Расколотый ЕС, США и Китай. При чем здесь убийство мальтийской журналистки
В убийстве Дафне Каруаны Галиции найден китайский след
Не только в Украине могут избить или убить журналиста, "сующего свой нос" в дела политиков и бизнесменов. В Европе спорадически тоже случается подобное.
К примеру, 16 октября 2017 г. в результате взрыва бомбы в машине погибла мальтийская журналистка Дафне Каруана Галиция, занимавшаяся расследованиями коррупции.
Год спустя были застрелены словацкий коллега Галиции Ян Куцяк и его подруга Мартина Кушнирова. Куцяк лишился жизни из-за того, что пытался распутать коррупционные клубки, где сплелись воедино члены партии экс-премьера Роберта Фицо и итальянская мафиозная группировка Ндрангета.
В случае с убийством Каруаны Галиции, как оказалось, ниточка тоже тянется за рубеж. Причем далеко за пределы Европейского союза.
Журналисты Reuters, Times of Malta, Центра по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP) и немецкой Süddeutsche Zeitung 29 марта опубликовали расследование, ставшее продолжением работы Каруаны Галиции. Они, в частности, выяснили, что их коллега "охотилась" на 43-летнего шанхайца Чена Чэна, который был "управляющим директором" энергетического подразделения аутсорсинг-компании Accenture (офис в Дублине).
Также он в рамках китайской инициативы "Один пояс, один путь" вел переговоры от имени китайской госкомпании Shanghai Electric Power с чиновниками Мальты, а именно с бывшим главой администрации премьер-министра Джозефа Муската Кейт Шембри и экс-министром энергетики Конрадом Мицци.
В схеме фигурировали три фирмы-прокладки: две с гонконгской пропиской — Dowʼs Media Company и Macbridge International Development, и еще одна с офисом в Дубае — 17 Black, связанная с мальтийскими чиновниками.
Они использовались для транзакций, грубо говоря, многомиллионных откатов в рамках сделки на сумму 380 млн евро, заключенной между Мальтой и Shanghai Electric Power. Такую сумму китайская компания инвестировала в мальтийскую энергетическую компанию Enemalta.
Владельца 17 Black, магната Йоргена Фенека считают заказчиком убийства Каруаны Галиции.
Причастен ли к убийству Чен Чэн, неизвестно. Доказательств тому журналисты пока не нашли. Однако очевидно, что ему было на руку устранение журналистки, которая была угрозой для коррупционной сделки и ее участников.
Один пояс, один путь по-байденовски
Важный момент: расследование журналистов опубликовано в непростой период для отношений между ЕС и Китаем, когда Брюссель синхронно с США ввел санкции в отношении Пекина в связи с нарушением прав человека в Синьцзяне. И, заметим, на фоне зарождения достаточно монолитного антикитайского альянса, чему активно содействует администрация Джозефа Байдена.
Постепенно Китай медийно для Евросоюза становится все более токсичным, приближаясь к уровню России.
Пока в Белом доме был Дональд Трамп, ЕС мог в целом выглядеть достойно, пусть европейские бюрократия и чиновники оказались неспособными сдержать во время пандемии поток китайских СИЗ, ввезенных по поддельными сертификатам.
Однако сейчас в Овальный кабинет пришел Байден — представитель "классической" американской политики и сторонник многоуровневых трансатлантических и транстихоокеанских союзов.
Потому Брюсселю будет в разы сложнее сохранять пристойный вид, выступая за все хорошее и против всего плохого, но с оговорками. Ну, вроде того, как ЕС продлевает и вводит новые санкции в отношении России, поддерживая Украину, но при этом отдельные страны из числа лидеров Евросоюза выступают за возобновление диалога с Москвой.
Архитектура международной политики претерпевает сегодня серьезные изменения. И в Европе уже это понимают.
Так, 25 марта один из тех, кто как раз и предлагал "заглянуть в глаза" Путину, — президент Франции Эммануэль Макрон констатировал: Евросоюз "стоит перед мировой войной нового типа", в том числе из-за "стремления России и Китая оказывать влияние посредством вакцин".
Вакцины — инструмент "мягкой силы" этих двух стран, это верно. Но это также лишь один из элементов пресловутой "мировой войны", которую Байден, говоря о будущих отношениях с Китаем, назвал "конкуренцией" на недавней пресс-конференции в Белом доме.
Для успешного "конкурирования" с Китаем администрация Байдена сейчас и формирует союз с Австралией, Японией, Индией, Южной Кореей и Великобританией, после Brexit с головой окунувшейся в реализацию концепции "Глобальной Британии", в рамках которой пошла на противостояние с Пекином.
Вероятно, один из самых интригующих вопросов — это вопрос готовности Европейского союза, отдельных его членов из "Старой Европы", присоединиться к прожектам США.
Смогут ли Вашингтон и Лондон "вытянуть" Брюссель из геополитического болота? Учитывая тот факт, что как раз основатели ЕС — Париж и Берлин — увлеклись идеей автономии Евросоюза и выхода из-под американского зонтика, воспользовавшись посеянным Трампом хаосом.
По крайней мере, в экономическом направлении администрация Байдена уже проработала вариант возвращения Европы в свою сферу влияния.
26 марта состоялся телефонный разговор президента США и британского премьера Бориса Джонсона, в ходе которого Байден озвучил идею создать альтернативу китайскому инфраструктурному, экономическому и политическому проекту "Один пояс, один путь", к которой можно было бы привлечь демократические страны.
Стоит отметить, что "конкурирование" с Китаем в видении Байдена включает, естественно, и экономическое сдерживание и противостояние.
Во время недавней пресс-конференции американский президент подчеркнул, что Штаты намерены в противовес Китаю инвестировать больше в американских работников и американскую науку; и подчеркивал, что реакция на нарушения прав человека в Синьцзяне будет также будет рычагом давления на Пекин.
Любые финансовые и экономические связи с Китаем уже в скором будущем действительно могут стать крайне токсичными.
Западные крупные компании уже столкнулись с медийным давлением из-за их сотрудничества с КНР.
Например, такие корпорации как H&M, Burberry, Nike, Adidas и другие сейчас бойкотируют, поскольку они получают сырье из Синьцзяна.
Китай, в свою очередь, понимая, чем это пахнет, уже обратился к этим компаниям с призывом "не делать опрометчивых шагов" и не лезть в политику.
Битва за Европу
Станут ли над- и межгосударственные образования, целью которых является сдерживание глобальной экспансии, ultima ratio для Европейского союза, покажет время.
На сегодняшний день затеи США, Британии, Японии и других партнеров кажутся весьма перспективными.
Однако Европейский союз не столь консолидирован. И уже давно. Сперва его единство подверглось испытанию популистами, затем пандемией и коронаскептиками; и все это время — "мягкой силой" Китая и России.
К тому же, и возрождение трансатлантического партнерства, и "Глобальная Британия" входят в противоречие как с "двухскоростной Европой" Макрона и Меркель, так и с "Одним поясом, одним путем".
Стремление Берлина и Парижа разделить ЕС на "успешных" и "не очень" вынуждает действовать так называемых новичков. В частности, Польшу и другие страны Вышеградской четверки, а также Балтии.
Планы Меркель и Макрона по трансформации Евросоюза привносят хаос в ЕС.
Потому в интересах администрации Байдена и ее выше упомянутых союзников, чтобы не допустить этого, как и движения Брюсселя в восточном направлении, будет сохранить тесные связи с Восточной и Центрально—Восточной Европой — в первую очередь с Польшей, которая предоставит Штатам возможность "дрессировать" Берлин, с которым Варшава уже давно "на ножах".