Рейтинг на трагедии. Почему покойный Качинський был умнее своих однопартийцев
Польша впервые на государственном уровне отметила Национальный день памяти жертв геноцида, совершенного украинскими националистами против польских граждан Второй Речи Посполитой. Памятный день с таким длинным названием Сейм установил в июле прошлого года. О чем говорили польские высокопоставленные политики и какие выводы следует сделать Украине?
Волынских торжеств в Польше было в последние дни несколько, их можно условно разделить на "общественные" и "официальные". Первые проводили общественные организации, часто при поддержке местных органов власти, вторые инициировали политики государственного уровня.
Седьмого июля Сейм минутой молчания почтил память жертв Волынской трагедии. К такому действию призвал депутат оппозиционной Польской крестьянской партии Петр Згожельский, предварительно раскритиковав правящую "Право и справедливость" за слишком мягкие действия по отношению к Украине: "Мы, поляки, должны прежде всего иметь в виду, что эти преступления подтверждены, доказаны, но их жертвы должным образом не почтены в Украине", - отметил он.
Несколько дней спустя, во время общественных торжеств "в память жертв ОУН и УПА" в центре Варшавы Петр Згожельский стоял рядом с депутатом-националистом Робертом Винницким, а письмо участникам церемонии выслал спикер польского Сейма Марек Кухциньский. В рамках церемонии один из организаторов общественных торжеств, Витольд Листовский, публично возмущался, что Украина, которая "с радостью принимает помощь от нашей страны, не извинилась и не осудила преступлений". По мнению активиста, в Украине процветает "культ Бандеры и неприязнь к польскому народу".
"Год назад я спросил президента Порошенко, когда Украина осудит преступление геноцида, но я не получил никакого ответа. В этом году через посольство мы выслали наши требования в связи с тем, что происходит в этой стране", - говорил Листовский.
Память на польских условиях
Участники общественных церемоний все время подчеркивали, что они "не против Украины, а против Бандеры", хотя во многих выступлениях слышался знак равенства между "украинцами" и "бандеровцами". О том, что украинские чиновники, в частности президент Порошенко, просили у поляков прощения за преступления, как и то, что 11 июля Посольство Украины в Польше организовало торжества памяти жертв трагедии, не упоминали. В украинскую церковь, кроме работников посольства, пришли единицы.
Между тем во вторник прошла государственная церемония с участием чиновников и почетного караула Надбужанского округа польской пограничной службы. В столичном Волынском сквере почтили память убитых и открыли специальную информационную таблицу.
В отличие от общественных торжеств во время официальной церемонии неоднократно подчеркивалось, что Волынская трагедия не является препятствием в строительстве польско-украинских отношений. Письмо президента Польши зачитала глава его канцелярии Халина Шиманьская. "Истина о том, что произошло на Волыни, не угрожает отношениям между нами, поляками и украинцами, а принятие волынской правды не подорвет, а укрепит нашу дружбу и сотрудничество", - написал президент Анджей Дуда, который в тот день находился в Гданьске.
"Без сомнения, целью этого значительного геноцида было уничтожение людей польской национальности, их нужно было уничтожить, устранить", - добавил в Гданьске Дуда.
На варшавскую церемонию, в свою очередь, пришли министр обороны Польши Антони Мацеревич и глава "Права и справедливости" Ярослав Качинський.
По словам министра обороны, произошедшее 74 года назад "было спланировано, имело свою цель и преступную форму".
"Это был инстинкт мести, долгосрочный план, который был направлен на истребление польского населения, проживавшего в этих районах в течение сотен лет, - говорил Мацеревич. - С другой стороны, цель этого геноцида - разделить людей, посеять ненависть и страдания между братскими народами", - подчеркнул он.
По его словам, у "волынского геноцида" был свой прототип - "это был геноцид немецкий, геноцид Гитлера, и было свое следствие, которым был советский геноцид, геноцид российский", - сказал Мацеревич.
Плоды благоразумия
На фоне организаторов общественных церемоний и депутатов оппозиции заявления представителей "Права и справедливости" по волынскому вопросу выглядят наиболее умеренно и рассудительно. В то время, когда политические оппоненты "ПиС" кричат, представляя условных украинцев: "Кайтесь за Волынь!", - депутаты правящей партии указывают, что должна быть "истина", "гибли также граждане украинской национальности", "виной всему тоталитаризм".
В то же время, чтобы понравиться своему электорату, во многом радикальному по волынскому вопросу, политики "Права и справедливости" присвоили часть лексики крайних организаций. Это известный уже "геноцид" или лозунг "Украина не войдет в Европу с Бандерой", который сперва сказал Ярослав Качинський, потом подхватил глава польского МИДа Витольд Ващиковский, а вечером 11 июля повторил канцлер Минобороны Польши, ответственный за идеологию Михал Дворчик.
"Ни постсоветская, ни националистическая Украина не приемлема, - говорил он. - Если Украина хочет присоединиться к семье европейских народов, она должна смотреть правде в глаза и должна справиться со своей беспокойной историей".
"Истина" как электоральное ноу-хау
Дворчик разъясняет также суть ситуации с президентом Порошенко. Претензия "почему Украина еще не покаялась" из Польши нередко адресуется именно ему, хотя в прошлом году в том же Волынском сквере он стал на колени перед памятником жертв и уже несколько раз от имени украинского народа просил прощения за трагедию.
Так вот, по мнению Дворчика, Порошенко старается не касаться непосредственно вопросов ОУН и УПА, но он виноват в том, что сдержан по отношению к главе Украинского института национальной памяти Владимиру Вятровичу. А именно последнего в Польше назначили Настасьей Филипповной украинской националистической политики на государственном уровне.
И именно так выглядит аморфная "польская истина" по отношению к волынским событиям. Мы вроде бы и за Украину, но на наших жестких условиях, мы вроде бы и видим жесты украинских политиков, но они недостаточны, мы вроде бы и поминаем жертв, но будем делать это отдельно, а там скажем, что мы не против украинцев, но мы за истину.
Это - существенное отличие от предыдущей ситуации. Когда в 2008 г. покойному президенту Польши, бывшему лидеру "ПиС" Леху Качинському предложили принять патронат над 65 годовщиной Волынской трагедии - церемонией, похожей по сценографии на нынешние, тот категорически отказался, понимая, что тем самым рискует спровоцировать антиукраинскую истерику. Сейчас "ПиС" такую истерику благословляет, но пытается в ее рамках соблюдать приличия на фоне других участников.
Понятно, что это переходный период к более жестким позициям. И они уже твердеют даже в "Праве и справедливости", которая на всех парах готовится к выборам в местные органы власти в 2018 г. В отличие от министра обороны политик самоуправления не обязан говорить о поддержке воюющего востока Украины, а вот порассуждать о расцвете бандеровской идеологии у партнерского городка в Галичине, чтобы уязвить соперника, подписавшего договор сотрудничества, - запросто.
Это уже делается. И приводит часть политиков на востоке Польши, где сильны антиукраинские настроения, к аффилированным с Кремлем силам. Ни Украине, ни Польше, а главным образом - "ПиС" такие устремления местных партийных деятелей не пойдут на пользу.
Игорь Исаев - главный редактор Мультимедийного портала украинцев Польши PROstir.pl