Сможет ли Россия уговорить арабов не "ронять" цены на нефть
Глава российского внешнеполитического ведомства Сергей Лавров сейчас находится с официальным визитом в Саудовской Аравии. Официальная причина визита – обсуждение ситуации в Сирии и Ираке, вопросы обеспечения безопасности в зоне Персидского залива. Однако, не исключено, что главная цель вояжа Лаврова – убедить саудовцев не снижать цены на нефть, поскольку это нанесет серьезный удар российской экономике, сидящей на углеводородной игле. Согласно выводам Сбербанка РФ, страна не переживет снижение цену на нефть до $80/баррель.
По неофициальной информации, президент США Барак Обама во время своего весеннего визита в Саудовскую Аравию также вел переговоры по поводу нефтяного вопроса. Американский лидер пытался убедить саудовцев скоординировать с США увеличение поставок саудовской нефти на мировой рынок – в таком случае цены на "черное золото" упадут немедленно. Подобный прецедент уже наблюдался в 1979 году, когда Саудовская Аравия, в ответ на вторжение СССР в Афганистан, сократила стоимость на нефть до $ 20/баррель, что стало мощным ударом для советской экономики. Поговаривают, что во время переговоров с Обамой король Абдулла недвусмысленно дал понять, что согласен сотрудничать с Соединенными Штатами в обмен на американскую военную помощь сирийским повстанцам, в частности, вооружение их портативными зенитно-ракетными комплексами.
"ДС" поинтересовалась у экспертов, реально ли Москве договориться с Саудовской Аравией о уровне мировых цен на нефть и какие аргументы может выдвинуть Россия, чтобы уговорить саудовцев не снижать стоимость "черного золота"?
Политолог, экс-директор Департамента информационной политики МИД Украины Олег Волошин:
Переговоры о снижении мировых цен на нефть неизбежны, потому что рост цен более чем $110/баррель начинает тормозить только-только выходящую из кризиса мировую экономику. И речь идет не о намерении обвалить цены, а о попытке остановить их рост. И если это не сделает Саудовская Аравия, то это сделают сами Соединенные Штаты, просто "распечатав" свои колоссальные резервы нефти. Все эти наши мечты, что Саудовская Аравия при поддержке американцев обвалит цены на нефть, и это будет ударом по экономике России – это из области фантастики.
России не удастся уговорить Саудовскую Аравию удержать нефтяные цены. Россию вполне устаивает цена $ 100/баррель, конечно для нее $ 113/баррель лучше, но американцы и европейцы будут делать все возможно для того, чтобы снизить мировые цены на нефть.
Но даже если цены и упадут, это не будет драматическим. Что касается вообще ситуации на Ближнем Востоке, то Саудовская Аравия и Катар – это страны, которые имеют большие расхождения с Россией по поводу отношения к сирийской войны, и наши дипломаты должны были безвылазно сидеть в Эр-Рияде и Дохе. Почему мы занимаемся только Европой? Там и так все ясно – Украины морально поддерживают, но никакой военной помощи не будет. Надо активно вести переговоры с Саудовской Аравией и Катаром, которые могли бы нам поставить вооружение.
Но наш предыдущий министр иностранных дел Андрей Дещица предпочитал ездить туда, куда ему было удобно – в Европу. А вот российский министр иностранных дел Сергей Лавров ездит туда, куда нужно – в Азербайджан, Саудовскую Аравию. Россия ведет очень активную внешнюю политику. Сила россиян в инициативности. Они сумели нового египетского президента сделать почти своим союзником, хотя Египет последние 30 лет ориентировался на США, то это только благодаря инициативности и тому, что они не выставляют идеологических ярлыков и требований к своим партнерам.
Президент Центра ближневосточных исследований Александр Богомолов:
В последнее время Россия активно проявляет себя на Ближнем Востоке, и прежде всего – в Сирии. Москва последовательно поддерживает режим Асада в течение всей гражданской войны, которая происходит в Сирии. И если бы не поддержка России и Ирана, то, очевидно, что этот режим не устоял бы под давлением оппозиции. У Саудовской Аравии противоположные интересы – она поддерживает сирийскую оппозицию. Расходятся позиции России и Саудовской Аравии и по иракскому вопросу.
Сложный пасьянс интересов создает возможность каких-то переговоров, каких-то компромиссов. Насколько Россия может что-то действительно серьезное предложить Саудовской Аравии, чтобы получить какие-то гарантии в области энергетики, - говорить об этом можно, но результатов добиться сложно. У России нет рычагов давления на Саудовскую Аравию. Можно говорить о возможности каких-то торгов, каких-то компромиссов в политическом пространстве Ближнего Востока. Но вряд ли можно ожидать, что Россия принципиально изменит свою позицию в отношении последовательной поддержки именно определенных сил на Ближнем Востоке, которые являются оппонентами Саудовской Аравии. Есть возможности для переговоров, но нет пространства для серьезного сближения.