Режим Асада причастен к 98% случаев химатак в Сирии, - Global policy institute (ИНФОГРАФИКА)
Группа действует с 2003 года при поддержке, в частности, европейских государств и органов ЕС.
Так, в результате исследователям удалось прямо или косвенно подтвердить 336 химических атак, вина за 98% которых лежит на режиме президента Башара Асада (остальные 2% атак нанесли террористы ИГИЛ). Еще 162 сообщения о применении химоружия остались неподтвержденными.
Анализ примененных отравляющих веществ и боеприпасов показал, что большая часть химических атак представляла собой сброс кустарно изготовленных боеприпасов, снаряженных хлором. Авторы отмечают, что хлор имеет ряд преимуществ перед боевыми отравляющими веществами. Так, он не входит в число веществ, запрещенных Конвенцией по запрещению химического оружия, поскольку имеет широкое промышленное применение. Последнее означает, что сирийские власти имеют практически неограниченный доступ к запасам хлора, что и позволило нанести столько химических атак.
По данным исследователей, в ходе большинства атак с применением хлора боеприпасы сбрасывались с сирийских военно-транспортных вертолетов Ми-8/Ми-17. Авторы отмечают, что конструкция боеприпасов (которые в последние годы представляли собой промышленные хлорные баллоны с импровизированными стабилизаторами, а также колесиками для сброса из грузового отсека вертолета) не позволяет их точечное применение. После появления у повстанцев ограниченного количества ПЗРК сирийские вертолеты стали сбрасывать боеприпасы с большой высоты, что также снизило их точность.
Анализируя места падения боеприпасов, авторы делают вывод, что они применялись в основном против гражданского населения. Согласно докладу, химическое оружие - только часть стратегии неизбирательных ударов, которую сирийский режим последовательно применяет практически на всем протяжении конфликта. Цель этой стратегии - лишить противников Асада поддержки местного населения и принудить мирных жителей к бегству, что делает оборону населенных пунктов невозможной. Характерным примером успеха такой стратегии стала битва за Восточную Гуту, где неизбирательные (в том числе химические) бомбардировки привели к подписанию "соглашений о примирении" - фактической капитуляции повстанцев.
Кроме того, исследователи отмечают, что применение хлора в качестве химического оружия географически и по времени совпадает с присутствием на фронте группировки проасадовских ополченцев "Силы тигра" ("Кават ан-Нимр"). Здесь следует отметить, что в последние годы группировка тесно сотрудничает с российскими военными - ее командир полковник Сухейль аль-Хасан был неоднократно замечен в обществе российских офицеров.
В докладе также говорится, что после первого ракетного удара США в ответ на химическую атаку в апреле 2017 года не наблюдалось случаев применения зарина, а после американо-франко-британских ударов в апреле 2018 прекратилось и применение хлора. Такое ограниченное вмешательство, по мнению исследователей, способно облегчить страдания мирного населения без попыток насильственной смены режима.
Напомним, американский Сенат принял новые санкции против России, Сирии и Ирана за военную помощь сирийскому президенту Башару Асаду.