Провал проекта Меркель 2.0. Почему перессорились немецкие друзья Путина
В выходные 22–23 апреля в Кельне прошел съезд партии АдГ — "Альтернатива для Германии". Проведение сборища правых популистов было заблокировано массовой демонстрацией, и только благодаря большому количеству полиции делегаты смогли пробраться в конференц-отель, где был назначен съезд.
Внимание к этой партии понятно. По оценкам социологов, АдГ может войти в тройку лидеров на выборах в Бундестаг — парламент ФРГ — 24 сентября. Однако в последние месяцы рейтинг партии падает, а саму ее раздирают внутренние конфликты. На съезде победу одержало крайне правое крыло, возглавляемое Александром Гауландом. Это стало очевидным поражением Фрауке Петри, которая встала у партийного руля два года назад и видит себя в роли "новой Ангелы Меркель".
Но не стоит жалеть Петри. Во-первых, немецкая пресса относит ее, как и Гауланда, к друзьям Путина. Два месяца назад она летала в Москву, где встречалась с Володиным и Жириновским. Во-вторых, Петри отличается от Гауланда не столько взглядами, сколько большей степенью цинизма и прагматизма. Занимать крайне правые позиции, по ее мнению, чересчур непрагматично. А в-третьих, свое поражение на съезде она сама же и запрограммировала, решив воспользоваться опытом Ангелы Меркель 15-летней давности. Петри рассчитывает, что свое тактическое поражение она сможет обернуть в победу, как это когда-то удалось Меркель.
Можно надеяться, что на сентябрьских выборах успех АдГ будет скромным и респектабельные партии побрезгуют брать ее в коалицию. Но даже если все будет так, эту партию нельзя будет сбрасывать со счетов, особенно если в ней вновь укрепится власть Петри. Ведь именно под руководством Петри АдГ, поначалу считавшаяся второстепенной партией без больших перспектив, стала быстро наращивать популярность.
Поэтому в ближайшие годы хочешь не хочешь, а придется следить за деятельностью и самой АдГ, и Фрауке Петри. Тем более что она и вправду очень во многом похожа на Меркель — хотя столь же во многом от нее кардинально отличается.
От Ангелы до Фрауке
То, что Фрауке Петри — женщина, это еще ни о чем не говорит. Женщина-политик никого не удивит в Германии, где пост канцлера уже 12 лет занимает Ангела Меркель, которая имеет высокие шансы получить его этой осенью еще на четыре года.
Нет ничего особенного и в том, что Петри сейчас во втором браке. Меркель тоже второй раз замужем. С первым мужем, Ульрихом Меркелем, Ангела развелась в 1982 г., в 1984-м начала встречаться с профессором физической и теоретической химии Берлинского университета им. Гумбольдта Иоахимом Зауэром (он тогда был женат и воспитывал двух сыновей), расписались они в конце 1988 г.
Но у Ангелы Меркель нет детей — ни от первого брака, ни от второго. А Фрауке Петри сейчас ждет пятого ребенка. И собирается родить его в 42 года. Причем беременность не заставила ее отойти от политики, а наоборот, стала важной компонентой ее нынешнего политического бытия.
То же можно сказать о ее личной жизни. Фрауке была замужем за протестантским пастором Свеном Петри, родила с ним четверых детей. Но в октябре 2015 г. она объявила о расставании с мужем и о своих отношениях с коллегой по партии — евродепутатом и председателем АдГ в земле Северный Рейн-Вестфалия Маркусом Претцелем. Кстати, Маркус в первом браке стал отцом тоже четырех детей.
А в декабре 2016-го, перед Рождеством, Фрауке сообщила, что она и Маркус связали себя узами брака. "Мы отмечаем с нашими в общей сложности восемью детьми рождение новой особой семьи, которой мы очень гордимся", - написала Петри в Facebook. Тогда же она сообщила, что беременна.
Эта политическая пара, на глазах у публики занявшаяся строительством новой семьи, совсем не похожа на тандем Ангелы Меркель и Иоахима Зауэра. К слову, Зауэр является одним из лучших квантовых химиков мира и вполне может получить за свои научные достижения Нобелевскую премию. В 2005-м, когда Ангела впервые стала канцлером, Иоахим даже не присутствовал на ее инаугурации, а следил за событиями по телевизору из химической лаборатории университета. На публике эта пара появляется очень редко.
Из науки в политику
Петри родилась в ГДР, в Дрездене. Меркель, как известно, тоже с раннего детства жила в Восточной Германии. Обе немало лет отдали науке, плодотворно занимаясь химическими исследованиями. Обе защитили диссертации. Меркель в 1986-м в Берлине — на тему "Исследование механизма реакций распада с нарушением простых связей и расчет их констант скорости на основе квантово-химических и статистических методов". Петри в 2004-м в Геттингене — "Характеристика нового транспортера АТР-связывающей кассеты из подсемейства ABCA".
Но между двумя женщинами-химиками, переквалифицировавшимися в политиков, — 21 год разницы в возрасте. Поэтому возникает большой искус видеть во Фрауке более молодую и модернизированную модель Ангелы, такую себе Меркель 2.0.
Сама Петри любит сравнивать себя с Меркель и не скрывает, что берет с нее пример в том, как делать карьеру в политике и как добиваться власти. Да и в названии партии "Альтернатива для Германии" нетрудно увидеть намек на то, что Фрауке — готовая замена Ангеле.
Но все же Петри, при всей ее интересности как политического явления, является плохой альтернативой Меркель. Возможно, все дело в том, что Ангела изначально не брала ни с кого пример в технологии прихода к власти, а просто делала то, что считала нужным в соответствии со своими убеждениями. Фрауке, напротив, изначально поставила перед собой цель повторить успех Ангелы, перенять у нее приемы восхождения к политическим вершинам, не заморачиваясь особо идеалами и ценностями.
Здесь нелишне сравнить, как Ангела и Фрауке перешли из науки в политику. Меркель бросила Центральный институт физической химии Академии наук ГДР в декабре 1989 г., вскоре после падения Берлинской стены, променяв научную карьеру на работу в новосозданной партии "Демократический прорыв", которая в августе 1990-го влилась в ХДС. Это оказалось мудрым ходом, поскольку после объединения Германии АН ГДР была распущена.
Петри тоже проявила дальновидность, только несколько по-другому. Она пришла в политику в 2013-м. А в 2014-м обанкротилась химическая компания PURinvent GmbH, которую Петри основала в Лейпциге в 2007-м. Компания была выкуплена новыми инвесторами и переименована в PURinvent System GmbH. На сайте компании подчеркивается, что сейчас она никак не связана с Фрауке Петри, не имеет никакого отношения к АдГ и не одобряет их взглядов.
Путь к партийному лидерству
Конечно, Меркель — не святая, она умеет приспосабливаться и быть прагматиком, иначе не достигла бы политических высот. Но столь же несомненно, что у нее есть планка, ниже которой она не позволяет себе опуститься.
Еще в раннем детстве Ангела прониклась тем, что она — дочь пастора, и сберегла это самоощущение в дальнейшей жизни. Как ни удивительно, но Меркель научилась не только сохранять идеализм (несмотря на необходимость приспосабливаться), но еще и извлекать из него пользу. В 2000 г. участники партсъезда доверили ей пост председателя ХДС именно потому, что в глазах общественности и членов партии она не была замешана в финансовых аферах, из-за которых был вынужден подать в отставку почетный председатель партии экс-канцлер Гельмут Коль, а затем и его преемник на посту председателя ХДС Вольфганг Шойбле.
Путь Петри к лидерству в своей партии был вроде бы похожим — но на самом деле нет. Партию "Альтернатива для Германии" создал в феврале 2013 г. экономист-интеллектуал Бернд Лукке, придерживавшийся позиции умеренного евроскептицизма. Он собирал под знамена партии сторонников возвращения к немецкой марке и противников программ помощи другим странам еврозоны. Подвернувшейся возможностью воспользовались демагоги правого и крайне правого толка. В том числе и Фрауке Петри, которая сделала ставку на антииммигрантскую риторику.
В конце концов правые демагоги взяли верх и вытеснили Лукке не только с поста председателя, но и вообще из партии. С июля 2015 г. сопредседателями АдГ являются Фрауке Петри и профессор экономики и финансов Йорг Мойтен. Причем в их дуэте Петри играла первую скрипку.
Эксплуатация ксенофобских настроений помогла АдГ нарастить свой электоральный урожай. В 2013 г. на выборах в Бундестаг партия не дотянула до 5%-го барьера, набрав 4,7% голосов. Но уже на выборах в Европарламент в 2014 г. АдГ получила 7,1%. За время с 2014 г. состоялись выборы в ландтаги — земельные парламенты — в 11 из 16 федеральных земель, и каждый раз АдГ уверенно преодолевала барьер. Сама Фрауке Петри в августе 2014 г. была избрана в ландтаг Саксонии, а Йорг Мойтен в марте 2016 г. — в ландтаг Баден-Вюртемберга. Наибольших успехов партия добилась на выборах в земле Саксония-Анхальт в марте 2016 г. Там АдГ получила 24,3% голосов, а в целом ряде районов заняла первое место, обогнав ХДС.
Поводы для раздоров
Росту рейтинга партии особенно способствовал миграционный кризис, начавшийся в Европе два года назад. Если в 2014-15 гг. в общенациональных опросах уровень поддержки АдГ составлял в среднем за год до 6%, то в 2016-м — уже более 12%. Однако в 2017-м наметилась четкая тенденция к снижению партийного рейтинга: 12,8% в январе, 10,7% в феврале, 9,6% в марте, 9,2% в апреле. Социологи объясняют это тем, что ситуация с притоком беженцев в Германию постепенно нормализуется, поэтому тема мигрантов, на которой специализируется АдГ, уже не столь популярна у избирателей.
Кроме того, большой скандал разгорелся из-за одного из ведущих политиков АдГ Бьерна Хекке. Выступая 17 января в Дрездене перед членами молодежной организации партии, он сделал ряд провокационных заявлений: двусмысленно назвал мемориал жертвам Холокоста в Берлине "памятником позора, который мы посадили в сердце своей столицы", а также призвал "на 180 градусов развернуть политику памяти" в Германии. "Политикой памяти" немцы называют общественно-политический консенсус о том, чтобы хранить память о преступлениях, совершенных национал-социалистами в 1933–45 гг.
Комментируя выступление Хекке, газета Bild подчеркнула, что он — не аутсайдер в рядах АдГ. По сведениям газеты, примерно треть из 26 тыс. членов партии одобряют поведение "восходящей звезды АдГ", как его называют в прессе. Он считается одним из лидеров партии и имеет поддержку не только сопредседателя Йорга Мойтена, но и влиятельного зампредседателя Александра Гауланда, являющегося депутатом ландтага Бранденбурга. Как заявила Bild, это трио активно борется за лидерство в партии с Фрауке Петри и ее мужем Маркусом Претцелем.
Проигранный съезд
Можно было ожидать, что этот конфликт вырвется наружу на партсъезде 22–23 апреля в Кельне. Однако Петри решила нанести упреждающий удар. Она поместила в Facebook видеообращение, где заявила, что не будет возглавлять партсписок на выборах в Бундестаг. Петри подчеркнула, что не войдет и в первую тройку в партийном списке, объяснив свое решение внутрипартийными разногласиями.
По ее словам, волной миграционного кризиса в партию и в ее руководство занесло много одиозных личностей с явными неонацистскими наклонностями. Их речи и лозунги вызывают одобрение некоторых избирателей, в первую очередь, на востоке Германии, но отпугивают многих жителей западных федеральных земель. Долговременное присутствие АдГ в немецком политическом ландшафте Петри считает возможным только в том случае, если ее партия будет иметь стабильную поддержку на западе Германии, а не только маргинальную — на востоке.
К партийному съезду Петри написала проект резолюции с осуждением, как написано в тексте, "фундаментально-оппозиционной стратегии" радикального, крайне правого крыла партии. Имеется в виду не только Хекке, но и персонально упомянутый Гауланд. В своем видеообращении Петри осудила "максималистские провокации отдельных представителей", которые своими "несогласованными, а значит, совершенно неожиданными для руководства партии" заявлениями омрачают облик АдГ. Также Петри предложила дополнить программу партии положением о том, что в АдГ нет места расистской, антисемитской, нацистской идеологии.
Немецкие масс-медиа, однако, очень сомневаются в искренности Петри и напоминают о том, что и она сама прибегала к лексике, которой пользовались нацисты, и даже предлагала стрелять на границе в беженцев, рвущихся в Германию. Одни комментаторы видят в демарше сопредседателя АдГ тактический ход, маневр в острой борьбе с внутрипартийными оппонентами. "Фрауке Петри, все более изолированная правыми отрядами Гауланда, уходом во второй ряд разыгрывает свой последний козырь", — пишет, например, берлинская газета Der Tagesspiegel, считая, что Петри шантажирует собственную партию.
Если бы это было так, то попытку шантажа следовало бы признать проигранной. Потому что на съезде предложения Петри были отвергнуты. Ее выступление было почти провальным, в отличие от выступления другого сопредседателя Йорга Мойтена, которое вызвало в зале восторженный энтузиазм, выразившийся во вставании делегатов и бурной овации. По решению съезда предвыборный список АдГ возглавят тот самый Александр Гауланд, который является оппонентом Петри и союзником Мойтена, и 38-летняя бизнес-консультант из Баден-Вюртемберга Алис Вайдель, заявившая в своей речи на съезде, что "политкорректность принадлежит помойке истории". Вайдель интересна еще тем, что живет в лесбийской семье с женой и ребенком и не видит тут никакого противоречия с членством в крайне гомофобной партии.
Фиктивное отступление
Но Петри, похоже, и не собиралась шантажировать свою партию, а просто умыла руки — и теперь будет ждать плохой игры Гауланда и Вайдель. 15 лет назад в аналогичной ситуации оказалась Меркель, когда в ХДС решался вопрос о партийном кандидате на пост канцлера. Меркель была готова выдвинуть свою кандидатуру, однако многие видные члены ХДС в ранге глав земельных правительств и руководителей земельных отделений партии отдавали предпочтение премьер-министру Баварии и председателю ХСС (это традиционный баварский партнер ХДС) Эдмунду Штойберу. Меркель решила не вставать на пути Штойбера и заявила о своем отказе в пользу его кандидатуры на встрече в Баварии 11 января 2002 г., получившей название "Вольфсратхаузенского завтрака". Такой ценой Меркель сохранила пост председателя ХДС. Блок ХДС/ХСС со Штойбером во главе списка выборы проиграл, а в сентябре 2005 г. состоялись досрочные выборы в Бундестаг, на которых во главе списка ХДС/ХСС уже стояла Меркель. Ангела привела ХДС/ХСС к победе и стала канцлером. Затем повторила это достижение дважды и собирается повторить в третий раз.
Вот и Фрауке Петри, считают некоторые наблюдатели, решила до поры до времени отойти в сторону, выбрать более удачный момент или более выигрышную, чем миграционный кризис, тему для политического наступления. Пост главы правительства ей, разумеется, не светит, но есть и другие варианты приобщения к власти.
С такой партией, какую сейчас представляет собой АдГ, никто иметь дела ни на земельном, ни тем более на федеральном уровне не хочет и не будет. Правительственные коалиции с ней исключены. Но Петри не зря демонстрирует склонность к прагматизму. У нее нет принципов, которыми она не поступилась бы ради власти.
В ранней юности Фрауке, в первые годы после воссоединения Германии, подобным образом считались изгоями посткоммунисты, хоть они и были представлены в нескольких ландтагах и в Бундестаге. Теперь Левая партия — вполне респектабельный партнер в правительствах некоторых федеральных земель, а в Тюрингии представитель этой партии Бодо Рамелов с 2014 г. занимает пост премьер-министра. Так что Петри может надеяться, что у нее еще есть шанс стать Меркель 2.0.
К тому же, конфликт между Петри и Гауландом не настолько серьезный, чтобы они не могли находиться в одной партии. "Мы нуждаемся в Вас", — заявил Гауланд на съезде, обращаясь к Петри, и поцеловал ей руку. Делегаты вскочили на ноги, аплодируя и скандируя: "Фрауке, Фрауке".
Кремлевские связи
Для Украины вся эта история имеет значение хотя бы из-за кремлевских связей деятелей АдГ. Александр Гауланд, который возглавил список партии на выборах в Бундестаг, известен как частый гость российского посольства в Берлине. Как утверждают немецкие СМИ, он неформально курирует в АдГ российское направление, и Кремль имеет возможность проводить через него свою линию внутри всей АдГ.
Почти с самого начала своего существования АдГ выступала за тесные отношения с Россией и не изменила эту позицию после российского вторжения в Украину. В программе партии записано, что "без привлечения России безопасность в Европе невозможна". Во время избирательной кампании в 2016 г. в земле Саксония-Анхальт в предвыборной программе партии значилось требование немедленной отмены санкций против России, введенных Евросоюзом за российскую агрессию в Крыму и на Донбассе. Молодежная структура АдГ "Молодая Альтернатива", по данным немецкой прессы, сотрудничает с "Молодой гвардией" — молодежной организацией "Единой России".
Сопредседатель АдГ Фрауке Петри в этих вопросах является не оппонентом, а скорее конкурентом Гауланда. Два месяца назад немалый резонанс в немецких СМИ вызвала поездка делегации АдГ во главе с Петри в Москву. 20 февраля делегация встретилась с представителями "Единой России" в Госдуме — спикером ГД Вячеславом Володиным, его заместителем Петром Толстым и главой комитета ГД по энергетике, координатором депутатской группы по связям с Бундестагом Павлом Завальным. Также на встрече присутствовали представители ЛДПР — лидер партии Владимир Жириновский и глава комитета ГД по международным делам Леонид Слуцкий.
АдГ неоднократно отрицала получение финансовой помощи от России или близких к Кремлю структур. Перед выборами в Бундестаг можно ожидать новых подобных обвинений, как и скандалов вокруг кремлевских связей руководителей АдГ, особенно Гауланда. Но и после выборов тема сотрудничества Кремля с приверженцами неонацистских идей вряд ли будет забыта.