Историческая пустота. Как Байден многословно умудрился не сказать ничего
О чем сказал и не сказал президент США в своей исторической речи
Президент США Джо Байден посетил Польшу с двухдневным визитом. 25 марта он прилетел в польский Жешув (Ряшев) в ста километрах от польской границы, где встретился с польским президентом Анджеем Дудой. А 26-го в Варшаве Байден выступил с речью о ситуации в Украине. Эта речь была широко анонсирована, и даже заявлена, как историческая — верный признак того, что в ней не прозвучит ничего нового. Так и случилось.
Непосредственно перед выступлением Байдена и после него Россия обстреляла ракетами Львов. Это был предельно ясный ответ Путина и на визит Байдена в Польшу, и на его еще не произнесенную речь. Москва дала понять, что не намерена идти ни на какие компромиссы.
Сама речь Байдена, как и положено, был эмоциональной и наполненной яркими образами. У американского президента отличные спичрайтеры. Полностью речь можно послушать на ютьюбе, есть перевод на украинский язык.
Есть также вариант с русским переводом.
Мы же поговорим о сути сказанного и не сказанного, отложив эмоции и красивости в сторону.
О чем сказал Байден
Борьба за свободу и демократию – долгий процесс. Мы не одержим победу за пару дней или пару месяцев, нам всем нужно готовить себя к долгой борьбе.
Украинцы – молодцы, а Украина сейчас – на передовой линии в борьбе за демократию и за свободу. Ну, да, мы в курсе.
В последние годы в мире подняли головы автократические режимы. Мы тоже в курсе. А кто им позволил поднять головы своим бездействием? Мы знаем, кто — а вы?
Борьба за демократию не закончилась с окончанием Холодной войны, некоторые автократы за последние 30 лет пытались преодолеть верховенство права, сегодня Россия задушила у себя демократию и пытается сделать это и в других странах. Россияне фальшиво говорят об этнической солидарности, а Путин сказал, что хочет денацифицировать Украину — это циничная ложь.
А что делал Запад эти 30 лет? Укреплял свою энергетическую зависимость от России и позволял богатеть российским олигархам?
Европа должна освободиться от российских энергоносителей, и США готовы ей в этом помочь.
НАТО защищает демократию, Альянс никогда не угрожал России. В преддверии кризиса США и НАТО в течение многих месяцев пытались сотрудничать с Россией, и предлагали дипломатические средства урегулирования этой проблемы. Россия с самого начала была склонна к насилию. Мы неоднократно говорили о том, что Россия готовит вторжение в Украину.
Эта война стала стратегическим провалом для России. Действиям России нет никакого оправдания. Это был российский выбор — выбрать войну.
Мы действуем быстро и решительно по отношению к России. Мы ввели жесткие санкции против российской экономики и ЦБ. Благодаря санкциям рубль превратился в пепел, мы нанесли удар в самое сердце российской экономики, чтобы они не могли финансировать войну. Соединенные Штаты ввели санкции против 148 российских олигархов, которые являются главными архитекторами этой войны, и членов их семей. Мы захватили их имущество, их роскошные яхты, их дома. Более 400 международных компаний полностью ушли из России. Американский доллар стоит уже 200 российских рублей. Вообще-то 102 рубля, но не будем придираться, и примем это как прогноз.
Мир объединился, чтобы предоставить Украине огромные объемы помощи. Гуманитарная помощь поступает в Украину – но не в Мариуполь, поскольку российские силы блокируют пути поставки. Но мы не прекратим попыток поставки гуманитарной помощи.
Путин – только он виноват во всем, и точка. Россияне нам не враги – позвольте мне сказать это им, если они способны меня услышать. Россияне живут под властью диктатора и только за этот месяц двести тысяч из них уехали из России, они не поддерживают войну. Сегодня россияне отрезаны от современного мира. Вы были страной XXI века, теперь вы страна XIX века.
Мы примем около 100 тысяч украинских беженцев. 8 тысяч уже прибыли. Как я заявил, 10 тысяч тонн помощи и $1 млрд будут направлены Украине.
Неправда, что мы собираемся расширять НАТО. Это ложь, которую распространяет Россия. НАТО объединилось, чтобы остановить Россию.
Даже не думайте начать войну хотя бы против одной страны НАТО. Мы все единое целое. Мы будем защищать каждый дюйм территории НАТО всей нашей объединенной силой. Мы увеличим военные контингенты на границах прифронтовых государств. Россия хотела, чтобы мы уменьшили присутствие НАТО на её границах, но сейчас оно увеличено в разы;
Путин может и должен закончить эту войну. Но Путин не должен остаться у власти.
То, что было во Второй Мировой, российская армия сегодня делает в Украине. Россия никогда не победит Украину.
О чем не сказал Байден
О передаче Украине оружия, способного обеспечить полноценный отпор России: истребителей, достаточно мощных и современных систем ПВО, танков и бронетехники, ракет средней дальности.
О миротворческой миссии НАТО, в том или ином виде: ввод миротворцев, закрытие воздушного пространства и т.п.
Иными словами, ничего из просимого Украина не получит. Помощь будет продолжаться только в прежних видах и объемах.
Что это означает
Как и ожидалось, речь Байдена, как и весь его визит, адресована исключительно американской аудитории. 8 ноября в США состоятся выборы в Палату представителей и в Сенат. Визит Байдена – часть предвыборной кампании Демократической партии, он должен продемонстрировать его способность справиться с украинским кризисом.
По существу же дела ничего нового Байден не сказал, и эффективно справиться с войной в Украине он не в состоянии. Точнее, с точки зрения ресурсов и возможностей, США в состоянии это сделать, но политически не готовы идти на необходимые для этого риски и издержки. Как следствие, США будут прагматично использовать кризис для укрепления своих позиций в Европе.
В рамках такого подхода США по-прежнему делают ставку на экономическое удушение России. С учетом неизбежных дыр в санкциях и отсутствия в России демократии – то есть, при полной независимости власти от мнения большинства населения, это удушение не приведет к тотальному обрушению российской экономики. Россия сможет продолжать войну еще очень долго. Западные санкции, помноженные на российскую пропаганду, будут лишь сплачивать вокруг Путина российское общество, наиболее антипутинская часть которого сейчас выдавливается за пределы России.
НАТО не будет поддерживать Украину военной силой. Прием Украины в НАТО не стоит на повестке дня, даже в отдаленной перспективе. Одним словом, под натовский зонтик Украину не возьмут. Здесь вообще надо сказать, что дееспособность НАТО как оборонного блока вызывает большие сомнения. Нам нужно пытаться договориться с отдельными государствами, в том числе и членами НАТО, а переговоры с НАТО в целом выглядят, к сожалению, довольно бесперспективными.
США и страны НАТО/ЕС будут поддерживать Украину только экономически, а также поставками вооружений по ограниченному списку наименований. Их цель — по максимуму вымотать Россию затяжной войной, не вмешиваясь в нее напрямую, но и не давая Украине возможности жестко ответить России, нанеся урон ее приграничным районам, где сосредотачиваются войска для очередного удара. В случае ядерного удара по Украине НАТО тоже не вмешается – а, между тем, такой сценарий вполне возможен. Это неплохая стратегия с точки зрения максимального ослабления России, путем накопления недовольства в обществе и истощения ресурсов. Но такая стратегия рассчитана на игру в долгую. По этой причине, будучи неплохой для США и НАТО, она оказывается крайне скверной для Украины. Мы уже понесли страшные экономические потери. У нас огромный отток населения, в том числе трудоспособного. Оставшееся трудоспособное население массово оказалось без работы, по множеству причин – от разрушения предприятий до невозможности добраться до рабочего места из-за отсутствия транспорта. Последнее актуально, если речь идет, к примеру, о Киеве — крупном городе, который почти не обстреливают. Тут, кстати, тоже есть существенная разница, между "не обстреливают" и "почти не обстреливают", но это уже к слову.
Наши нынешние трудности — только начало. Начиная с осени нам будет грозить самый натуральный голод. И, поскольку продовольственные проблемы накроют весь мир, нет оснований надеяться, что продовольственная помощь, оказанная нам, будет достаточно эффективной. А продовольственные проблемы мир определенно накроют, ведь Украина, разоренная войной, и Россия, угодившая под санкции, поставляли в сумме около 30% мирового урожая зерновых. Здесь, кстати, намечается и брешь в санкциях, которой не преминет воспользоваться Россия.
И еще: нам помогают только до тех пор, пока мы воюем с Россией, и с облегчением забудут о нас, как только будет заключено перемирие. Условия этого перемирия никого в мире не будут интересовать.
В настоящее время уровень поддержки российским обществом войны в Украине, по разным оценкам, 70-80+ процентов. Довольно странно при этом винить во всем одного только Путина. Здесь скорее нужно говорить о назревшей и неизбежной необходимости денацифицировать Россию. Можно назвать это дерашизацией, депутинизацией, и как угодно еще – но это, по сути, именно денацификация. И она назрела. И потребует полного слома всего российского режима, а не замены Путина на кого-то еще.
Между тем, ни о какой общей позиции Запада по отношению к России нет и речи. Напротив, антипутинская коалиция крайне непрочна, а желание наладить отношения с Москвой в обход санкций, под благовидным "гуманитарным" предлогом очень велико.
Пример: Международный комитет Красного Креста (МККК) решил открыть офис в Ростове-на-Дону, на территории России, страны-агрессора. Об этом глава организации Петер Маурер договорился с Сергеем Лавровым. Офис будет предназначен для украинцев, вынужденных бежать в РФ из уничтоженного Мариуполя. При этом МККК не только отказался открыть свой офис в Мариуполе либо где-то еще в Украине, но и запретил украинской стороне использовать свою символику, мотивируя тем, что его представительств в Украине нет. Здесь надо также подчеркнуть, что украинцы вовсе не бегут в РФ. Оккупанты вывозят их туда насильно, по сути, в качестве гражданских пленных, и помещают в фильтрационные лагеря с целью поиска "нацистов" – то есть, украинских патриотов, которых российская пропаганда прямо предлагает уничтожать физически. Таким образом, МККК по сути, подрядился прикрывать российские военные преступления.
Пример этот, надо сказать, не единственный. На днях французский президент Эммануэль Макрон заявил, что решение об уходе из России остается на усмотрение работающих там французских фирм. Таким образом, он поддержал Renault, решившую продолжать работу в России — переубедить ее смогло только беспрецедентное общественное давление. Всего же счет обходным маневрам, нивелирующим санкции, пошел уже на десятки случаев, и, вне всяких сомнений, скоро пойдет на сотни. Санкционный мешок, наброшенный на Россию, оказался больше похож на крупноячеистую сеть.
Общий итог выглядит для нас крайне печально. Сегодня на Западе нет глубокого понимания происходящих в России процессов. В частности, там нет понимания того факта, что на смену Путину в России может прийти только новый Путин. Для того, чтобы на смену Путину пришел кто-то другой, Россия должна быть подвергнута жесткой денацификации под присмотром оккупационных властей, как это было сделано с Германией после Гитлера. Иных вариантов просто нет.
Но Байден, даже проведя в своей речи параллели со Второй мировой войной, не сказал главного – не констатировал тождественности путинского и гитлеровского режимов. Хоть и назвал Путина мясником. Между тем, без понимания этой тождественности, невозможна и выработка правильного курса в отношении России.
Общее противодействие новой нацистской орде, угрожающей Европе с Востока, тоже пока не складывается. Оно распадается на множество бюрократических маневров, с помощью которых США и страны ЕС решают собственные, сиюминутные проблемы в рамках текущей электоральной каденции и подготовки к очередным выборам.
Исключения – да, они есть. Это, прежде всего, Польша, руководство которой понимает, с чем оно столкнулось в лице Путина и путинизма. Это страны Балтии. Это, в значительной степени, Великобритания. Но, к сожалению, список понимающих на этом исчерпан. И даже эти страны, связанные обязательствами внутри НАТО, не могут принять решений об оказании Украине эффективной помощи. Хотя бы путем поставки тех видов вооружений, в которых нам сегодня отказывают.
Так что, даже если нам удастся выстоять и перевести войну в более или менее позиционную, мы понесем потери, чреватые гуманитарной катастрофой. На это, собственно, сейчас и рассчитывает Москва, провалив блицкриг. Создав между собой и Западом зону перманентного гуманитарного бедствия, и превратив Украину в европейский вариант Сомали, Кремль будет шантажировать Киев, требуя признания аннексии Крыма, Луганской и Донбасской областей, и одновременно расшатывать ЕС, заключая сепаратные соглашения со странами, наиболее склонным к соглашательству с русским нацизмом в рамках меркельтильной Realpolitik