Республика Беларусь, немного севернее КНДР. Как Лукашенко отомстил миллионам соотечественников
Лукашенковская Беларусь на глазах превращается в клон Северной Кореи. Белорусская оппозиция инертна и неэффективна, евробюрократия — неповоротлива. Между тем, сотни тысяч политических и экономических эмигрантов попали в сложное положение и нуждаются в немедленной помощи
Начиная с 5 сентября, согласно указу Александра Лукашенко, граждане Беларуси не могут получать в консульствах за границей новые паспорта взамен истекших. Им необходимо будет приехать для этого в свою страну. То же касается сделок с недвижимостью и личным транспортом. Есть в указе ещё один интересный пункт: отныне при обращении в консульства у белорусов могут изымать действующие паспорта.
Суть проблемы
Между тем, для многих белорусов, постоянно проживающих за границей, такой приезд означает арест, неправый суд и многолетнее заключение. Не говоря уже о том, что в Беларуси действует смертная казнь, в том числе и за "измену родине".
Для белорусов, живущих по ВНЖ, в том числе и в Украине, лукашенковский указ означает не только потерю имущества, оставшегося на родине, но и множество непреодолимых проблем в эмиграции. И для продления временного ВНЖ, и для получения гражданства другой страны на основе постоянного ВНЖ нужны документы и справки, получаемые в Беларуси. Тут действует общий порядок для всех стран, без учета особенностей правящего режима. Масштаб проблемы, порожденной указом Лукашенко, просто огромный. Только после после событий 2020 года, спасаясь от репрессий, из Беларуси выехало более 500 тысяч человек. Причём это минимум, на самом деле, полмиллиона – сильно заниженная цифра. Политических эмигрантов, за все годы пребывания Лукашенко у власти, наверняка больше миллиона. И вот сейчас эти люди буквально повисли в воздухе.
В одной только Украине белорусских эмигрантов – за сотню тысяч. Многие живут тут по многу лет и стали частью украинского общества. Они обросли недвижимостью, знакомыми, работой. Многие воюют за Украину. Иными словам, проблема, которую в один ход устроил эмигрантам Лукашенко, для нас вовсе не абстракция, где-то на другом конце света, а совершеннейшая конкретика. И с этим нужно немедленно что-то делать.
Лучше было бы, конечно, делать что-то в рамках ЕС, а также стран, претендующих на вступление, и в тесном контакте с организованной белорусской оппозицией. Но это долго и сложно. Еще весной офис Светланы Тихановской заявил о том, что готовит "паспорт новой Беларуси" — удостоверение личности и проездной документ для политэмигрантов — но всё утонуло в бюрократических проволочках.
В офисе Тихановской обещали, что альтернативные паспорта будут действовать в пределах шенгенской зоны, а изготавливать их будет страна-партнер, поскольку у национального паспорта каждой страны есть буквенный код, который присваивается решением ООН. В случае с Беларусью этот код уже принадлежит официальному Минску. Среди возможных партнеров назывались Эстония или Исландия, то есть вопрос решен не был.
После появления указа Лукашенко из офиса Тихановской сообщили, что работа над созданием "паспорта новой Беларуси" продолжается, и пообещали, что уже в сентябре вопрос будет обсуждаться с Еврокомиссией, а позже с Европарламентом и ООН. В общем, это очень надолго. Если идею вообще не утопят в бесконечной говорильне. А, между тем, вопрос нужно решать немедленно.
Кроме того, паспортная война, устроенная Лукашенко, не ограничивается запретом на замену паспортов в консульствах Беларуси. Как стало известно, минские власти стали выдавать белорусские паспорта вагнеровцам, причем, на другие имена. Залегендированные таким образом вагнеровцы смогут легально въезжать на территорию ЕС через пограничные переходы. Едва ли для туризма или продолжения образования. Гораздо вероятнее — для совершения диверсий и терактов.
Иными словами, полное закрытие границы с Беларусью, о котором говорили уже давно, определенно, назрело. Но и простое закрытие границы тоже не решит вопрос – злокачественные новобелорусы из числа вагнеровцев полезут на Запад через другие страны. А, значит, каждый владелец недавно полученного белорусского паспорта должен уже сегодня подвергаться тщательной проверке.
На первый взгляд выглядит странно, что Россия пока не пошла путем Лукашенко. Хотя и в российских консульствах политэмигрантам всё чаще отказывают в выдаче нового паспорта взамен истекшего, мотивируя это неизвестно откуда взявшимся административным штрафом либо просто без указания причин, и предлагая решить проблемы, съездив в Россию. Но такие действия носят пока индивидуальный характер. На самом деле всё объясняется просто: российская агентура с двойным гражданством или с российским паспортом и видом на жительство в ЕС, гораздо более многочисленна, чем белорусская. И еще не факт, что всех приехавших за новым паспортом в Россию, впустят потом обратно.
Что можно сделать?
Прежде всего, нужно осознать, что это – украинская проблема. Да, и проблема ЕС тоже, и, разумеется, проблема эмигрантов-белорусов, но её решение в общеевропейском или общезападном масштабе – дело долгое. А украинскую проблему можно и нужно решить быстро: продлить истекающие временные ВНЖ для белорусов еще на год по простому заявлению их владельцев, без каких-либо дополнительных документов; продлить украинским волевым решением истекающие загранпаспорта белорусов, имеющих ВНЖ в Украине на несколько лет- на три или на пять, просто поставив в них украинский штамп, и внеся этот факт в свою базу; обратиться к другим европейским странам с просьбой признавать этот штамп плюс украинский ВНЖ как документ, дающий возможность выезжать из Украины. Предложить на уровне ЕС последовать украинскому примеру и создать общую базу таких продленных паспортов.
Поскольку, наверняка найдутся и те, кто по разным причинам утратил паспорт, нужно ввести для них документ, выдаваемый уже в Украине. Очевидно это ещё один довод для введения паспорта негражданина – не как инструмента ограничения в правах, а как способа помочь политическим эмигрантам нашедшим убежище в Украине, и не получившим по каким-либо причинам украинского гражданства. Идея паспорта негражданина обсуждается уже давно, и сейчас самое время сдвинуть это обсуждение с мертвой точки, а заодно распространить право на такой паспорт на эмигрантов из стран, где правят тоталитарные режимы, не имеющих в связи с этим возможности возобновить свои документы в обычном порядке.
И, наконец, почему Украине было бы правильно проявить оперативность в этом вопросе? Помимо того, что проблема белорусских эмигрантов, как уже сказано, глубоко украинская проблема, оперативное решение вопроса с паспортами повысило бы влияние Украины на белорусскую оппозицию в целом. Что, с учетом, мягко говоря неоднозначной позиции её официальных лидеров по отношению к России, было бы для нас совсем не лишним.