• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Революция на паузе. Есть ли шанс спасти европейскую мечту грузин

После разгона полицией протеста против фальсификации выборов оппозиция призвала сторонников приостановить акцию. Тактическая пауза или сигнал о согласии на политические торги?

Протесты против фальсификации выборов в Грузии. Фото: Getty images
Протесты против фальсификации выборов в Грузии. Фото: Getty images
Реклама на dsnews.ua

16 ноября Центризбирком объявил о победе партии "Грузинская мечта" на состоявшихся 26 октября парламентских выборах. Партия власти получила 53,9% голосов, что позволяет ей сформировать монобольшинство. Оппозиционные партии, которые хоть и договорились не бороться друг с другом, но пошли на гонку отдельными колоннами, могут создать четыре фракции: "Коалиция за перемены", "Единство — Национальное движение", "Сильная Грузия" и "Гахария за Грузию". Могут, если согласятся взять депутатские мандаты. После объявления предварительных итогов гонки лидеры этих политсил пригрозили не вхождением в парламент. До сих пор они обещания придерживаются, что не дает "Грузинской мечте" начать работу парламента.

Согласно статье 38 конституции Грузии первое заседание новоизбранного парламента проводится не позднее, чем через 10 дней после официального оглашения результатов выборов, первое заседание назначает президент и оно полномочно с момента признания полномочий 2/3 членов парламента. У "Грузинской мечты" 100 депутатов нет, есть 89. Итак, если до 26 ноября парламент не заработает, возникнет политико-правовая коллизия, решить которую можно путем переговоров партии власти с оппозицией.

После выборов 4 года назад сложилась похожая коллизия: в результате выборов 31 октября 2020-го у пророссийских "мечтателей" под руководством олигарха Бидзины Иванишвили не было 50% поддержки, не было ее и у проевропейских оппозиционеров. Последние отказались брать мандаты, обвиняя власть в фальсификациях и требуя перевыборов. Кризис продолжался, пока при посредничестве Евросоюза стороны сошлись посередине: "Грузинская мечта" соглашалась на досрочные выборы в случае, если на местных выборах не наберет минимум 43%. Набрала около 50%. Неужели в оппозиции кто-то действительно считал, что на местах сфальсифицировать результат будет сложнее, чем во время парламентских выборов? Оппозиционеры заявляли об обмане. Хотя здесь более целесообразно сказать, что они обманулись сами.

Договариваться или искать предателей среди оппозиционеров. Что выберет Иванишвили?

Кратко опишем нынешнюю ситуацию. Фракция Иванишвили имеет численность, достаточную для вынесения вотума доверия своему правительству (для этого достаточно простого большинства), однако сначала нужно запустить работу парламента. Во власти говорят: могут начать работу и без оппозиционеров, потому что у них есть большинство. На самом деле, могут только при условии, если какая-то из оппозиционных фракций перебежит в лагерь "мечтателей". У всех четырех оппозиционных сил достаточно "штыков", чтобы получить золотую акцию от олигарха Иванишвили. Пока предателей нет, но знатоков грузинской политической кухни беспокоит, что оппозиционеры очень слабо проводят протесты против фальсификаций на выборах. Усиливая впечатление, что некоторые просто набивают себе цену. Впрочем, может это впечатление и ошибочно.

Второй вариант – договориться, как в 2020 году. Такой поворот выглядит вероятным, но отличным от истории четырехлетней давности, потому что нынешняя ситуация иная. Во-первых, за последние 4 года властная партия вместе со своими маргинальными соратниками в парламенте приняла решения, без отмены которых переговоры с оппозицией (если она будет оставаться единой) принципиально невозможны. В первую очередь речь идет о скопированном у России законе об иноагентах. Иванишвили уступать отказывается. И в этом вопросе, и в вопросе новых выборов. Так что пока нет даже точек соприкосновения для начала переговорного процесса.

Во-вторых, в отличие от политического кризиса 2020 года, урегулировать который европейским политикам было важно, поскольку Грузия рассматривалась как потенциальный кандидат в члены ЕС, отношения между Европой и Грузией сейчас заметно остыли. Главный виновник — "Грузинская мечта", но не только она, а и оппозиция. Массовые протесты против принятия законов, нарушающих права человека, были, однако после этого оппозиционные силы не сделали два ключевых шага для победы над пророссийской партией: они лишь формально едины, пока есть общий оппонент; у них нет харизматичного лидера, способного всех объединить.

Реклама на dsnews.ua

Вакуум лидерства заполняет 72-летняя президент Саломе Зурабишвили. Чья каденция кончается. Она не принимает результаты выборов, апеллирует к народу на митингах и намерена обратиться в Конституционный суд. Ее даже вызывали на допрос в прокуратуру, но она отказалась. Однако Зурабишвили признает иллюзорность выигрыша в Конституционном суде. Говорит: судебная ветвь власти в Грузии, как и все остальные, давно не является независимым в условиях правления "Грузинской мечты". И как идеалистка, надеется на совесть "тех судей, которые должны сделать свой выбор: какую страну я хочу и в каком направлении должна идти эта страна".

Но, похоже, не все оппозиционеры верят в искренность Зурабишвили. Так, глава партии "Единство — Национальное движение" Тина Бокучава считает, что президент может стать объединителем только при условии помилования Михеила Саакашвили (это может сделать президент). Тогда избиратели этой партии воспримут Зурабишвили как лидера, способного вести нацию вперед.

Революция на паузе или ее отменили?

Вернемся к отношениям европейских и грузинских политиков. Европейцы пытаются повлиять разновекторно. Первый вектор направлен в сторону оппозиции. Недавно группа депутатов Европарламента от восьми государств приняла участие в митинге проевропейских сил, призвав протестующих бороться и не сдаваться. Это сигнал оппозиции, которая скоро уже месяц как собирает митинги в столице Грузии, однако без сдвига в свою пользу. После разгона акции полицейскими оппозиционеры устами одного из своих лидеров Зураба Джапаридзе призвали протестующих взять паузу, потому что оппозиция разрабатывает новый план. Почему не действует нынешний? До разгона митингующих власти пытались демонстрировать, что шум на площадях Тбилиси ее не страшит. Изменится ли что-нибудь после применения силы?

Здесь многое зависит от остроты острия вектора, нацеленного на власть. Официальному Тбилиси дают понять, что Евросоюз не будет терпеть отступление от демократии и вот-вот поставит под сомнение легитимность власти. Это повлечет за собой ряд неприятностей для граждан Грузии, в том числе отмену безвиза. Но все может обернуться иначе, если восторжествует демократия. То есть политические оппоненты придут к согласию. Европа не хочет терять геополитически важную Грузию, которая и так сделала значительный крен в сторону России. Поэтому, видимо, не предпринимает резких шагов для наказания сфальсифицированных выборов. К примеру, с упомянутыми евродепутатами представители партии власти встретиться не захотели. Впрочем, никто не заявлял, что европейским политикам, которые не нравятся официальному Тбилиси, запрещено туда приезжать. Следовательно, все стороны оставляют открытыми пути для торгов.

Глядя на события в Грузии, можно поймать себя на мысли, что подобная история была у нас в первые месяцы Евромайдана. Западные гости выступали на революционном Майдане в Киеве. При этом становились посредниками между властью и оппозиционными силами. А те так же не могли между собой выделить одного лидера и объединились только против общего врага. Потом водоворот событий закрутился так причудливо, что все участники процесса вынуждены были реагировать на быстротечную ситуацию. Не исключено, что именно так произойдет и в Грузии.

    Реклама на dsnews.ua