Кругом, победители. Почему в России снова принялись переписывать историю

Чем не угодила московским чиновникам старая дата окончания Второй мировой войны
Подписание Акта о капитуляции Японии 2 сентября 1945 года, на борту американского линкора "Миссури". Фото: Getty Images

Российская Госдума внесла изменения в список "дней воинской славы и памятных дат", перенеся "День окончания Второй мировой войны (1945 год)" со 2 на 3 сентября. Дата 2 сентября была установлена ранее Федеральным законом от 23 июля 2010 г. "О внесении изменений в статью 1.1 Федерального закона о днях воинской славы и памятных датах России".

Акт о капитуляции Японии был подписан 2 сентября 1945 г. на борту американского линкора "Миссури".

В пояснительной записке авторы поправки пишут, что "победа Советского Союза над Японией в 1945 году внесла решающий вклад в завершение Второй мировой войны", а перенос даты объясняют тем, что "формулировка 3 сентября - День окончания Второй мировой войны (1945 год) символизирует переход от состояния войны к миру, поиску путей мирного сосуществования и сотрудничества".

Надо сказать, что и в 1945 г. государственным праздником - Днем победы над Японией - в СССР было признано именно 3 сентября. Но в 1947 г. этот день стал рабочим, со временем забылся как праздник, а в 2010 г. дата была перенесена на 2 сентября. Третье же сентября получило статус Дня солидарности в борьбе с терроризмом, а также стало известным благодаря песне Михаила Шуфутинского. Шуфутинский, к слову, в 1981 г. эмигрировал из СССР в США, с 1992 г. жил на два дома, между США и Россией, а в 2003-м окончательно вернулся в Россию на ПМЖ, поскольку в США вершиной его карьеры было исполнение песен в ресторане. Какое отношение имеет его история к перемене даты окончания Второй мировой войны, мы увидим чуть позже.

Итак, дата окончания 2МВ по российской версии кочует с 3 на 2 сентября и обратно. При этом первоначально ее приколотили именно к 3 сентября, хотя весь мир празднует окончание 2МВ днем раньше. Для такого мухлежа у Москвы, безусловно, должна быть причина.

Здесь самое время вспомнить, что с датой вступления Советского Союза во Вторую мировую войну и в СССР, и в РФ всегда были проблемы. Вопреки логике и исторической достоверности ее перенесли с 17 сентября 1939 г., когда СССР вступил во Вторую мировую войну, будучи союзником гитлеровской Германии, на 22 июня 1941-го, когда бывшие союзники рассорились. Эту дату назвали "началом Великой Отечественной войны", ненавязчиво отождествив 2МВ и ВОВ. 

Этот трюк сразу же поменял смысл всего происходившего в дальнейшем, волшебным образом превратив СССР из инструмента, который антигитлеровская коалиция удачно использовала в своих интересах и который при этом был, по своей сути, ближайшим моральным и идейным родичем Третьего рейха, в "страну, разгромившую германский фашизм". По этой причине нынешняя перемена дат также вызывает подозрения и побуждает искать, где и в чем собрались передернуть московские шулеры.

В принципе ларчик открывается довольно просто. В 1945 г. Сталину, а сейчас пытающемуся подражать ему Путину, понадобился свой, особый праздник, отдельный от всего мира. Ровно по той же причине СССР/Россия празднует победу над Германией 9 мая, а весь мир - 8-го. Ссылки на разницу в поясном времени, из-за которой подписание акта о капитуляции Германии якобы растянулось между двумя датами, - скверное оправдание. Два раздельных праздника с самого начала были чисто политическим решением, как и в случае с Японией. И, кстати, с капитуляцией Японии отмазка со ссылкой на разницу часовых поясов уже не работает.

Иными словами, в 1945 г. Сталин, напуганный тем, что несколько миллионов советских солдат и офицеров увидели нормальную жизнь в оккупированной ими части Европы, которая даже с поправкой на военную разруху далеко превосходила по своему качеству совершенно скотскую довоенную жизнь в "государстве рабочих и крестьян", не говоря уже о еще более скотской послевоенной жизни, начал быстро-быстро закручивать гайки и отгораживаться от остального мира. Сталин осознал, что окружающий СССР мир 1945 г., доступный глазу его крепостных, гораздо опаснее для него, чем даже Гитлер под Москвой в 1941-м. Гитлер, к слову, и не планировал смещать Сталина, а намеревался оставить его гауляйтером побежденной России, несколько урезанной с Запада до линии Архангельск - Астрахань и надежно подчиненной Германии.

В 2010-м на волне высоких нефтяных цен, вдохновленный сговорчивостью Запада, легко простившего ему грузинскую войну 2008 г., Путин решил, что настало, наконец, время для интеграции России в мировой клуб великих держав. Это предполагало некоторую сверку дат, и для начала, на пробу, была откорректирована второстепенная для российской пропаганды дата окончания 2МВ.

С 9 же мая все обстояло сложнее. Откат даты к общепринятому 8-му грозил стереть зыбкую грань между 2МВ, в которой СССР был союзником Гитлера, и ВОВ, в которой он нацепил на себя маску "освободителя Европы", хотя советское "освобождение" было зачастую горше и кровавее даже прямой немецкой оккупации, не говоря уже о нахождении в союзе с Германией против СССР (Болгария, Венгрия, Румыния, Финляндия, Словакия). Последнее, к слову, еще не означало наличия в стране "фашистского режима", как утверждала в дальнейшем советская пропаганда. Гораздо чаще это был вынужденный шаг маленькой страны, пытавшейся при помощи союза с Германией защититься от угрозы оккупации - германской или советской, либо восстановить свою территориальную целостность, пострадавшую ранее от советской агрессии. Словом, перенос 9 мая на 8-е был крайне сложным политическим решением для Москвы, тем не менее в 2010-2014 гг. и этот вопрос хотя и очень осторожно, но все же прорабатывался. Рассматривался, к примеру, вариант растягивания праздника на два дня, на 8-9 мая.

Но неудачная для России агрессия против Украины, поставившая ее в положение изгоя из клуба западных стран, находящегося к тому же под их совместными санкциями, совершенно изменила ситуацию. Москва была поставлена перед необходимостью формирования группы своей международной поддержки. Конечно, до некоторой степени такую поддержку ей готов был предоставлять Китай, но он слишком самодостаточен, сам вертит Россию так, как ему выгодно, на том, на чем ему удобно, и в любой момент, исходя из собственных выгод, может эту поддержку отозвать. Еще была КНДР, но кимовский режим слишком уж одиозен, а вдобавок слишком самостоятелен и склонен вести только свою игру. Так что идея сколотить вокруг себя группу отсталых изгоев и откровенных failed states, относительно далеких от исторических споров вокруг 2МВ, хотя бы потому, что их в то время как независимых стран не существовало вовсе, но обладающих, тем не менее, формальным правом голоса в ООН, была воспринята в Кремле как очень перспективная. И отдельные праздники понадобились среди прочего для консолидации такой группы стран.

В самом деле, отдельная дата - очень удобная штука. Во-первых, иностранные гости не ставятся напрямую перед необходимостью выбирать, какое из приглашений им принять. Первые лица таких стран вполне могут успеть и там, и тут, отметившись сначала в одной из западных столиц, а затем и в Москве. Во-вторых, разбивка по датам уводит в тень и смягчает прямые конфликты смыслов. В-третьих, она изолирует россиян от остального мира, ясно показывая, что "их праздник - не наш праздник", а заодно давая возможность отделить друзей России от врагов России. К примеру, если делегация коммунистов Зимбабве, выразившая недавно свое возмущение демонтажем памятника Коневу в Праге, приедет 3 сентября в Москву на российский праздник окончания 2МВ в результате решающего вклада СССР, то это друзья России и русских. А Трамп и прочие джонсоны, меркели и макроны, отметившие 2 сентября, то есть праздник окончания 2МВ в результате решающего вклада США, но побрезговавшие российским приглашением, - как минимум коварные недруги, замышляющие недоброе. Впрочем, Макрон, со свойственной ему галльской подвижностью, вероятно, поспеет и на 2-е к Трампу и на 3-е к Путину.

Иными словами, разнося по датам еще один праздник, Кремль получает и еще один повод для победобесной демагогии. В конкретном случае 3 сентября к нему можно будет прицепить паровозом еще и День солидарности в борьбе с терроризмом, который никто не отменял, а также патриота Шуфутинского, воочию убедившегося, что в США талантливому русскому (а какой русский не талантлив хоть в чем-нибудь?) жизни нет. И даже его песенку про 3 сентября можно пристроить к делу, дописав в нее пару строк и превратив в символ победы над Японией. А что? Отчего бы не запустить какую-нибудь клюкву про рябину, победившую сакуру?

Словом, перенос окончания 2МВ со 2-го на 3-е - очень богатая идея. А чтобы холопы Путина лучше запомнили, кто и когда победно завершил 2МВ и в честь кого 3 сентября горят костры рябин, можно дать им дополнительный выходной.

Идея пришлась к месту и ко времени еще и потому, что празднование 9 мая в этом году - и ведь как раз на 75-летие "великой победы", вот какая досада, - будет несколько скомкано карантином. Это резко сократит число друзей и клиентов Кремля, приехавших в Москву. А к сентябрю, глядишь, и распогодится.