• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Россия раскачивает Балканы. Как "Старая Европа" ей в этом помогает

Москва провоцирует очередной кризис на Западных Балканах

Подразделение специальных операций Косовской полиции
Подразделение специальных операций Косовской полиции охраняет территорию возле пограничного перехода между Косово и Сербией в Яринье, Косово, 22 сентября 2021 г. / EPA/UPG
Реклама на dsnews.ua

Россия и ее сателлиты на Балканах вновь дестабилизируют этот регион, пользуясь отсутствием консолидированной позиции ЕС.

Сейчас уже просматривается многоуровневая игра, в ходе которой были созданы несколько точек напряжения.

Первая точка напряжения. В конце июля тогдашний высокий представитель по Боснии и Герцеговине, австрийский дипломат Валентин Инцко ввел в криминальное законодательство БиГ положение об уголовной ответственности за отрицание геноцида в Сребренице 1995 г.

Запрет этот стал триггером для боснийских сербов во главе с членом президиума БиГ Милорадом Додиком и сербов в целом, которые отрицают, что эта трагедия была геноцидом. И, собственно, решение Инцко и реакция сербов были использованы Кремлем в качестве катализатора нынешней социально—политической эскалации в регионе.

Вторая точка напряжения. Опять-таки, в ответ на шаг Инцко руководство Республики Сербской начало бойкотировать работу институтов БиГ. А 27 сентября Додик заявил о намерении отозвать свое согласие на создание общих вооруженных сил Боснии и Герцеговины и формировании собственной армии. Это весьма серьезное заявление, которое грозит разрушением всей государственной архитектуры БиГ и новым кризисом на Балканах.

Третья точка напряжения — это все более натянутые отношения между Косово и Сербией.

Сербские правоохранители систематически отказывались пропускать в страну автомобили с косовскими номерами. Приштина 19 сентября отреагировала изменениями порядка пересечения границы, обязав сербов, проживающих на севере Косово, сменить номерные знаки с сербских на косовские.

Реклама на dsnews.ua

И события начали развиваться очень стремительно. Была запущена цепная реакция недружественных взаимных шагов властей Косово и Сербии.

19 сентябре на границе с Косово в пунктах "Брняк" и "Яринье" оперативно организовался протест против решения Приштины. Сербы устроили там палаточный городок, что вынудило Косово усилить меры безопасности.

Белград, а конкретно министр обороны Небойша Стефанович (запомните это имя) в ответ 23 сентября направил на границу войска.

И на сегодняшний день ситуация там по-прежнему нестабильная. Вернее будет сказать — взрывоопасная.

Убрать Вучича

Новый кризис в отношениях Белграда и Приштины стал причиной политического состязания в дисциплине "Кто больший патриот Сербии".

В нем периодически солирует президент Сербии Александр Вучич. Комментируя решение Приштины касательно автомобильных номеров, Вучич, например, обещает "не допустить унижения Сербии и ее граждан". Но и другие представители сербской власти не отстают. В частности, тот же министр обороны Стефанович, который сопровождал (именно так это выглядит) посла РФ в Белграде Александра Боца-Харченко и атташе по вопросам обороны генерал-майора Александра Зинченко в визите на военную базу под городом Рашка, который находится на границе между Сербией и Косово.

Примечательно то, что на эту демонстрацию активного участия россиян в текущих событиях в команде Вучича отреагировали неожиданно резко.

Так, Драган Шормаз, депутат от Сербской прогрессивной партии, лидером которой является Вучич, раскритиковал этот визит россиян на базу сербских вооруженных сил и, как сообщает Danas, обвинил Москву в том, что та своим влиянием дестабилизирует Западные Балканы. Дестабилизирует как такого рода визитами, так и организацией в Сербии протестов против ограничительных мер в прошлом году.

И заявление, казалось бы, партнеров Кремля, а также новый тренд в российских СМИ на критику Вучича и обвинения его в предательстве (один из примеров), свидетельствует о серьезном расколе в отношениях между Вучичем и Москвой.

Геополитический шпагат сербского президента между Европой и Россией Кремлю явно наскучил. Поэтому, судя по всему, Россия сейчас форсирует события и ведет игру против Вучича по белорусскому шаблону. Ведь Александр Лукашенко аналогично долгие годы балансировал между Россией и Европой, собирая сливки с обеих сторон и постоянно уверяя Путина в своей дружбе.

Но в 2020 г. Лукашенко, наконец, угодил в кремлевскую ловушку. Россия помогла ему справиться с массовыми акциями протеста против фальсификации результатов президентских выборов, и в итоге самопровозглашенный президент Беларуси капитулировал, согласившись, наконец, на завершение формирования Союзного государства. Теперь Беларусь — российский форпост на границе с ЕС.

То же и с Вучичем. В Кремле утомились наблюдать за тем, как сербский президент ведет двойную игру, ориентируясь, в том числе, на своего избирателя, который крайне заинтересован в сохранении тесного сотрудничества с ЕС.

Отсюда и развитие кризисных ситуаций. В первую очередь, на границе с Косово, где, к слову, уже засветились российские агенты влияния: белорус Денис Большаков, россиянин Олег Деркач и еще один гражданин РФ Сергей Белоус, который в свое время распространял фейки и о войне на Донбассе.

При себе у них была различная техника, вызвавшая подозрение у косовской полиции, которая в итоге двоих из них — Белоуса и Большакова — в страну не пропустила.

Это еще одно подтверждение того, насколько большое значение для Кремля имеет текущая картина событий на Балканах.

Вучича планомерно окунают в кризис. Вопрос в том, чем завершится это погружение: отвергнет помощь России и Кремль его "утопит", заменив более лояльной фигурой; либо же, подобно Лукашенко, он капитулирует перед режимом Путина.

Так или иначе, у России есть шансы на создание в регионе пояса нестабильности, используя сербов — как в Косово и Сербии, так и в БиГ.

Пояс нестабильности этот гипотетически может простираться от Адриатического и до Черного моря, поскольку Болгария, несмотря на череду шпионских скандалов, по-прежнему сохраняет тесную экономическую (товарооборот свыше $4 млрд, многомиллиардные инвестиции РФ), энергетическую (поставки энергоресурсов) и политическую связь с Россией.

Разброд и шатание

Что касается политической связи между Москвой и Софией, то ее иллюстрацией может послужить поведение Болгарии в вопросе евроинтеграции Западных Балкан.

София, отметим, выступает против евроинтеграции Северной Македонии, требуя, чтобы в Скопье признали: македонский язык происходит от болгарского.

А ведь не так давно путь Северной Македонии преграждал другой член ЕС — Греция. Их исторический спор привел к тому, что Северная Македония, собственно, согласилась стать Северной, а не просто Македонией.

И вот новая помеха евроинтеграции, которая на руку Кремлю.

Да и вообще Россия, следует признать, выбрала крайне удачный момент для раскачки Балкан, потому как европейские страны, в первую очередь "Старая Европа" (Дания, Германия, Франция, Нидерланды), как сообщает Reuters со ссылкой на переговоры внутри ЕС, выступают против интеграции Албании, Северной Македонии, Сербии, Черногории, опасаясь повторения последствий ускоренного вступления Болгарии и Румынии.

В противоположном лагере находятся Австрия, Италия, Латвия, Литва, Польша, Словения, Хорватия, Чехия Эстония — они поддерживают евроинтеграцию Западных Балкан.

И в членстве этих стран в ЕС многие видят эффективный инструмент противодействия российскому влиянию в регионе.

Выходит, что Западная Европа, прежде всего Берлин и Париж, стремясь защитить свое видение новой Европы посредством приостановки расширения ЕС, лишь помогает России вернуться на Балканы — на задний двор Евросоюза, откуда она смогла бы еще эффективнее дестабилизировать сам ЕС. 

    Реклама на dsnews.ua