Путин поделил Европу
В ответ на санкции Кремль издал собственный черный список европейских политиков и чиновников, которые отныне лишены счастья посещать РФ. Главный критерий его составления - критика фигурантов путинского режима в России и осуждение военных преступлений россиян на территории Украины. А ведь здесь следует заметить, что до сих пор далеко не все европейские группы влияния были готовы и далее обострять отношения с Москвой.
Обнародование черного списка 89 граждан ЕС, которым запрещен въезд в РФ, превратилось в ключевую тему для европейских СМИ, что указывает: объединенная Европа до сих пор явно недооценивала враждебность России. Продовольственное эмбарго, введенное Кремлем против собственных граждан, скорее рассмешило Евросоюз. Но теперь Москва практически идет на разрыв дипломатических отношений, хотя вряд ли придает своему демаршу такое значение. В списке оказались "безопасные", то есть в большинстве своем отставные, хоть и авторитетные политики и чиновники, а также общественные деятели из первого эшелона - от премьер-министров до послов, депутатов и публицистов. Строго говоря, это те люди, кто и так не отдыхает в Сочи, но чье объявление персонами нон грата вызывает мощный общественный резонанс по обе стороны границы между РФ и ЕС.
Партийная диверсификация списка демонстрирует широкие границы того политического погрома, который Путин навлек на российские национальные интересы. Ведь оказалось, что в Европе, как и в Украине, у Кремля практически не осталось союзников. Война объявлена всему политическому мейнстриму - от социалистов до националистов. В особенности удивлены в Германии. Ведь даже недавние заявления шефа ее внешнеполитического ведомства Франка-Вальтера Штайнмайера носили скорее примирительно-нейтральный характер. Впро-чем, приоритетными противниками немцев в Москве все-таки не считают.
Главными врагами, судя по количеству "невъездных", Кремль назначил Польшу, страны Балтии и Скандинавии, а также Велико-британию. Наименее проблемными, исходя из того же параметра, Россия считает страны Южной и Центрально-Восточной Европы - Болгарию, Грецию, Испанию, Чехию. Французов в списке меньше, чем немцев. В общем, перечень выглядит хорошей иллюстрацией представлений российского руководства об уровне русофобии (или русофилии) среди европейских элит. Примечательно, что эти представления в общем соответствуют реальности: страны Балтии и Скандинавия действительно зарекомендовали себя как ярые критики Кремля. Причем Финляндия, несмотря на жесткую позицию в отношении РФ, все же удостоилась особого статуса - в списке оказался лишь один ее представитель. Чехия и Балканы вынуждены делать неудобный выбор между интересами местных элит и общеевропейскими. Париж действительно демонстрирует более лояльную по отношению к Москве позицию, нежели Берлин, хотя эта разница становится все менее заметной.
В то же время любопытно, что и количество, и пропороциональный состав "невъездных" на душу населения свидетельствуют о том, что Россия приняла введенный в оборот еще Дональдом Рамсфельдом в бытность министром обороны в администрации Джорджа Буша-младшего раздел Европы на старую и новую. Первая представляется прагматичной и самостоятельной, вторая - бывшие советские республики и социалистические страны - выставляется клиентелой "вашингтонского обкома".
В черном списке вообще не представлены 11 стран-членов ЕС (в основном центрально-европейских и средиземноморских) - Австрия, Венгрия, Словакия, Хорватия, Словения, Италия, Мальта, Кипр, Португалия, Люксембург и Ирландия. Как в этой компании оказались во всех смыслах окраинные Ирландия и Португалия, понятно, все прочие случаи вполне объяснимы с точки зрения экономических интересов криминальных группировок, контролирующих Россию.
Итак, Кремль расширяет масштабы конфликта и повышает ставки, вряд ли четко представляя себе цели подобных шагов, не говоря уже об их результатах. Контрудары, ассиметричные и скорее упреждающие, не заставили себя ждать. Спикер Европейского парламента Мартин Шульц запретил посещение законодательного органа Европейского Союза послу РФ в ЕС и еще одному неназванному дипломату. Кроме того, заморожена деятельность комитета по сотрудничеству между Евросоюзом и Россией, заблокирована возможность депутатов Госдумы и Совета Федерации посещать органы власти ЕС, а также, стоит думать, приняты и иные, негласные меры. В конце концов, еще менее года назад партийный соратник Ангелы Меркель Карл-Георг Веллман советовал Владимиру Путину "слезть с пальмы на землю". Тот, однако, совет проигнорировал - и результаты налицо. Но это мелочи по сравнению с сюрпризами, которые последуют за саммитом "большой семерки", недаром накануне представитель Белого дома Джош Эрнест анонсировал обсуждение возможности введения новых санкций против России.
В общем, в перспективе интересны лишь сроки, в которые стороны дойдут до взаимных высылок послов и резкого спада в торгово-экономическом сотрудничестве. Скорее всего, это неизбежность, так как интересы выживания российского общества волнуют Владимира Путина еще меньше, нежели они волновали Саддама Хусейна.
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 8 июня 2015 г. (№23/733)