Разбор полётов. Москва привяжет белорусский "Боинг" к малазийскому
С момента инцидента с "Боингом" белорусской авиакомпании "Белавиа" прошло больше недели. О скандале, похоже, предпочитают не вспоминать ни в Минске, ни в Киеве. Зато Москва неожиданно обрела для себя дополнительный аргумент для объяснения своим гражданам "настоящего виновника" катастрофы рейса MH17
На прошлой неделе в центре скандала, который чуть было не поднялся на уровень дипломатической войны между Белоруссией и Украиной, оказался новый Boeing 737-800 с фирменным васильком на хвосте. В распоряжение авиакомпании он поступил только 28 сентября текущего года, совершив перелет от производителя из Сиэтла в Минск.
ХРОНИКА СОБЫТИЙ
В пятницу, 21 октября, в 15:25 самолет белорусской авиакомпании "Белавиа'вылетел из Международного аэропорта "Жуляны" (Киев) и взял курс на Минск. На 11-й минуте полета, когда борт находился над районом Чернобыль - Припять, с командиром экипажа Виктором Шишло связался диспетчер "Украэроруха" и дал указания немедленно возвращаться в "Жуляны". По словам Шишло и заместителя генерального директора "Белавиа" Игоря Чергинца, в случае отказа возвращаться, в воздух будут подняты истребители. Экипаж подчинился.
В аэропорту в присутствии сотрудников Службы безопасности Украины с борта был снят гражданин Армении, глава правления Общественной организации "Гражданский союз" Армен Мартиросян, известный своими пророссийскими взглядами. После досмотра его личных вещей он был отпущен и вылетел другим рейсом "Белавиа" в Минск.
Авиакомпания потребовала с "Украэроруха" возмещения расходов, связанных с возвратом воздушного судна. В свою очередь в "Украэрорухе" заявили, что действовали в соответствие с указаниями СБУ.
На следующий день, 22 октября, Временному поверенному в делах Украины в Республике Беларусь Валерию Джигуну вручили в Минске ноту протеста по поводу инцидента. В белорусском МИДе заявили, что ожидают официальных извинений и возмещения всех финансовых затрат и издержек.
Одновременно, начальник аппарата главы СБУ Александр Ткачук и спикер СБУ Елена Гитлянская заявили, что силовики действовали в рамках компетенции в связи с имеющейся информацией о возможной угрозе национальной безопасности. При этом информацию об угрозах поднять истребители и Ткачук, и Гитлянская назвали абсурдной.
Сам Армен Мартиросян заявил, что будет подавать иски в украинские и европейские суды для оспаривания действий СБУ.
27 октября спикер МИД Беларуси Дмитрий Мирончик заявил на брифинге о том, что белорусские власти располагают расшифровкой переговоров экипажа самолета "Белавиа" с украинским диспетчером. И что в этом документе имеются четкие заявления об угрозе применения боевой авиации в случае, если самолет не развернется и не прибудет в Киев. При этом Мирончик указал на полное отсутствие какой-либо реакции со стороны Украины на ноту белорусского МИДа. И пригрозил возможностью обнародования расшифровки переговоров.
"Ну и кто сбил малазийский "Боинг"?
По сути, ультиматум Дмитрия Мирончика оказался единственным резким заявлением со стороны официального Минска после 22 октября. Более того, озвученная спикером внешнеполитического ведомства Беларуси позиция идет вразрез с действиями других белорусских дипломатов.
Так, пока в Минске звучали угрозы по отношению к Киеву, в самом Киеве белорусский посол в Украине Игорь Сокол мирно беседовал с секретарем Совета национальной безопасности и обороны Украины Александром Турчиновым. Обссуждали двухстороннее сотрудничество в политической и экономической сфере.
Более того, с веб-сайта белорусского МИДа вдруг исчезает новость с широко процитированными в медиа словами Мирончика о намерениях обнародовать запись переговоров.
По-своему, видимо, попытались замять неудобную для себя ситуацию и в СБУ. Уже на следующий день после инцидента на сайте силового ведомства красовалась новость о том, как Служба безопасности спасла белорусский завод "МАЗ" от убытков в 15 миллионов долларов.
Зато абсолютно противоположной оказалась реакция российских пропагандистских сайтов "второго эшелона". Заголовки говорят сами за себя: "Ну и кто сбил малазийский "Боинг"? "Теперь у меня нет никаких сомнений, кто сбил "Боинг", "Украина продолжает целиться в гражданские авиалайнеры", "Белорусский "Боинг" поставил точку в трагедии над Донбассом".
В результате, если угрозы поднять в воздух истребители со стороны Киева действительно имели место, они волею случая стали дополнительным доводом в пользу Москвы в деле, касающегося еще одного "Боинга". На этот раз малазийского.
Безусловно, связь инцидента с самолетом "Белавиа" и посылами российских пропагандистов о том, кто на самом деле сбил малазийский "Боинг", не выдерживает никакой критики.
Однако эти посылы очень удачно легли на один, не так широко растиражированный прессой, как случай с бортом "Белавиа", информационный повод. 26 октября российская сторона передала посольству Нидерландов в Москве новые данные, относящиеся к катастрофе рейса MH17. Скорее всего, речь идет о так называемых первичных радиолокационных изображениях воздушного пространства в день катастрофы. Эти данные российский концерн "Алмаз-Антей" (производитель Зенитно-ракетных комплексов "Бук"; из такого комплекса был сбит малазийский борт) обещал предоставить голландской стороне в конце сентября.
Что же касается реакции на произошедшее Службы безопасности Украины, то ей остается пожелать научиться работать гибче. Как делают российские "коллеги".