Путин готовит гибридную войну в ЕС: Россияне решили сделать Азарова финном

"Правительство Азарова в изгнании" — это миф, списанный по лекалам советско-финской войны 1939–1940 гг. Но из Азарова не получится второй Куусинен

Нынешняя российская агрессия против Украины во многом повторяет советскую против Фин­лян­дии. Причем совпадения начинаются задолго до активной фазы конфликта. Вот, к примеру, на протяжении 1930-х правительство Финляндии и большинство депутатов парламента последовательно срезали расходы на оборону и вооружения. Выделяемых денег едва хватало на содержание армии, о перевооружении не могло быть и речи. Глава финского нацбанка Ристо Рюти в 1931 г. вопрошал: "Какая польза от предоставления военному ведомству больших сумм, если войны не предвидится?". После заключения Пакта о ненападении между Хельсинки и Москвой в 1932 г. Финляндия временно прекратила строительство линий обороны на границе с СССР.

В предысториях конфликтов тоже есть очевидные совпадения. В 1938-м Москву очень беспокоил статус Финляндии и возможная угроза безопасности СССР в случае альянса последней с Германией. Кремль даже требовал подписания соответствующих договоров, которые исключили бы такой сценарий, причем ценой очевидной, хоть и частичной, утраты суверенитета Финляндии. Ради обеспечения безопасности российского побережья в регионе Москва также пожелала арендовать ряд островов и портов в Финском заливе ради размещения на них баз Балтийского флота и авиации. Таким образом, и тогда, и сейчас предпосылкой для агрессии стала паранойя российского руководства и соображения оборонительного характера. Приме­ча­тель­но, что за три четверти века Кремль не сумел выйти за пределы представлений о международных отношениях исключительно как о соперничестве великих держав за зоны влияния. Финляндия тогда и Украина теперь - это с точки зрения Кремля не наделенный субъектностью самостоятельный игрок и даже не государство, имеющее право на собственные интересы. Это объект и поле боя, которое должно остаться за сильнейшим из соперников.

После заключения Пакта о ненападении между Хельсинки
и Москвой в 1932 г. Финляндия временно прекратила строительство линий обороны на границе с СССР

Цель ультиматумов Москвы в обоих случаях также была одинаковой: удержать вокруг собственно российской территории буферные зоны, "отвалившиеся" при распаде империи. К слову, в 1940 г. это удалось в Прибалтике и Бессарабии. В случае с Финляндией - нет, поэтому пришлось довольствоваться ограниченной буферной территорией Карельского перешейка, "отжатой" у Хельсинки, - здесь была создана Карело-Финская ССР. В отношении Украины ис­пользуются те же лекала, по крайней мере, пока. Идея правительства в изгнании, озвученная Нико­лаем Азаровым и пока остающаяся без воплощения в жизнь, слизана с "терийокского правительства" Финляндской Демократической Республики во главе с Отто Ку­у­си­неном, провозглашенного в нынешнем Зеленогорске уже на второй день войны.

Как теперь РФ, так тогда СССР не просто не жалел пушечного мяса, но и устроил массовый террор против мирных граждан. Со­ветс­кие стратеги планировали сломить сопротивление финнов путем одновременного опустошения страны и ее расчленения. При этом большое значение в расчетах отводилось деморализации гражданского населения и нарушению работы госучреждений. Агрессор действовал в целом шаблонно. Шок и удивление вызвали разве что варварские бомбардировки населенных пунктов. Тогда применяли авиацию и зажигательные бомбы, теперь - РСЗО и пушки, но разница, согласитесь, непринципиальна. Особенно если учесть, что тогда большинство финнов жили в деревянных домах. Кстати, эти бомбардировки привели к потере Москвой авторитета даже среди левых и рабочего класса, до тех пор симпатизировавших коммунистическим идеям. В целом террор против мирного населения сделал СССР в 1939 г. таким же международным изгоем, как Россию сегодня обстрелы украинских городов. Впрочем, и тогда желающих связываться с агрессором среди западных правительств не нашлось. Бесконечные дебаты на международных площадках, столь же острые, сколь бессмысленные, "глубокая обеспокоенность", безрезультатные попытки переговоров с участием западных посредников.
Ключевое же отличие в том, что СССР готов был проглотить столько финской земли, сколько сможет захватить. Сегодня России уже маленький Крым встал поперек горла, что уж говорить о Донбассе. Поэтому ни Азарову, ни другим кандидатам в руководители потешного правительства ДНР-ЛНР не светит повторить судьбу финского марксиста Куусинена, руководившего Карело-Финской ССР 16 лет, а путь свой закончившего в некрополе у Кремлевской стены.

Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 16 марта 2015 г. (№11/721)