, либо личная ответственность за нынешнюю российскую политику
Фото: EPA/UPG

На прошлой неделе произошли два события, которые косвенно указывают на принципиальное изменение ставок в конфликте российского руководства и западного мира. Первое: 26 января министерство юстиции США обвинило трех граждан России в шпионаже. Игоря Спорышева, Виктора Подобного и Евгения Бурякова подозревают в работе на Службу внешней разведки РФ. Буряков занимает должность заместителя главы представительства российского ВЭБ банка в Нью-Йорке. Это учреждение, которое до своей гибели возглавлял сын Сергея Иванова, давно считается "кассой конторы". Спорышев работал в США торговым представителем РФ, а Подобный - атташе постоянного представительства России при ООН. Это положение обеспечивает обоим дипломатический иммунитет, который США, в отличие от России, уважают: оба уже покинули Америку.

Здесь вспоминается история 2010 г., когда накануне визита в США Дмитрия Медведева (тогдашнего российского президента) американцы разом арестовали десяток агентов из РФ, включая ставшую медиазвездой Анну Чапман. Степень деградации российской разведки удивляла обозревателей уже тогда. Нынешний провал не менее эпичен: опубликованные перехваты телефонных разговоров Спорышева и Подоб­ного дают представление о проблемах вербовки: склонять к сотрудничеству требовалось дам, сделать это без секса и денег трудно, причем склоненные порой оказывались бесперспективными в плане дальнейшей разработки. Появ­ление этих записей в СМИ уже само по себе тянет на медийную спецоперацию. Посыл очевиден: нынешнее российское разведсообщество - бледная тень советского и работает до примитива топорно.

Подобные операции проводятся не столько для разрушения разведывательной сети, сколько для демонстрации самой возможности такой зачистки. Нынешний арест сигнализирует российской элите, что даже дипломатический паспорт и статус не гарантируют личную неприкосновенность. Обычно резидентов под дипломатическим прикрытием стараются не трогать, особенно в штаб-квартире ООН. И потому сам по себе сигнал очень важен, однако его истинное значение раскрывается в контексте второго события - в Лондоне.

Дело Литвиненко имеет все основания стать Рубиконом путинской России. Мокруха, в которой замешан глава государства, - дело нередкое. Однако он остается вне подозрений, пока не доходит до преступлений против человечности в рамках государственной политики. Милошевич, Хусейн и Каддафи - тому примеры

В прошлый понедельник начались публичные слушания по делу о смерти бывшего сотрудника российских спецслужб Александра Литвиненко, эмигрировавшего в Великобританию. В 2007 г. Борис Березовский утверждал, будто Литвиненко сказал ему в частной беседе, что ФСБ неизбежно должно его убить, поскольку он прикоснулся к коррупционным тайнам. Впрочем, думается, для "ликвидации" хватило бы и обвинений Владимира Путина в педофилии, а также заказе серии терактов, предшествовавших Второй чеченской войне.

Королевский адвокат Робин Там сообщил о намерении вызвать в суд около 70 свидетелей еще 26 сентября. Уже на первом заседании он процитировал предсмертное заявление Литвиненко, в котором покойный прямо назвал заказчиком своего убийства Владимира Путина. Это не что иное, как сигнал лично российскому президенту. Участие Путина в убийстве Литвиненко давно рассматривалось экспертами и прессой как данность. Однако впервые эта информация звучит в юридическом контексте.
Подробности дела почти девять лет тщательно скрывались британским правительством по той простой причине, что того требовали государственные интересы. В мире, где общественное мнение является не просто объектом манипуляций, но и серьезным инструментом воздействия на власть, такие вещи приходится учитывать. А ядерный терроризм в центре Лондона - не та шалость, на которую граждане королевства закрыли бы глаза. Даже ради Штокмановского месторождения (впрочем, и так отобранного - но это другая история). Теперь же Кремль сам развязал руки британской Фемиде. Что за этим последует?

Дело Литвиненко - дамоклов меч, висящий над российским президентом. В случае признания его заказчиком этого убийства Владимир Путин станет персоной нон-грата во всем цивилизованном мире. Ранее, когда он соблюдал приличия, в целом ограничивая свои имперские амбиции российскими границами (не считая Южной Осетии и Абхазии), Великобритания не считала нужным вспоминать о Литвиненко. Однако вся политика последнего года - начиная с аннексии Крыма и заканчивая обстрелом Мари­у­поля - переполнила чашу терпения.

Дело Литвиненко имеет все основания стать Рубиконом путинской России. Мокруха, в которой замешан глава государства, - дело нередкое. Однако он, как правило, подобно цезаревой жене, остается вне подозрений, по крайней мере публичных: обычно находится достаточно высокопоставленный стрелочник. До тех, впрочем, пор, пока не доходит до преступлений против человечности в рамках государственной политики. Милошевич, Хусейн и Каддафи - тому примеры. Но даже если обойдется без подобных крайностей, бизнес с Россией загоняется в область предосудительного и неприличного. На практике это, разумеется, отнюдь не означает прекращения сделок. Однако издержки по ним для российской стороны возрастут пропорционально рискам для репутации иностранных партнеров. Попросту говоря, все из России подешевеет, а все для России подорожает.

Ожидаемое изобличение Влади­мира Путина в лондонском суде несет и личную угрозу людям из его окружения, которые становятся соучастниками совершенных преступлений. Рас­смат­риваемые во временной совокупности события в Лондоне и Москве - вызов выживанию нынешней российской элиты. Либо каким-то образом внутри руководства страны произойдут перемены, в результате которых сменится внешнеполитический курс, либо этим людям придется нести личную ответственность за нынешнюю российскую политику. И так выбирающий между плохим к худшим - верностью вождю и потерей капиталов - российский политический бомонд оказывается в личном цугцванге.

Является ли такое давление на элиты действительно попыткой подтолкнуть политические изменения внутри страны, а главное, будет ли оно эффективным, говорить рано. Между тем в связи с непрекращающимися усилиями Кремля по эскалации насилия в Украине и виртуализацией внешней политики РФ времени на размышление у российского клуба миллиардеров остается все меньше.