Россия –2025. К чему готовится Кремль

Хотят ли россияне завершения войны, как будет реагировать российская экономика на продолжение боевых действий и что будет происходить с российскими элитами в 2025 году

Getty Images

"Деловая столица" вместе с аналитической сетью Research Solutions подготовила исследование "Прогноз-2025. Что ждет Украину?" Сегодня мы публикуем первый текст в рамках этого проекта. Следующие части прогноза выйдут на страницах "ДС" в течение нескольких следующих дней.

Последние социологические опросы, проводимые как российскими исследователями, так и нашим изданием, позволяют понять, как структурировано российское общество в вопросе отношения к войне. Так, 35% россиян выступают за продолжение войны до полного уничтожения Украины как самостоятельного государства. Именно эти люди – главная промилитарная опора Путина. В то же время, часть этих людей (5-7%) довольно критически настроена в отношении российского президента. И как минимум половина выступающих за продолжение войны — пенсионеры, которые никогда не попадут в армию.

Еще 45% россиян выступают за остановку войны и готовы согласиться остановить ее по линии фронта. Важно отметить, что за последние полгода (с мая-июня 2024-го) мы видим тенденцию к росту числа сторонников остановки войны в поколении 35-45 лет. Очевидно, это связано с тем, что именно это поколение стало основой российской армии, поэтому именно в этой возрастной категории больше всего убитых и раненых. При этом значительная часть тех, кто сейчас выступает за окончание войны, являются идейными антипутинистами.

Приблизительно 20% взрослых граждан РФ не имеют ответа на вопрос: они за мир или войну. Они, судя по всему, готовы присоединиться к "победителю". Будет решение остановить войну — они согласятся. Будет решение продолжаьб войну — они готовы и к такому развитию событий.

Переговоры. Психология vs логика

Вопрос переговоров сейчас упирается в две вещи: психоэмоциональную (при чем эта эмоция прежде всего является эмоцией самого Путина) и прагматично-логическую (связанную с состоянием российской экономики).

Полномасштабное вторжение началось по трем причинам:

  • Путин считал, что быстрая победоносная война позволит вернуть России статус третьего полюса мира;
  • Путин считал, что быстрая победоносная война позволит вернуть России неограниченные полицейские функции на постсоветском пространстве;
  • Путин считал, что быстрая победоносная война позволит вернуть России статус славянского (русского, белого) православного государства, где не существует никакой угрозы национальной инверсии.

Сегодня можно утверждать, что Путин не достиг и при любых обстоятельствах не сможет достичь ни одной из поставленных целей в среднесрочной перспективе, измеряемой его физической жизнью. При этом он понимает, что продолжение войны резко ухудшает жизнь россиян и все больше толкает Россию в технологическую зависимость от Китая.

Согласно нашим исследованиям, в начале осени 62% россиян отмечали, что у них нет накоплений вообще или их хватит максимум на один месяц. Исходя из отраслевых и макроэкономических прогнозов можно предположить, что осенью следующего года количество тех, у кого не будет или практически не будет сбережений, достигнет 67-68%.

Для понимания экономической ситуации следует привести несколько важных цифр.

  • Рост цен на главные виды продуктов прогнозируется на уровне 10-20% зависимо от продукта. Рост доходов будет близок к нулю.
  • Падение рынка недвижимости прогнозируется на уровне 8–10%. И это при том, что на протяжении последних лет строительство было одним из главных драйверов российской экономики.
  • Согласно опросу российского союза промышленников и предпринимателей 37% компаний заявили, что их главная проблема – неплатежи.
  • Число банкротств компаний в 2024 году выросло на 40%. Пока это малый и средний бизнес. Крупнейшие компании будет поддерживать государство, однако тенденция очевидна.
  • Долги россиян сейчас составляют рекордные 1,44 трлн. рублей.

Если добавить ключевую ставку центробанка, которая составляет 21% и может возрасти до 23% уже в первом квартале следующего года, можно говорить о наличии системных кризисных явлений в российской экономике, которые в 2025-м будут только углубляться.

В 2023 году Кремль принял решение принести жизнь рядового гражданина РФ в жертву макростабильности. То есть, правительство делает все, чтобы обеспечить ряд защищенных статей бюджета за счет ухудшения жизни большей части населения. В 2025 году защищенными останутся только три статьи бюджета: ВПК, армия и пенсионеры (правда, индексация пенсий, судя по всему, будет несколько отставать от реальной инфляции). Все остальные слои общества, в первую очередь, чиновники и силовики, вынуждены будут "перетерпеть" этот период. В Кремле считают, что это не повлечет за собой никаких социальных взрывов. И с этим утверждением можно согласиться: никаких революций снизу пока не предвидится. Единственная реальная угроза – ухудшение социальной ситуации в угольных регионах. Сейчас эти регионы и ряд моногородов (практически половина ВВП России производится в 400 моногородах) начинают входить в зону риска возникновения социальных протестов, однако Кремль может сдерживать социальное недовольство в этих регионах.

В то же время, макропоказатели российского бюджета будут выполнены не в последнюю очередь благодаря инфляции. При условии стабильных поступлений от продажи нефти и нефтепродуктов власти смогут без проблем балансировать бюджет. Уже сейчас можно утверждать, что никакие реальные санкции против так называемого "теневого флота России" никто не будет вводить, а все предыдущие санкции остаются неэффективными. Единственный открытый вопрос — сдержит ли Дональд Трамп обещание опустить цену на нефть до 50$ за баррель, если Россия не пойдет на переговоры. Сейчас это основное опасение российских властей. Однако даже если этот сценарий начнет претворяться в жизнь, то не раньше третьего-четвертого квартала 2025 года. И даже если цена в 50$ закрепится надолго, запасы российской экономики позволят прожить 2025 год, сохраняя макростабильность. Да, в российском бюджете катастрофически не хватает денег на поддержание бизнеса и ключевых госкорпораций, что может стать причиной ряда громких банкротств на рубеже 2025/2026 гг. Однако 2025-й Кремль планирует пройти без каких-либо внутриполитических эксцессов. Впрочем, если ситуация будет развиваться по негативному сценарию (длительный период низких цен на нефть и начало банкротств или скрытых банкротств крупных предприятий) вторая половина 2025 может стать началом социальных беспорядков. В то же время все протесты, происходившие в РФ в последние годы, демонстрируют ту же закономерность, которую можно было увидеть в позднем СССР: спецслужбы могут справиться с беспорядками, если они возникают в одной-двух точках. Однако исходя из крайне медленной реакции этих спецслужб на сложные ситуации, ФСБ может начать пробуксовывать, если относительно масштабные социальные беспорядки возникнут одновременно в нескольких регионах.

Что касается китайской экспансии на российские рынки, то наше исследование показало: впервые в новейшей истории торговое сальдо станет в лучшем для России случае нулевым. Другими словами, половина экспорта российской нефти и целого ряда других сырьевых продуктов стоят меньше, чем станки и компьютеры из Китая. В 2025 году ситуация не изменится. Так что Россия, если не согласится на переговоры по окончанию войны и частичного снятия санкций, будет углублять технологическую зависимость от продукции, произведенной в КНР. Нынешние усложненные финансовые цепочки предусматривают накрутку конечной цены на товары в 5-10%, которая будет закладываться в себестоимость продукции, произведенной в стране и влияющей на инфляционные процессы.

Отдельно следует обратить внимание на то, что резко усложняются процессы по ремонту и замене оборудования, изготовленного странами, введшими санкции против РФ. Наиболее показательный пример – ситуация в авиационной отрасли и с ремонтом НПЗ. Это лучшие маркеры процессов, которые официальная Москва пробует умалчивать. Так, на конец 2024 года 34 из 66 самолетов Airbus, которые эксплуатировались в РФ, перестали летать из-за нехватки запчастей. Что касается НПЗ, то после обстрелов этих заводов украинскими БПЛА три завода так и не смогли завершить ремонты и полноценно запуститься. Причина та же: отсутствие запасных частей западного производства. И это только верхушка айсберга. Проблемы с невозможностью осуществления или высокой стоимостью ремонтов техники и оборудования (от сельхозтехники до производственных линий) станут вместе с резким удорожанием кредитов и отсутствием государственных дотаций главными проблемами российского бизнеса в 2025 году. Все это может привести к массовым остановкам на ремонт значительного количества предприятий, а также техногенных аварий, в том числе и на инфраструктурных объектах. Ситуации, когда в России замерзали или затоплялись целые города, будут случаться и в 2025 году. Просто пока никто не может спрогнозировать, где именно и когда произойдут столь масштабные катастрофы.

Фактически на чаше весов сейчас две опции: технологическое сползание России и попытка удовлетворить политико-исторические амбиции (речь идет о комплиментарных страницах в будущих учебниках по истории) одного человека — Владимира Путина.

Возвращаясь к вопросу переговоров, стоит отметить, что Путин к ним не готов. Согласиться на них он может по двум причинам:

  • Страх, вызванный внешними причинами. Это может быть только очень жесткая позиция США, желательно в привязке к договоренностям Вашингтона и Пекина.
  • Обвал фронта и капитуляция Украины.

Элиты Путина

Сегодня Владимир Путин не считает свои элиты субъектными, особенно в вопросах продолжения войны.

Нынешняя ситуация характеризуется несколькими важными моментами:

  • после президентских выборов Путин ликвидировал должность смотрителя ("смотрящего") за силовиками, переместив Дмитрия Патрушева на должность руководителя Морской коллегии;
  • в ФСБ де-факто образовалось двоевластие, когда первый заместитель руководителя этого ведомства Сергей Королев является и не первым, но и не вторым человеком;
  • после зачистки руководителей тыловых ведомств Минобороны эти процессы переносятся в другие силовые структуры (прежде всего, Росгвардию). При этом боевых генералов не трогают (за исключением тех, кто публично критикует высшее руководство армии);
  • на региональном уровне задача губернаторов сводится к двум вещам: не допустить социальных потрясений и роста негативных настроений по отношению к политике центральной власти. Иными словами, они должны либо найти громоотводы, либо сами ими стать;
  • на региональном уровне заработала программа инкорпорации (пока что минимальной) участников боевых действий в органы власти.

За последние два года Кремль начал активную кампанию по имитации борьбы с коррупцией. В этом году апофеозом этих усилий стал ряд задержаний чиновников Минобороны, однако исключительно тех, кто не причастен к боевым действиям. Тема коррупции останется главной страшилкой для большинства чиновников всех уровней. При этом само функционирование государственного аппарата РФ предполагает, что чиновник с определенного уровня не может не быть коррупционером. До арестов в Минобороны считалось, что есть определенный круг неприкосновенных, однако с середины 2024 это правило обнулилось. Теперь все чиновники России живут по принципу, сформулированному в эпоху Юрия Андропова: "ожидание вызова в КГБ и профилактическая беседа в КГБ страшнее ареста".

Если же говорить о системе управления на самом высоком уровне, то Путин будет продолжать любимую игру стравливания всех со всеми, сохраняя позицию арбитра. При этом не будет допускаться ситуация, при которой игроки из высшего круга управленческой вертикали будут уничтожены окончательно. История с потерявшим влияние Сергеем Шойгу, который при этом не оказался в тюрьме и не лишился состояния, — судьба тех, кто попадает в опалу.

25 марта как условная точка бифуркации для военных действий россиян

25 марта 2025 года вступают в силу новые правила бронирования военнообязанных в РФ. От мобилизации на 100% застрахованы только работники ВПК и силовики. Важно обратить внимание именно на силовиков: опора режима должна защищать режим, так что ее покупают не столько зарплатами, сколько обещаниями не отправлять на фронт. Все остальные россияне подпадают под мобилизацию (даже работники госорганов, хотя на центральном уровне бронь теряет всего 5%, а на нижнем региональном уровне – 30% работников). Этот шаг — признак того, что власть в центре ощущает окончательное исчерпывание тех, кого условно можно назвать добровольцами-контрактниками.

Последняя попытка вытянуть на войну относительно большие массы людей из-за списания банковских долгов до $90 тыс (вступило в действие с первого декабря 2024 г.) вряд ли приведет к массовому притоку добровольцев. По нашему мнению, речь может идти о 100-200 тыс. новых контрактников, что сопоставимо с планом по набору рекрутов за 2,5-5 месяцев. Это обойдется российскому бюджету в 1-2 трлн рублей.

Другими словами, российские власти готовят фундамент для проведения еще одной волны мобилизации. При этом выплаты мобилизованным будут значительно меньше выплат контрактникам: власти что-то дадут, но это явно будут не нынешние $20 тыс.

Будет ли проведена эта мобилизация в конце весны? Все будет зависеть от переговорного процесса.

Пока можно констатировать следующее:

  • если до мая война в Украине не будет заморожена, вероятность ее затягивания еще на месяцы (год) резко возрастает;
  • россияне готовятся к обоим сценариям: заморозки и продолжения войны.