Красная кнопка. Путин со свои плутонием запирается в ядерном бункере
Сирийское противостояние России и США обрело новые смыслы и последствия. Регулярные телефонные беседы госсекретаря Джона Керри и главы МИД РФ Сергея Лаврова относительно перемирия в Сирии пока безрезультатны, если не сказать, бессмысленны. Мало того, 3 октября российский лидер Владимир Путин подписывает указ, которым разрывает плутониевое сотрудничество с Штатами. В ответ на это, но аргументируя сирийской стагнацией, спикер Госдепартамента Джон Кирби объявил о приостановке дипломатических контактов в связи с резким ухудшением отношений.
Еще весной этого года кремлевский вождь утверждал, что Вашингтон не выполняет своих обязательств в рамках Соглашения об утилизации оружейного плутония. Очевидно, что Москва уже давно запланировала свой плутониевый демарш, дожидаясь лишь нужного момента. Момент настал - в Сирии и Украине снова эскалация. И как результат Путин подписывает этот указ № 511 "О приостановлении Российской Федерацией действия Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Соединенных Штатов Америки об утилизации плутония, заявленного как плутоний, не являющийся более необходимым для целей обороны, обращению с ним и сотрудничеству в этой области и протоколов к этому Соглашению".
Что же это за соглашение и с чем его едят?
Впервые о соглашении (PMDA) стало известно 4 июня 2000 года, когда в столицу России прибыл президент Билл Клинтон. 19 июля оно получило одобрение российского правительства и было подписано в августе-сентября вице-президентом США Альбертом Гором и премьером Михаилом Касьяновым. В 2010 году госсекретарь Хиллари Клинтон с Лавровым подписали дополнительный протокол, который должен был гарантировать необратимый характер утилизации, обеспечивая "проверяемое" исключение оружейного плутония из оборонных программ двух стран и предотвращая повторное использование этого плутония для производства оружия или в любых других военных целях. В июне протоколы были ратифицированы и соглашение вступило в силу.
Суть этой договоренности состоит в том, чтобы отработанный оружейный плутоний был переработан в топливо для ядерных реакторов, но что более важно (и это было оговорено в протоколе, подписанном Клинтон и Лавровым) - обе страны обязались не пускать отработанное сырье на переработку с целью повторного использования для создания оружия.
Речь шла о 34 тоннах плутония, из которых, как в 2010 году заявила Клинтон, можно было создать 17 тысяч единиц ядерного оружия. Они должны быть утилизированы, постановили стороны. По состоянию на 2000 год стоимость работ оценивалась в 6 млрд. долларов.
В Госдепе 16 лет назад также говорили, что оружейный плутоний, в отличие от урана, для приведения его в непригодное состояние для создания оружия нельзя мешать с другими материалами. А потому было решено превращать в топливо из смешанного оксида урана и плутония и облучать в легководных американских и российских реакторах на быстрых нейтронах для производства электроэнергии. Облученное в реакторах сырье запрещалось менять.
Но по мере деградации американо-российских отношений после аннексии Крыма и вмешательства Москвы в сирийские дела российское руководство утрачивало интерес к паритетному разоружению.
Кремлю сейчас ничего не остается как использовать в двухсторонних отношениях "аргумент последней надежды". В экономическом, дипломатическом, технологическом и военном отношения Россия проигрывает США и их западным партнерам. Остается показательно тереть красную кнопку.
К тому же еще в ноябре 2014 года стало известно о намерении Москвы свернуть множество программ в области ядерного сотрудничества. Тогда глава "Росатома" Сергей Кириенко, а ныне первый зам в Администрации Путина, заявил, что в "текущих обстоятельствах" маловероятным выглядит заключение новых контрактов в атомной сфере.
16 декабря того же года Москва отказывает от помощи Вашингтона в обеспечении безопасного хранения оружейных урана и плутония с целью предотвращения их кражи и попадания на черный рынок. Штаты помогали россиянам с 1991 года материально (платили зарплату работникам 18 гражданских ядерных объектов) и кадрами. Специалисты из США помогли утилизировать сотни боеголовок и атомных подлодок. В общей сложности Вашингтон потратил на эту программу, которая должна была действовать до 2018 года (вот так совпадение), 2 млрд долларов. Однако Москва решила, что сама в состоянии оплатить безопасность ядерных объектов.
То есть, во-первых, США потеряли возможность мониторить ситуацию, получая реальную информацию о ядерных объектах, а точнее о том, сколько же у россиян немирного атома. Во-вторых, указ Путина развязал руки для наращивания арсенала, используя "конверсионный" плутоний.
Все это перекликается с еще одним договором в рамках ядерного сотрудничества двух стран. Опять-таки в 2014 году Штаты выяснили, что Россия нарушает Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности в части "не иметь в своем распоряжении, не производить и не проводить испытания в полете" в отношении крылатых ракет наземного базирования (КРНБ) промежуточной дальности.
Этот договор был подписан еще Рональдом Рейганом и Михаилом Горбачевым в 1987 году. Страны обязались не производить, не испытывать и не развертывать баллистические и крылатые ракеты наземного базирования средней и малой дальности (от 500 до 5500 километров). Договор вступил в силу через год.
Но в июне 2015 года бывший посол США в Украине Стивен Пайфер заявил прямым текстом, что Россия эти соглашения нарушает. Новая КРНБ промежуточной дальности не представляет непосредственной угрозы для США, разве что для Аляски, но она представляет угрозу для стран-членов НАТО в Европе, а также для союзников Штатов на Востоке - Японии и Южной Кореи. В марте уже этого года Обама в своей статье для The Washington Post снова поднял вопрос нарушения Россией договора и призвал выполнять обязательства. Как видим его слова канули в пустоту.
И в сложившихся условиях возникает серьезное опасение, что Москва вполне может пойти на разрыв еще одного соглашения - Договора о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений (СНВ-III). Это соглашение было подписано 8 апреля 2010 года в чешской столице президентами Дмитрием Медведевым и Бараком Обамой, а ратифицировано в 2011 году. Договор должен действовать десять лет, т.е. до 2021 года с возможной пролонгацией. Однако неизвестно, какими будут отношения двух стран через пять лет. Ведь пока наблюдается негативная тенденция, поскольку Кремль упорно отказывается прекратить "кошмарить" Украину и Сирию, следуя избранной политике добровольного изоляционизма.