Россия дала Монголии отступного за Байкал
25 февраля министр природных ресурсов и экологии России Сергей Донской бодро отрапортовал об успешной приостановке монгольского проекта строительства гидротехнических сооружений на реке Селенга, которые представляли собой серьезную угрозу для экологии Байкала.
"На сегодняшний день этот проект находится не в такой активной стадии, нет финансирования, соответственно, монголы не знают, как это будет продолжаться. Мы со своей стороны запросили и проводим оценку тех материалов, которые у них наработаны. Как и раньше, так и сейчас мы не оставляем этот вопрос без внимания", - заявил глава Минприроды, добавив, что Москва добивается отмены строительства в частности ГЭС "Шурэн" с 2014 года, задействовав ряд международных организаций.
Достучалась РФ и до спонсора проекта - Мирового банка. Ситуация с крупнейшим озером мира на самом деле плачевная и давно уже тревожит российскую общественность и экоактивистов. Особенно остро вопрос стал после катастрофического - ниже критической отметки - падения уровня воды в озере еще на 11 см.
Конечно же, игнорировать общественный резонанс и подвергать сомнению эффективность деятельности правительства российское руководство не могло. Не мог и президент России Владимир Путин. Именно потому, вероятно, 31 января подписал закон о ратификации межправительственного соглашения, которое РФ и Монголия подписали шесть лет назад. Это соглашение фактически означает списание 97,8% монгольского долга - 172 млн долларов. После чего монголам останется выплатить всего лишь примерно 2,2 млн долларов.
Списание долгов и предоставление кредитов уже давно является одним из способов влияния РФ на политические и экономические процессы в других странах. Ярчайший пример - это признание независимости некоторыми странами аннексированных у Грузии Абхазии и Южной Осетии. По данным СМИ, убедить пойти на игнорирование мнения международного сообщества Москве удалось такие державы, как Венесуэла, Вануату, Никарагуа, Науру. Венесуэла получила за это 2,2 млрд долларов, Никарагуа - 1 млрд долларов, островные республики в Тихом океане - Вануату и Науру - 23 млн и 50 млн долларов соответственно. Но это касается конкретного примера - легитимации последствий агрессии в отношении Грузии. Москва раскладывает свои яйца в разные корзины, стремясь получить либо определенные геополитические и геостратегические выгоды, либо чтобы добиться экономической выгоды; и тратит на это миллиарды долларов.
Российские СМИ информировали ранее, что за последние 15 лет на списание долгов уже ушло порядка 140 млрд долларов. Прокремлевская газета "Комсомольская правда" даже публиковала в декабре 2014 года топ-10 стран, которым Москва списала долги. В лидеры рейтинга выбилась Куба, которой простили 31,7 млрд долларов (правда это все же не помешало Гаване политически уплыть от Москвы к североамериканским берегам). Далее следуют Ирак (21,5 млрд долларов), который представляет интерес в контексте сокращения американского влияния; сразу несколько стран Африканского континента (более 20 млрд долларов), причем Алжиру списали 4,7 млрд в обмен на закупку российской промышленной продукции. Монголии, к слову, уже прощали 11 млрд долларов 13 лет назад. В список попали также Афганистан - 11 млрд (читай: Ирак), Северная Корея - 10 млрд (государство, идеально вписывающееся в стратегию РФ плодить хаос по всей планете), Сирия - 9,8 млрд (закупка российского оружия, сделки в сфере строительства, нефти и газа), Вьетнам - 9,53 млрд (остальные 1,77 млрд Ханой должен вернуть до 2022 года посредством инвестиций в российско-вьетнамские проекты на территории своей страны); Ливия - 4,5 млрд (в обмен - 2,2-миллиардный контракт для РЖД). Киргизии Москва "заплатила" почти 600 млн долларов за вступление в Таможенный союз.
О своей щедрости Россия не устает напоминать, пытаясь позиционировать себя в качестве доброй мировой сверхдержавы. Вот и в сентябре прошлого года министр иностранных дел Сергей Лавров упомянул ту же Африку, которую активно осваивает Китай, подчеркнув при этом, что "страна не навязывает политические модели нуждающимся странам, когда помогает им".
Спрашивается, зачем, например, было прощать колоссальные 30 млрд Кубе, если никакой выгоды кроме политической, да и то призрачной, здесь нет. Ответ, впрочем, очевиден: Кремлю в условиях добровольной изоляции крайне необходимы союзники, пусть даже не очень успешные в экономическом плане. Такими даже проще манипулировать и использовать, чтобы насолить своим "врагам". В случае с Монголией видится та же традиционная схема.
Кроме пиара со спасением Байкала, Россия заинтересована в усилении своего влияния на Улан-Батор. Монголия очень сильно зависит от РФ, но еще больше завязана на экономику Китая. По данным за 2014 год, Монголия получает из России 90% своих энергоресурсов, что делает ее уязвимой к росту цен. Однако главным импортером и экспортером остается Китай - 41,5% и 95,3% соответственно. На долю России как импортера приходится 27,4%. "Подминая" под себя монголов, РФ стремится уколоть Китай, чье постоянное расширение (политическое, экономическое, географическое) не может не беспокоить Москву. Да и тот факт, что Пекин, который когда-то заглядывал в рот СССР, а сейчас уже спокойно позволяет себе диктовать России выгодные прежде всего для себя условия (история с газом, например), определенно задевает российское кгбшное руководство. Это два. А три - характерная для РФ практика привлечь одной рукой, и...нет, не оттолкнуть другой, а пырнуть из-под полы.