Пять мест, где в 2017 году может начаться Третья мировая
Текущая политическая обстановка в мире определенно сложна - и это мягко говоря. Решения тех или иных правителей привели к катастрофическим последствиям, которые стоили жизни тысячам людей. Беда в том, что и наступающий 2017 год не принесет на нашу хрупкую планету мира и спокойствия. На самом деле события, происходящие в различных уголках мира, указывают на потенциальное обострение военных конфликтов или перерастание их в полномаштабные войны с вовлечением большего количества участников.
"ДС", отталкиваясь от нынешних кризисных явлений, решила составить свой Топ-5 стран или регионов, которые в следующем году, могут стать площадками для начала Третью мировую войну.
Сирия
Первой рассмотрим эту ближневосточную страну. Военный конфликт здесь длится уже шесть лет, и до определенного момента с известной долей условности его можно было трактовать как гражданскую войну. Определенный момент - это прямое вмешательство российских войск 30 сентября прошлого года, когда Кремль начал перебрасывать авиацию, тяжелую военную технику, живую силу в Сирию - якобы, по просьбе сирийского диктатора Башара Асада, который не мог совладать с мощным сопротивлением многочисленных и разнородных идеологически, религиозно и этнически оппозиционных групп.
На данный момент апогеем принуждения к миру повстанцев со стороны Москвы, Дамаска, Тегерана и наемников-шиитов является захват Алеппо. Это стратегический и "сакральный" город, второй крупнейший в Сирии, а сейчас лежащий в руинах. Точнее, его восточная часть, некогда находившаяся под контролем оппонентов Асада.
Российские и сирийские самолеты нещадно бомбили эти районы, пока на земле работали артиллерия и системы залпового огня. Такой варварский метод ведения войны, на который лишь и способна Москва, привел к массовым жертвам среди мирного населения. Что еще более трагично, Запад в целом-то это позволял, поскольку жесткой критикой здесь не помочь, а архаичный Совбез ООН давно показал свою несостоятельность. Отсутствие решительных ответных действий на захват Алеппо, очевидно, раззадорило Путина. Он осознал, что в Сирии ему пока мешать никто не желает. Соответственно, можно консолидировать усилия с союзниками и продолжить резню в Сирии до полного ее подчинения Асаду. Однако с другой стороны, жестокость порождает жестокость. Оппозиция, хоть и покинула Алеппо, но не намерена прекращать сопротивление.
Еще один важный момент: инцидент с разбомбленными американской авиацией правительственными силами, пусть и по ошибке, но показал, что в Сирии все в одночасье может выйти из-под даже такого иллюзорного контроля. Ястребы из новой администрации США вполне могут решиться на более активное участие в сирийском конфликте, а малейшая ошибка приведет к катастрофе. Это может быть и очередной хамоватый российский пилот. Подойдет слишком близко к американскому истребителю или эсминцу - и у кого-нибудь дернется рука.
Украина и Балтия
Опять же играет фактор российской агрессии. Украина, Польша, Литва, Латвия, Эстония, а также Швеция и Финляндия - все очень тесно связаны именно этим фактором. Все страны находятся в опасной близости к воинственному соседу и пребывают в повышенной готовности.
Бои на Светлодарской дуге дают понять, что ни о каком режиме прекращения огня и выполнении "Минска" речи быть не может. По крайней мере, в обозримом будущем. Важны и мотивы текущей эскалации на Донбассе, но даже в большей степени - последствия в глобальном измерении.
Дело в том, что пока нынешнее положение дел - т.е. тлеющий конфликт, продуцирующий постоянное напряжение и нестабильность - устраивает Кремль. Но вместе с агрессивными выпадами Москвы в сторону балтийцев фактически формируется символичная дуга от Осло до Мариуполя. Польша, Литва, Латвия и Эстония наращивают силы, не в последнюю очередь благодаря батальонам НАТО. А на Скандинавском полуострове улетучивается идея нейтралитета. И шведы, и финны неоднократно жаловались на бурную деятельность российской разведки. Это раз.
Во-вторых, обе страны также проходят через милитаризацию. Например, в середине декабря Управление гражданской обороны Швеции на прошлой неделе поручило местным властям проверить и восстановить бункеры, содействовать военным учениям. В общем Балтийский регион - это еще одна точка кипения. А Балтийское море в Кремле желали бы превратить в личное море.
Корейский полуостров
Пхеньян под предводительством клана Кимов десятилетиями является раздражителем и для стран Запада, и для, в последнее время, даже единственного союзника - Китай.
КНДР не может похвастать ни политическими, ни общественными, ни особыми военными или технологическими достижениями. Это диктатура, которых в истории было немало. Ким грозит миру для сохранения власти. А с учетом общей отсталости полагаться он может на что-то одно, но мощное - ядерное оружие. Весомый аргумент во внешней политике, который использует и Москва, поставлявшая режиму запчасти для ракет.
В последнее время Пхеньян несколько затих. Совбез ООН ввел новый санкции. Но что более важно, воспитать отбившегося от рук вассала согласился Пекин. Накануне Китай, к слову, ввел временный запрет на импорт северокорейского угля. А резолюция СБ также запретила экспорт из Северной Кореи меди, никеля, серебра, цинка и других металлов, которые в совокупности приносили Пхеньяну $100 млн.
Но угроза мировой стабильности сохраняется. Пока КНДР нужна России. И еще пригодится, учитывая, что главный визави Пхеньяна - Южная Корея переживает тяжелый политический кризис. Здесь усиливается влияние сил, лояльных к Кремлю, а следовательно, ухудшаются позиции США. Все это вместе делает Сеул уязвимее перед северным соседом, чем Ким, науськанный Москвой, вполне может воспользоваться. К тому же, по мнению военных экспертов, у Северной Кореи уже хватает ресурсов на создание 20 ядерных бомб.
Юго-Восточная Азия
Сторон возможного конфликта в регионе довольно много и помимо Корейского полуострова. Ключевыми же являются США, Китай и Япония. Вашингтон и Токио стараются нивелировать стремления Пекина стать региональным лидером. И если раньше все упиралось в территориальный спор вокруг архипелагов в том же Южно-Китайском море, то теперь определенные риски несет новоизбранный президент США Дональд Трамп.
Одной из позиции кампании миллиардера было противостояние Штатов с Поднебесной. Именно Китай в его видении стал тем внешним врагом, который должен сплотить американцев. И Трамп уже начал перестраивать внешнеполитические отношения с Пекином, когда принял звонок президента Тайваня, нарушив принцип "единого Китая", принятого Вашингтоном в 1979 году.
Китай, естественно, был в ярости. Однако президент Клинтон была бы для Пекина худшим из зол. В случае с Трампом китайская элита делает ставку на бизнесмена, с которым можно договориться. Поэтому несмотря на критику слов Трампа, Пекин заявляет о надежде на тесное сотрудничество.
Хотя опять-таки намерение Трампа вести более эгоцентричную политику ставит под сомнение продуктивный диалог. Иными словами, конфликт в Южно-Китайском море, которое Пекин стремится превратить в подобие внутреннего озера, никуда не денется, как китайские и американские суда. И подливают масла в огонь еще Япония и Филиппины.
Первые наращивают военные расходы и уже разрешили впервые со времен Второй мировой своим войскам участвовать в операциях за рубежом.
Вторые сейчас находятся под властью президента-популиста Дутерте, который санкционировал охоту на наркоманов и наркоторговцев на улицах городов. Понятно, что филиппинский лидер своими реверансами перед Китаем и Россией, а также угрозами выгнать американский контингент выторговывает дивиденды у США. Он в этом может очень далеко зайти, не став, конечно, главным катализатором войны, но сыграв не последнюю роль.
Южный Судан
Африканские страны редко кто воспринимает как игроков глобального масштаба. Однако последний год был и есть кризисным для многих из них. Это и стычки в Бурунди, и массовые протесты в ЮАР, и происходящие сейчас акции в Конго. И, вероятно, наиболее серьезным является положение дел в Южном Судане, что вызывает немалое беспокойство.
Этим летом там снова возобновилась война. Сторонники оппозиционного вице-президента Риека Мочару вступили в противостояние с правительственными силами, лояльными скандальному Салве Кийиру. За несколько дней в июле погибли более трехсот человек.
Гражданский конфликт привел к тому, что из 11-миллионого населения половина голодает. В стране наблюдаются случаи каннибализма, что опять-таки ведет к необратимым психологическим последствиям для жителей Южного Судана. Ситуация все кошмарнее.
Завершающий каденцию генсек ООН Пан Ги Мун предупредил о возможном геноциде и призвал ввести оружейное эмбарго. Южный Судан ввиду царящего там хаоса - благодатное место для различных оружейных сделок, как легальных, так и нелегальных. И Украина, между прочим, уже вляпалась в историю в связи с этим.
Некий проходимец из России - Магомед Эрзанукаев - вышел на директора украинской госкомпании "Небо Украины" Николая Рябца в 2013 году, предложив сотрудничество в вопросе поставок вооружений в страны Африки и Азии. Став агентом "Неба Украины", Эрзанукаев, называвшийся также Марком Голдманном в 2014 году направился в Южный Судан. Он вел переговоры с Мочару - оружие в обмен на сырую нефть. Сделок он заключить не успел, но вред репутации компании и Украины нанес существенный. Сам Рябец оправдывался, что стране нужно избавляться от устаревшей советской военной техники. Но и признал, что жалеет о дне, когда встретился с Эрзанукаевым-Голдманном.
Это лишь пример, который не означает, что масштабную войну может вызвать Украина, но подтверждающий угрожающие тенденции продажи оружия там, где казалось бы этого делать не стоит. Ведь аналогичные обвинения звучат и в адрес британцев и французов, которые поставляют оружие в Йемен, где сейчас поддерживаемые саудовцами правительственные силы ведут бои с проиранскими боевиками и мятежными хуситами. Как и в случае с Южным Суданом, в Йемене гуманитарная катастрофа - миллионы людей, среди которых дети, лишены пищи, лекарств, медицинской помощи, доступа к образованию и т.д. В целом же, подпитка конфликтов в Африке извне имеет все шансы стать взрывоопасной. Именно из-за продажи оружия странами первого и второго миров.
Таковым видится сегодня и завтра мир. При отсутствии эффективной международной площадки, которой давно не является ООН, стороны не могут и не хотят договариваться. Этим успешно пользуется Россия. И, кроме того, огромное на нынешние геополитические процессы оказывает так называемый национальный эгоизм. Ведь, как известно, в Европе сегодня сильны евроскептики, правые и левые популисты. И в 2017 году в целом ряде стран ЕС пройдут выборы, которые могут перекроить картину мира.