Резолюция ПАСЕ о языках меньшинств. Почему Украина избежала поражения
Сегодняшние срочные дебаты ПАСЕ по языковой статье нового закона Украины "Об образовании" потенциально могли стать еще одной внешнеполитической катастрофой. Но не стали, пишет Depo.ua.
Конечно, ПАСЕ приняла довольно острую резолюцию, в которой призвала Украину внимательно следить за правами меньшинств и увеличить, по возможности, период адаптации к новому закону.
Конечно, из документа вычистили все упоминания о том, что обучение исключительно на языке меньшинств делает юных представителей этих меньшинств менее конкурентоспособными на рынке труда и затрудняет их доступ ко всеукраинскому рынку труда.
Конечно, нам порекомендовали ознакомиться с методиками преподавания официальных языков представителям меньшинств, которые наработаны другими странами СЕ.
И даже заявили о наличии "ряда юридических вопросов к закону".
Но сухой остаток от резолюции оказался не совсем таким, на который надеялись в Будапеште, Бухаресте и Варшаве.
В документе остался упор на праве Украины защищать государственный язык, а также на том, что язык объединяет государство.
Вместе с тем ПАСЕ посоветовала соседям, которые стремятся защитить права меньшинств в Украине, обеспечить аналогичный объем прав для украинского меньшинства в их странах. Что, очевидно, не будет проблемой для Польши, где украинские учебные заведения появляются как грибы после дождя, но выглядеть серьезным вызовом для Венгрии.
И самое главное, самым практичным призывом стало требование дождаться выводов Венецианской комиссии и принять их во внимание.
Что вряд ли вписывалось в сценарий полного успеха для венгерских и румынских дипломатов, которым с начала конфликта явно хочется самим стать источником юридической истины в последней инстанции и которые берутся толковать как букву и дух европейских договоров, так даже Конституцию Украины, которой, на их взгляд, противоречит новый закон об образовании.
При этом Украине повезло с докладчиком. Андрес Херкель, член делегации Эстонии, наверное, довольно хорошо понимает причины, которые подтолкнули украинский парламент к принятию закона об образовании в той редакции, в которой он был принят. Если бы доклад сегодня готовил кто-то другой и необязательно даже симпатизирующий венграм или румынам, результат мог бы быть для Украины заметно хуже.
Еще одним фактом, который добавил украинской стороне симпатий, стала мутная афера руководства Совета Европы вокруг антироссийских санкций, которая нравится далеко не всем европейским парламентариям и подталкивает их к более доброжелательному отношению к Украине.
Но, несмотря на все эти преимущества, произошло то, что произошло. И весьма значимым является тот факт, что, несмотря на негативное голосование украинской делегации, резолюцию поддержали 82 из 110 депутатов. Что является гарантией того, что заключительный документ не был результатом "заговора венгров, румын и их друзей", а почти единодушной позицией европейских парламентариев.
Поэтому вся история с законом об образовании наглядно демонстрирует достаточно простую вещь. В случае принятия законов, которые могут привести к конфликту с европейскими соседями, Верховной Раде было бы совсем неплохо предварительно консультироваться с Министерством иностранных дел. И в особо сложных случаях отправлять в Венецианскую комиссию противоречивые законопроекты, а не противоречивые законы.
И тогда на гипотетических будущих заседаниях ПАСЕ украинская делегация могла бы защищать свою позицию, опираясь на выводы авторитетных юристов, а не исключительно силой собственного авторитета, опровергая не совсем правдивые трактовки принятых документов со стороны откровенных противников. В таком случае в конечном итоге и противники не стали бы доводить дело до срочных дебатов.