Путин превратил РФ в третьего лишнего
Владимир Путин демонстративно прилетел 9 мая в Севастополь. Своим визитом российский лидер показал, что обострение в отношениях с Западом - это надолго и всерьез. Это понимают и западные политики, как бы им ни хотелось такого развития событий избежать. Понятно, что многие в Украине желали бы, чтобы США и ЕС ввели такие санкции, которые в одночасье обрушили бы российскую экономику и заставили сразу отказаться от поддержки диверсионно-подрывной деятельности на нашей территории. Запад на такое пойти не может в силу зависимости многих его крупных компаний либо от российского рынка, либо от российских энергоресурсов и инвестиций, либо от транзита через российскую территорию.
Но то, что есть, уже не так плохо. Как это работает? С недавнего времени юридические отделы всех западных компаний, работающих с украинскими и российскими контрагентами, требуют от заключающих контракты коллег проверять предприятия и физических лиц, с которыми они имеют дело. Для простоты санкционные списки и так называемые watchlists всех западных агентств и органов сведены в единую систему, в которую уполномоченный сотрудник, например, Barclay's Bank вводит фамилию или название компании. Если лицо или фирма оказывается в системе (даже в списке особого внимания, напрямую с санкциями не связанным), то очень сомнительно, что пекущиеся о репутации и возможных юридических рисках правовые отделы одобрят такую сделку. "ДС" имела возможность опробовать систему: и сам Владимир Путин оказался в watchlist-е.
Рано или поздно множество российских чиновников и их родственников столкнутся с трудностями при покупке недвижимости или безналичных расчетах в долларах или евро. Заточенная под перекрытие каналов финансирования терроризма система оставляет очень мало возможностей ее долго обходить. Все это означает, что и без третьего пакета санкций, направленного на целые сектора российской экономики, жить на широкую ногу, как прежде, представителям правящего класса РФ будет все труднее.
Однако для Путина во многом это расчетные потери. Москва поломала главную стратегию США - сосредоточиться на сдерживании Китая: именно КНР с ее относительно эффективной экономикой, огромным населением и непомерными амбициями представляет наибольшую угрозу для Запада. Администрация Барака Обамы немало сделала, чтобы ей противостоять: от создания стратегического командования в Африканском регионе до укрепления союзнических отношений с Японией, Индией, Южной Кореей и Австралией - все направлено на то, чтобы ограничить экономические и политические возможности Поднебесной. Параллельно ведется работа в том направлении, чтобы через укрепление экономической взаимозависимости устранить в китайской элите мотивацию к соперничеству.
Путин ломает все эти планы. Во-первых, ссорясь с Западом, он собирается делать все, чтобы укрепить экономические связи с Китаем. Это означает, что КНР получает огромный сырьевой придаток у себя под боком. Будь Москва союзником Вашингтона, Запад и Россия могли бы вместе диктовать Пекину условия доступа к жизненно важным для него ресурсам. А так РФ готова давать их почти даром и с единственным условием: поддержать ее в противостоянии с Соединенными Штатами. Во-вторых, задиристое поведение Путина дает китайцам надежду, что Кремль выступит в роли разрушителя линии укреплений Запада на международной арене и сломает ценой собственных жертв западное доминирование в мировой системе.
В итоге все попытки Вашингтона убедить Пекин, что прямое противостояние выиграть не удастся, а потому не стоит и пытаться, - коту под хвост. А если Индия тоже решит, что ей выгоднее играть на одной стороне с Пекином и Москвой? И в Тегеране посчитают, что теперь не так страшно жестко противостоять Западу и продолжат создание ядерного оружия?
Все эти новые масштабные вызовы не оставляют Вашингтону выбора, кроме как взяться за разрушение режима дебошира. Это не быстро, но точно намного реалистичнее, чем изнутри ослабить Китай. От создания России проблем в Центральной Азии и на Северном Кавказе (в этом США с удовольствием помогут Катар и Саудовская Аравия) до помощи Украине в превращении в образец успешного прозападного восточнославянского государства - на столе перед американскими стратегами довольно много опций. Так что демонтаж путинизма для Запада становится лишь вопросом времени.