Деньги на коронавирусе. Как католическая церковь нажилась на пандемии в США
Католическая церковь в США выбила себе $3 млрд помощи в рамках программы, запущенной для спасения малого бизнеса и работников
Журналисты Associated Press Риз Данклин и Майкл Ресендес в своем материале—расследовании сообщили о том, что щедрым предложением правительства США помощи для малого бизнеса, воспользовался не только малый бизнес, но и Католическая церковь, у которой в закромах были $10 млрд, инвестиции и активы.
В прошлом году пандемия коронавируса спровоцировала падение экономики США. Тогда федеральное правительство поспешило обезопасить малый бизнес Программой защиты зарплаты. Идея заключалась в том, чтобы спасти Мэйн-стрит (провинцию) и чтобы работники получали зарплату, когда в связи с чрезвычайной ситуацией в сфере здравоохранения были закрыты магазины и офисы.
К сегодняшнему дню Конгресс выделил уже $1 трлн в виде помощи. И Римская католическая церковь, одна из крупнейших в мире организаций, согласно расследованию Associated Press, возможно, получила от этой программы наибольшую выгоду.
Вот несколько ключевых моментов в расследовании AP:
Пауза и затем рывок
Католическая церковь вроде как не малый бизнес. Но благодаря лазейке, церковь в США смогла лоббировать участие в программе. Тысячи ее приходов, школ и других аффилированных лиц получили право получить помощь. Как выяснило AP, они получили не менее $3 млрд в рамках Программы защиты зарплаты.
Чтобы выяснить это, журналисты вручную проверили десятки тысяч записей и идентифицировали учреждения всех главных религиозных и крупных благотворительных организаций в США.
Католические организации получили примерно столько же, сколько совокупное количество всех учреждений четырех религиозных организаций (по мере убывания): баптистов, лютеран, методистов и иудеев. Католические учреждения также получили намного больше средств, нежели другие крупные некоммерческие благотворительные организации США, такие как: United Way, Goodwill Industries и Boys & Girls Clubs of America. В целом, по данным AP, католические организации получили почти вдвое больше, чем 40 крупнейших и самых известных благотворительных организаций разом взятые.
К вопросу о нужде
Столь большие отчисления стали реальностью, поскольку доступа к программе активно добивались епархии при участии епископов и кардиналов.
Один пастор рассказал AP, что руководство его епархии настаивало на том, чтобы он получил так называемые "бесплатные деньги" для своей церкви. Пастор отказался, объяснив это моральными соображениями: он знал, что программа должна помочь компаниям, которые могут закрыться навсегда.
И хотя ключевым элементом программы была необходимость в получении помощи, средства должны были перечисляться довольно быстро. Вместо обычной проверки соискатели государственной помощи просто заявляли, что им нужны деньги. AP выяснило, что католические епархии, получившие помощь от налогоплательщиков, располагали более чем $10 млрд наличными, у них были краткосрочные инвестиции и другие ликвидные активы перед пандемией. Что лишь подтверждает, насколько они были богаты.
Финансовые ресурсы некоторых епархий конкурировали или даже превышали возможности компаний, которые торгуют на фондовых рынках, вроде Shake Shack и Ruth's Chris Steak House, участие которых в программе, между тем, очень многих возмутило. В итоге многие корпорации вернули деньги.
Финансовая катастрофа, которой не было
Когда прошлой весной коронавирус заставил приходы закрыть свои двери, в результате чего они лишились воскресных сборов средств, руководство предрекало мощнейший финансовый удар по церкви.
Однако AP обнаружило массу свидетельств того, что финансово епархии были стабильны или даже улучшили свое положение. Соответствующие данные получены из финансовых отчетов, которые большая часть из 200 епархий страны публикуют в интернете. Финансовые показатели дают представление о благосостоянии каждой епархии по состоянию на июнь, то есть через несколько месяцев после начала пандемии.
В целом, у 38 из 47 епархий, которые уже опубликовали свои финансовые отчеты за 2020 г., стало больше денежных средств, краткосрочных инвестиций и других активов, которые они и их филиалы могли использовать для покрытия общих или непредвиденных расходов. Во время анализа учитывался размер епархии, находилась ли она в городе или сельской местности; на Западе, Востоке, Севере или Юге.
Финансовые потери девяти епархий зачастую составляли меньше 10%, и у них еще были миллионы долларов.
Ответ Церкви
Руководство Церкви в комментариях AP заявило, что их приходы и школы понесли материальные потери из—за закрытия, призванного замедлить распространение смертельного вируса. По их словам, без средств Программы защиты зарплаты им пришлось бы сократить рабочие места и свернуть свою благотворительную деятельность как раз тогда, когда спрос на продуктовую помощь и социальные услуги резко возрос.
"Мы столкнулись с очень резкой и серьезной потерей доходов, а на горизонте нет никаких признаков того, что ситуация улучшится", — заявила представитель Чикагской архиепископии.
По данным независимого рейтингового агентства Moody's Investors Service, по состоянию на май архиепископия располагала денежными средствами на сумму более $1 млрд и краткосрочными инвестициями в ее офис и кладбище. Этого достаточно, чтобы перекрыть расходы на примерно 631 дня. В зарплатных фондах приходов и школ Чикаго скопилось по меньшей мере $77 млн.
Пресс—секретарь архиепископа Адриан Маркес Аларкон (Лос-Анджелес) также заявил журналистам, что пандемия в "значительной степени повлияла" на церковь, что выразилось в сокращении заработной платы и увольнениях сотрудников прихода, музыкантов и координаторов свадеб.
Местные приходы и школы собрали не менее $80 млн в виде помощи в рамках программы по защите зарплаты. Параллельно епархия сообщила о наличии у нее в прошлом фискальном году $658 млн средств.