Рама не с нами. Почему американская бизнес-звезда идет на выборы с идеей слить Украину

Кандидат в президенты США Вивек Рамасвами предлагает заморозить войну России против Украины по корейскому сценарию

Очередной республиканец, после не столько Дональда Трампа (потому что экс-президент уже давно не удивляет своими проделками), сколько его визави Рона Десантиса, поставил под сомнение планы Украины полностью восстановить контроль на оккупированными территориями – это самый молодой кандидат в президенты от партии и успешный бизнесмен индийского происхождения Вивек Рамасвами.

В интервью телеканалу ABC он заявил, что Соединенные Штаты должны добиться от Украины, не являющейся "главным приоритетом внешней политики США", "больших уступок" с целью закончить войну. Республиканец считает, что вторжение РФ в Украину – это плохо и Путину он не доверяет, но настаивает на замораживании конфликта по корейскому сценарию. Аргументы Рамасвами: война толкает Россию в объятия Китая, и этот альянс является главной "военной угрозой" для Штатов. Отсрочка новой, еще более жестокой войны России против Украины, которая станет возможной из-за предоставленной Москве возможности накопить силы, Рамасвами не смущает.

Кто такой Вивек Рамасвами

Родился он 9 августа 1985 г. в Цинциннати (штат Огайо) в семье эмигрантов из Кералы (Индия). Отец – инженер у General Electric, мать – психиатр-гериатр.

Сам Рамасвами получил хорошее образование. В 2007 г. окончил Гарвардский колледж со степенью бакалавра с отличием в области биологии. Лауреат престижной премии Боудойна, которой отмечают каждый год лучших студентов и аспирантов Гарварда. В 2013 г. он получил степень доктора права в Йельской школе права.

Свои первые шаги в бизнесе Рамасвами сделал еще будучи студентом, когда вместе с другим студентом Гарварда Тревисом Мэйем (впоследствии он стал директором одной из компаний Рамасвами) основал технологическую компанию Campus Venture Network, специализировавшуюся на софте для студентов-бизнесменов.

Кроме того, в том же году он начал работать уже больше по специальности в компании QVT Financial, основанной в 2004 г. "звездой" Deutsche Bank и еще одним выпускником Гарварда Дэниелом Голдом, за определенное время попавшим в список самых оплачиваемых менеджеров хедж-фондов в мире .

У Голда Рамасвами отвечал за биотехнологическое направление деятельности фонда, и проработал в QVT Financial до 2014 г., когда решил основать собственную биофармацевтическую компанию Roivant Sciences (и также взял на работу своих мать и брата), сосредоточившись на закупке разработок перспективных лекарств, от которых отказались из-за нехватки средств. И именно шеф – Дэниел Голд – вместе с израильской компанией Dexcel Pharma помогли будущему кандидату в президенты запустить бизнес, вложив $100 млн венчурного капитала.

На эти средства Рамасвами, в частности, приобрел у GlaxoSmith Kline разработку препарата против болезни Альцгеймера — RVT-101, несмотря на то, что это лекарство не было весьма перспективным и вообще не прошли четыре клинических испытания. Однако это не помешало Рамасвами "раздуть" этот препарат и разместить акции своего стартапа только с ним в 2015 г. За один день было продано 99% акций, а капитализация Roivant Sciences достигла $3 млрд, что стало самым большим рекордом в истории биотехнологии и обеспечило Рамасвами место. на обложках топовых бизнес-СМИ, в том числе Forbes; и состояние в $600 млн в 2016 г. Что касается препарата, то в 2017 г. он провалился и уже под эгидой Рамасавами.

Однако на волне успешного пиара RVT-101 предприниматель множил компании. Были созданы еще: Axovant (неврология), Urovant (урология), Enzyvant (редкие заболевания), Myovant (женские и эндокринные болезни), Dermavant (дерматология), Datavant (искусственный интеллект; соучредитель и директор Тревис Мэй).

У бизнеса британская прописка. В частности, юридический адрес Roivant Sciences Holdings Ltd – Лондон, Броадвей, 50 (Вестминстер). Но Roivant Sciences Ltd, владеющая 75% акций холдинга, зарегистрирована в Гамильтоне – административном центре на Бермудских островах. То есть это оффшор, да.

Впрочем в 2021 г. Рамасвами ушел с должности гендиректора Roivant Sciences и стал соучредителем Strive Asset Management – компании по управлению активами, офис которой находится в штате Огайо. И именно от этого штата в 2022 г. Рамасвами планировал попытаться попасть в Сенат. А уже 21 февраля 2023 г. он объявил о выдвижении своей кандидатуры на пост президента. Что интересно, сделал он это в программе Такера Карлсона – любимчика российской пропаганды, хорошо известного украинцам из-за распространения кремлевских нарративов, которого впоследствии вытолкали из телеканала Fox.

"Знак качества"

Появление Рамасвами на шоу Карлсона, а тем более с целью объявить о своих президентских амбициях, несмотря на отсутствующий политический и государственный опыт, заставляет задуматься о мотивах этого успешного бизнесмена с влечением к авантюризму и, в принципе, о "связях". Возможно где-то в стране-агрессоре.

Имеются ли они – соответствующие связи – у него? Учитывая, что он бизнесмен, целесообразно было бы искать российский след именно в бизнес-контактах. Тем более что, вероятно, печальный опыт Майкла Флинна и других экспредставителей окружения Трампа должен был научить ту часть американского истеблишмента, которая может соблазниться дружбой с РФ, действовать незаметно и непублично.

Итак, бизнес Рамасвами…Исследовав деятельность и контакты компаний, аффилированных с ним, о которых говорилось выше, след этот найти не удалось. Почти.

Хотя стоит отметить, что во-первых, компании Рамасвами — это оффшоры, так что все потенциальные цепочки может установить разве следствие.

Во-вторых – вот это "почти". И оно возникло из-за вышеупомянутой QVT Financial, которая обеспечила Рамасвами эпическое появление в мире крупного бизнеса.

Дело в том, что компания Дэниела Голда в свое время была акционером швейцарской компании ENR Russia Invest, датой основания которой в официальной документации обозначается 18 мая 2007 г. (хотя первый годовой отчет датируется аж в 1997 г.). Об этом свидетельствует сообщение из архива Bloomberg за 2005 г., согласно которому доля QVT в ENR составляла 5,8%; и годовой отчет ENR за 2007 г. – 5,15%.

О том, что ENR – "интересная" компания, свидетельствует уже ее название. Компания эта ориентирована на рынок СНГ, в основном, на его российский сегмент.

Основана в 1996 г. норвежцем Густавом Стенболтом на деньги Георга фон Опеля, правнука основателя всем известного немецкого автопроизводителя. Некоторое время после создания ENR Опель был членом правления этой компании, а также еще одной компании Стенболта - Valartis Group AG. Последняя специализируется на управлении активами богатых частных клиентов и институциональных инвесторов, и потому, например, в 2013 г. заключила соглашение о совместном управлении фондом в $1 млрд с "ВТБ Капитал Управления активами" (сейчас "ВИМ Инвестиции"), дочерней компанией "ВТБ ", что является дочерней компанией уже "ВТБ Банка" (находится и в санкционных списках).

Возвращаясь к ENR, отметим, что руководить ею Стенболту с 2007 г. помогает очень интересная персона – Вальтер Фечерин. Это швейцарский дипломат, работавший в Польше, СССР, Канаде, а впоследствии являвшийся послом Швейцарии в России (до 2003 г.). Кстати, тогда российская пресса писала, что Фечерин стремительно и "не по собственной воле" покинул Россию вроде бы из-за слишком тесных контактов с российским бизнесом. Он также является председателем консультативного совета ООО "Нестле Россия" — того самого, который отказался полностью выйти из российского рынка.

В этом плане такая же упрямая и ENR Russia Invest, которая свои инвестиционные яйца клала в разные отрасли бизнеса в РФ, однако приоритет — недвижимость.

Среди российских активов ENR, например, крупнейший производитель цветов Kaluga Flower Holding LLC (Калужский цветочный холдинг); имеются облигации группы ВТБ. Владеет рядом объектов недвижимости в Москве (паркинг на Тургеновской площади) и Санкт-Петербурге. Собственно, в родном городе Путина ENR вложила $50 млн в один из самых крупных бизнес-центров города — "Петровский форт". В 2016 г., кстати, "Форт" засветился в скандале из-за деятельности структур, связанных с Евгением Пригожиным, которые были причастны к преследованию и нападениям на оппозиционеров, и имели офисы в этом бизнес-центре.

Итак, чей Вивек?

ENR Russia Invest – это одна из типичных, классических даже, швейцарских компаний, от которых за километры несет Россией. А значит, в принципе, она токсична для кого-либо. По крайней мере, должна быть таковой.

В то же время следует отметить, что в публичных документах ENR после 2007 г. нет упоминания о QVT Financial, которая в свое время помогла запустить бизнес Рамасвами. Интернет-серфинг связей с QVT или компаний республиканца с ENR и рядом других, связанных с ней или руководством компаний (Valartis Group AG, Norinvest Holding SA, Banque Cramer & Cie SA, Whitebox Services Ltd, Athris AG и т.д.) тоже не выявил российский след. Хотя и нельзя исключить, что его вообще нет именно из-за сложной сети бизнес-контактов и количества компаний.

В общем, мы не можем утверждать, что заявления Рамасвами ему нашептал кто-то из Кремля по нескольким звеньям посредников из мира бизнеса. Сомнения и подозрения, конечно, есть, но сейчас можем констатировать: "предложение" Вивека по меньшей мере походит на появление еще одного политика, который хочет на этих выборах набить немного электоральных очков на поле Трампа. Это не хорошо для нас, но не стоит переоценивать угрозу от подобных искателей мира по самому легкому сценарию в США, поскольку, несмотря ни на что, Украина имеет поддержку обеих партий – подавляющего большинства их представителей.