Протесты в Беларуси. День второй: бегство Тихановской, "коктейли Молотова" и забастовка
Нужна ли Светлана Тихановская демонстрантам как символ протестов?
Белорусский майдан стремительно эволюционирует – люди прислушались к призыву выйти на протесты и в понедельник. Несмотря на жесткие действия ОМОНа, закидывающего демонстрантов светошумовыми гранатами и стреляющего резиновыми пулями, акции протеста в массовом порядке проходили в Минске, Бресте, Витебске, Новополоцке, Осиповичах, Бобруйске, Мозыре, Гродно, Молодечном, Борисове, Жлобине, Гомеле и многих других.
Мало того, в круговорот протестов окунулись и рабочие – соль земли - те, кем так часто впопад и невпопад восхищается Александр Лукашенко и ставит их в пример всяким "мелким буржуйчикам", которые удумали захватить власть в стране.
С 11 августа в Беларуси объявлена общенациональная забастовка. К ней уже, к примеру, присоединились работники Минского электротехнического завода им. Козлова, Минского маргаринового завода, Жабинковского сахарного завода, Минского тракторного завода.
Свинью они Лукашенко подложили знатную, потому как он как раз сегодня созвал совещание во Дворце независимости, но не для обсуждения эскалации ситуации в стране (по крайней мере, официально), а чтобы обсудить с представителями своей администрации, Министерства антимонопольного регулирования и торговли и главами предприятий развитие пищевой промышленности.
Иными словами, белорусский президент, чье лидерство под вопросом, усиленно делает вид, что ничего из ряда вон выходящего не происходит, все под контролем: мол, побушуют и успокоятся, а государственные дела куда важнее.
Хотя вчерашний день показал, что ни о каком контроле речи и не идет. Противостояние становится куда жестче.
Протесты уже не такие романтичные, как в ночь на понедельник, когда тысячи жителей Минска встретили силовиком светлячками своих телефонов. Это, безусловно, было невероятным зрелищем, акцией, наполненной мощью и единением, но на следующий день демонстранты перешли к активной фазе борьбы: в ответ на гранаты – "коктейли Молотова" на улице Пушкинской; были сцепки, были многократно возводившиеся баррикады возле ТЦ "Рига"; нападения на омоновцев, бойцы которого давали деру в Минске; или на УАЗик милиции в Бресте, чтобы отбить задержанных.
У ОМОНа, по сообщениям из Telegram-каналов (единственного, по сути, источника информации в Беларуси, где интернет скорее мертв, чем жив), уже нет мест, куда свозить задержанных. Поэтому многих приходится отпускать, предварительно избив их и сломав телефоны.
Согласно официальным данным МВД Беларуси, силовики ночью 11 августа задержали 2 тыс. человек. Днем ранее — 3 тыс., напомним.
Кстати, для поимки участников протестов силовики идут на все более циничные ухищрения. К примеру, опять-таки исходя из сообщений в Telegram, в эпицентры противостояния, в "тыл" к протестующим они пробирались в машинах скорой помощи.
И если в Минске, Бресте, Новополоцке силовики действовали крайне жестоко, то в ряде других городов, к примеру, в Светлогорске или Жодино, правоохранители отказались идти против сограждан.
Так что нынешние власти вовсе не контролируют ситуацию. На местах происходят тревожные для "центра" трансформации органов власти и правоохранителей.
Тень санкций
Не все гладко и с отношением к действиям белорусских властей со стороны Европы.
Днем ранее, реагируя на события 9 августа, глава немецкой дипломатии Хайко Маас заявил, что пора бы Евросоюзу поговорить о санкциях в отношении режима Лукашенко, потому как снимали-то их после того, как Минск сделал красивый жест и, к примеру, освободил политзаключенных. Сегодня же полку политзаключенных прибыло. И на улицах проливается кровь.
Согласен с Маасом и президент соседней Литвы Гитанас Науседа, который также в понедельник призвал Брюссель обсудить санкции в ответ на происходящие сегодня в Беларуси репрессии.
В свою очередь, глава МИД Литвы Линас Линкявичюс вместе с коллегами из Польши Яцеком Чапутовичем и Украины Дмитрием Кулебой выступил с совместным заявлением стран "Люблинского треугольника", в котором они призвали власти Беларуси "воздержаться от применения силы и освободить всех задержанных минувшей ночью", и решить конфликт посредством диалога.
Отреагировали и в США. Белый дом и Госдепартамент выразили обеспокоенность и осудили насилие в отношении демонстрантов, призвав Лукашенко соблюдать их право на мирный протест и уважать их стремление к "демократическому процветающему будущему".
И в то же время, в литовскую Клайпеду прибыл уже второй танкер с американской нефтью для Беларуси. Судя по всему, Вашингтон пока будет придерживаться нынешней линии поведения – осуждать, но не прекращать сотрудничество.
"Очень тяжелое решение"
После второй ночи уличных протестов, после ряда заявлений европейских лидеров визави Лукашенко – Светлана Тихановская, "нарисованное" ЦИК поражение которой стало катализатором протестов, уезжает в Литву.
В акциях протестах участвовать отказалась, аргументировав это страхом перед провокациями; подала жалобу в ЦИК и уехала через пункт пропуска "Котловка" в 3:30 11 августа.
Первым об этом в Twitter сообщил Линкявичюс. "Светлана Тихановская в безопасности. Она находится в Литве", — написал министр иностранных дел Литвы.
Хотя ранее она заявляла: "Я не вижу причин, почему должна быть арестована, и не собираюсь уезжать".
Изменить свое решение Тихановской, судя по всему, пришлось под давлением официальных властей.
На это указывает, в частности, заявление ее доверенного лица Ольги Ковальковой, по словам которой, вывезли ее именно власти. Отъезд, говорит Ковалькова, позволил освободить начальницу ее штаба Марию Мороз, вместе с которой Тихановская и выехала в Литву.
Сама кандидат позднее 11 августа обнародовала видеообращение. Тихановская, явно испуганная и встревоженная, констатирует, что "наверное, так и осталась той слабой женщиной, какой была изначально", хотя и думала, что выборы ее закалили.
А в конце звучит два важных сообщения. Первое: "Ни одна жизнь не стоит того, что сейчас происходит". Второе: "Дети – это самое важное, что есть в нашей жизни".
Первое может деморализовать демонстрантов. А второе очень похоже на непрозрачный намек-объяснение, как именно властям удалось выпроводить за границу Тихановскую, у которой есть сын 2010 и дочка 2016 годов рождения.
По всей видимости, это еще одна причина, по которой Лукашенко решил сегодня посовещаться о пищевой промышленности, видимо надеясь на то, что бегство Тихановской поможет погасить пламя протестов. Как говорится, с глаз долой — из сердца вон.
Свет клином не сошелся
Отъезд Тихановской может иметь как позитивное, так и негативное влияние на протесты в Беларуси.
Стоит напомнить, что Майдан в Киеве тоже долгое время обходился без лидеров. Мало того, лидеров, упорно лезших на сцену, он отвергал.
Аналогичная картина наблюдается сейчас и на белоруских майданах – лидеров нет. Представителей оппозиции, пока простые белорусы возводят баррикады и обстреливают силовиков фейерверками, как-то и не видно.
Тихановская в большей степени символ и кандидат "против Лукашенко", без четкой программы и стратегии — своего рода беларуский Зеленский. Белорусы и без нее хорошо справляются с борьбой против режима Лукашенко, по крайней мере, сейчас. Однако вскоре им потребуется организация, четкое структурирование.
И самым "комфортным" что ли, вариантом для Киева было бы, если из среды участников акций протеста, с уже сформировавшейся структурой и лидерами, выкристаллизовались вероятные кандидаты на пост президента для досрочных выборов. Без иллюзий о "российских братьях" и дружбе с Москвой.