Доктрина "Чебурашки". Путин создал информационный спецназ и разрешил воровать технологии
Президент РФ Владимир Путин подписал новую доктрину информационной безопасности, которая вступила в силу 5 декабря. Предыдущий вариант, утвержденный 9 сентября 2000 года, в целом схож с обновленным, и уже тогда обозначил будущие приоритеты госполитики России в этой сфере.
Но все же два документа имеют и ряд существенных отличий, которые прямо указывают, или, если хотите, подтверждают курс Кремля на дальнейшую добровольную изоляцию, озвученный Путиным в последнем послании к Федеральному собранию.
Двуполярность мира президент РФ "задумал" еще в 2000 году, когда отработал лишь год на посту главы государства. Как известно, в системе координат России разделение голубого шарика на две цивилизации существует давно - коварный корпоративный и хищнический Запад, которому противостоит вечно встающий с колен, обиженный, но праведный "Третий Рим". Аналогично Путин всегда давил на то, что Вашингтон и Европа после холодной войны не дают Москве поучаствовать в разделении мира, вершении судеб человечества.
Об этом говорилось, например, в Концепции нацбезопасности РФ от 17 декабря 1997 года в редакции президента от 10 января 2000 года: "Усиливаются угрозы национальной безопасности Российской Федерации в информационной сфере. Серьезную опасность представляют собой стремление ряда стран к доминированию в мировом информационном пространстве, вытеснению России с внешнего и внутреннего информационного рынка; разработка рядом государств концепции информационных войн, предусматривающей создание средств опасного воздействия на информационные сферы других стран мира; нарушение нормального функционирования информационных и телекоммуникационных систем, а также сохранности информационных ресурсов, получение несанкционированного доступа к ним".
Правда на деле это в Кремле тогда планировали свой будущий гибридно-информационный марш, который в результате вернул НАТО смысл жизни, вынудил страны ЕС, в особенности в Восточной и Северной Европе, активно милитализироваться. Однако 16 лет назад угроза со стороны РФ представляла собой лишь намеки, обещания и прогнозы. Тогда Москва не готова была побить горшки с Западной цивилизацией, надеясь на сотрудничество. Вот, кстати, в подтверждение кусок из Концепции нацбезопасности: "совершенствование и защита отечественной информационной инфраструктуры, интеграция России в мировое информационное пространство".
Теперь, что касается непосредственно двух информационных доктрин. Документ 2000 года явно более демократический. Там, к примеру, даже говорится о поддержке и защите "демократических институтов". Однако повторимся, если сравнивать с доктриной 16-летней давности, то свежее "издание" в разы более конкретное, не такое размытое, наполненное общими очевидными формулировками. И да, в новой доктрине такое понятие, как "демократический институт" вообще отсутствует.
Чего еще нет. В старом варианте можно найти тезисы, касающиеся прав человека и свободы массовой информации, о которых в 2016 году Кремль "забыл". Цитируем: "обеспечить конституционные права и свободы человека и гражданина на личную и семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, на защиту своей чести и своего доброго имени". И: "гарантировать свободу массовой информации и запрет цензуры".
Документ от 5 декабря демонстрирует существенные корректировки. Свободы массовой информации нет, но есть абзац, который нельзя не указать: "соблюдение баланса между потребностью граждан в свободном обмене информацией и ограничениями, связанными с необходимостью обеспечения национальной безопасности, в том числе в информационной сфере".
Добавим сюда пункт о "развитии национальной системы управления российским сегментом интернета", и вуаля - Россия окончательно мутирует в КНДР. И дополняет ручное управление информпространством в России декларация о создании и поддержке инструментов борьбы с внешними угрозами. То есть речь о российской пропаганде как внутри, так за границей.
К слову, над этим пунктом Путин начал работать еще в 2000 году. Вот еще одна цитата: "укреплять государственные средства массовой информации, расширять их возможности по своевременному доведению достоверной информации до российских и иностранных граждан". Ныне же RT, Sputnik и другие массмедиа работают в полную силу в информационных атаках на Запад, и Украину в том числе.
Это один из столпов гибридной войны Кремля. Но, исходя из доктрины, Путин и его окружение сочли его недостаточно сильным, поэтому в документе появляется нечто новенькое - создание информационных сил безопасности. То есть Кремль запускает такой себе информационный спецназ. Об этом говорится в самом начале - в "Общих положениях", пункт "д": "силы обеспечения информационной безопасности - государственные органы, а также подразделения и должностные лица государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, уполномоченные на решение в соответствии с законодательством Российской Федерации задач по обеспечению информационной безопасности". Главным же по информационному регулированию выступает лично Путин, а парламент, правительства и местные органы власти - это чирлидеры, которых пафосно называют ответственными за организацию работы информполитики.
Еще одним пунктом хозяин Кремля видит развитие информационного и технологического импортозамещения. Руководство РФ сетует на недостаточное развитие информтехнологий и, соответственно, зависимость отечественной промышленности от зарубежных наработок. Чтобы исправить ситуацию, Путин предлагает ликвидировать эту зависимость путем "повышения конкурентоспособности российских IT-компаний, развития отечественной конкурентоспособной электронной базы".
Правильно. Поэтому следующий шаг - отказаться от софта Гейтса, Google, Apple и т.д., всех посадить на "Чебурашку". Максимальное импортозамещение при минимальном шансе успешной реализации. Нет, мозги в России есть. Глупо было бы это отрицать. Многие уже уехали, но многие еще работают, в частности, айтишники. Просто даже с реальным базисом, возможностями и ресурсами на выходе получается, мягко говоря, недоработанная, порой бесполезная, иногда трагикомичная ерунда. Не хотят или не научились еще работать на 100% без традиционного "авось" и "и так сойдет". С таким способом вести дела, конечно же, эффективнее покупать готовый качественный продукт.
Ведь в противном случае с рунетом будет то же, что произошло с построенной этим летом набережной Сочи при первом шторме, но зато не будет независимости от информационных технологий. Да, и от компьютеров, ноутбуков, планшетов, смартфонов, smart-браслетов/часов, gps-навигаторов, автомобилей и т.д., и т.п. тоже нужно отказаться. Они тлетворное влияние оказывают на духовность. Всегда можно вернуться к старому-доброму Pigeon Mail, извозчикам и всему тому мрачноватому быту, любовно описанному, к примеру, Федор Михалычем Достоевским.
Правда сценарий нелицеприятный. Вроде хочется сильным быть, независимым. Но и от современного комфортного мира отказаться тяжело. Поэтому наверное будут в России все же красть идеи у Запада через несколько подставных компаний. Техноконтрабандистов будут ловить, но на их место придут новые.
Кстати, о духовном. И в 2000 году, и в 2016 году власть РФ твердила о моральных качествах, наследии и прочих набивших оскомину постулатах "русского мира".
Информационная безопасность. Звучит очень современно, полностью вписывается в сегодняшнюю медийно-коммерциализированную эпоху истории человечества. И вот читаешь российскую информационную стратегию. Читаешь о невинных российских журналистах, бесцеремонных западных чиновниках и политиках, ужасных хакерах и...бах! Традиционные духовно-нравственные ценности. Традиционные духовно-нравственные ценности и информационная безопасность. Кибервражины и прочие супостаты с Запада атакуют традиционные духовно-нравственные ценности. КГБшно-имперское православие в опасности. "Защити мой аккаунт в "Одноклассниках", Господь, силою Чтимого и Дарующего жизнь Твоего Креста, и сохрани мой e-mail от всякого зла". Вот, примерно, такое приходит на ум при данной подаче в документе.
То, что нынешнее руководство России опирается на аутентичность максимальной степени - давно уже привычно. В предыдущей стратегии также вспоминали о духовно-нравственных ценностях, правда об их сохранении, а не защите, как сейчас. Однако когда речь идет о будущем, о развитии информационных технологий, формирование единого целого "скрепами" выглядит по меньшей мере абсурдно. Все-таки за минувшие 16 лет технологический прогресс шагнул далеко вперед.
И, безусловно, тешиться историей великой своей державы, которую, как заявил во вторник Дмитрий Песков, должна защитить новая доктрина от манипуляций извне.
И очевидно, что доктрина эта пройдет на ура и будет принята на законодательном уровне. Получит статус полноценного нормативно-правового акта, чего не произошло с ее предтечей 2000 года из-за отсутствия соответствующей законодательной базы. В Совфеде РФ уже заверили, что стратегия будет принята, а если каких законов не будет хватать, то, по словам первого зампред комитета по международным делам Владимира Джабарова, оперативно примут. На такую исполнительность и послушание Путин все же 16 лет назад еще рассчитывать не мог.
Возможно в России найдутся те, кто ознакомятся, изучат, и начнут возмущаться тем фактом, что их лишают законных прав. Поэтому таких потенциальных критиков загодя припугнули кибератаками с Запада. ФСБ 2 декабря предупредила, что "иностранные спецслужбы готовят масштабные кибератаки с 5 декабря с целью дестабилизации финансовой системы РФ, в том числе деятельности ряда крупнейших российских банков". Атаки, как заявили в спецслужбе, якобы готовит украинская компания BlazingFast из Нидерландов. Волну подхватили в Минкомсвязи РФ, которое экстренно собрало местных операторов связи и представителей крупнейшими банками для проведения соответствующего инструктажа. Для утверждения новой доктрины информбезопасности, как видим, был создан отличный фон.