Протесты в Беларуси. День четвертый: Цепи, цветы и сбежавший Лукашенко
В сети распространяется предположение, что Александра Лукашенко нет в стране уже четвертый день
Если в ночь на 12 августа протестующие придерживались партизанской тактики – собирались в небольшие мобильные группы, то уже днем и вечером того же дня, а также с утра 13 августа форма протеста снова претерпела трансформацию. Акции стали демонстративно мирными.
Протест беларусов, как и прежде, усиливают забастовки, объявляемые рабочими на предприятиях. 12 и 13 августа к общенациональной забастовке с декларацией непризнания итогов выборов присоединились также работники "Торгового Дома "БМЗ" в России, "БелАЗа", "Минскметропроекта", "Химволокна", "Минскпромстроя", "Гродножилстроя".
Параллельно жители Минска, Лиды, Жодино, Гродно, Мозыря, Молодечного, Дзержинска, Могилева, Витебска, Слуцка, Гомеля, Жлобина, Бреста выходят к дорогам и формируют цепи солидарности.
Первыми взялись за руки вчера днем в Минске женщины, одетые в белое. К месту проведения акции подъехал микроавтобус ОМОНа. Правда из него сразу же никто не вылетел и не принялся с остервенением махать дубинкой. Видимо, все же побоялись картинки: ОМОН избивает девушек и женщин в белом.
Свою цепь солидарности создали и студенты-медики Белорусского государственного медуниверситета. К ним даже наведывался министр здравоохранения Владимир Караник и предлагал всем собраться в актовом зале для душевной беседы, однако никто не клюнул. Правда позднее был задержан врач-реаниматолог Богдан Шильниковский, присоединившийся к акции коллег.
Уже сегодня на акцию солидарности также вышли медики 1-й городской больницы Минска.
В целом же участники таких акций вели себя подчеркнуто мирно. В надежде, что силовиков проймет эта беларуская сатьяграха.
Стоит отметить, что далеко не все правоохранители могли пойти на сделку с дьяволом – согласиться с тем, чего от них требует начальство. Еще 10 и 11 августа некоторые бросали шлемы, складывали щиты и уходили. Кто-то уволился.
Тенденция к отказу силовиков от насилия продолжается и крепнет, хотя еще и не приобрела массового характера. Между тем в Минске силовики продолжают свирепствовать. Так, отряды ОМОНа со стрельбой, в том числе по балконам жилых домов, прочесывали минский микрорайон Грушевка. А на пересечении улиц Тимошенко и Бурдейного в микрорайоне Запад правоохранители сбили парня на скутере и, не дожидаясь приезда скорой, задержали и увезли. В том же районе силовики, как сообщается, просто стреляли по автомобилям.
Еще днем и ранним вечером акции солидарности никто особо разгонять не пытался, то ближе к ночи ситуация изменилась и в ряде районов столицы, например, в Малиновке, силовики ринулись в атаку, активно разбрасывая светошумовые гранаты.
Хотя уровень противостояния явно снизился. МВД сообщает, что за минувшие сутки были задержаны 700 человек. Днем ранее ведомство сообщало о тысяче, 11 августа – было 2 тыс. задержанных, в день выборов, 9 августа, — 3 тыс. По всей видимости места закончились не только в ИВС и СИЗО, но и в прочих имеющихся в распоряжении милиции помещениях.
Впрочем не стоит исключать, что цепи солидарности на самом деле повлияли на некоторых из силовиков. Так, в Боровлянах Минского района и Уручье (столичный район) правоохранители вместо применения силы решили просто с демонстрантами поговорить. В сети начали появляться ролики бывших военнослужащих, в том числе спецназа, которые со словами "Позор" выбрасывают свою форму в мусорные баки/окна или даже сжигают ее
Демарш устроили и некоторые работники СМИ. Среди них известные ведущие телеканала "Беларусь-1" Евгений Перлин и Андрей Макаенок. Уволился даже Дмитрий Семченко, журналист канала ОНТ, который называют "рупором пропаганды".
За станок, дармоеды!
А что же президент? Как Александр Лукашенко реагирует на происходящее, чего хочет, что предлагает, чем занимается?
Лукашенко 12 августа, как сообщают госСМИ, созвал новое совещание. На этот раз обсуждалось все же не развитие пищевой промышленности, а происходящее на улицах. А до кучи программа развития страны.
Заявления президента, прозвучавшие на совещании, мягко говоря, несколько странные.
С одной стороны, Лукашенко, с трудом скрывая раздражение, называл демонстрантов "обуржуевшимися гражданами". А с другой стороны, предложил очередной оригинальный способ решения проблемы (вроде лечения Covid-19 трактором) – всех на работу загнать.
По его словам, мол, "основа протестующих" — это люди "с криминальным прошлым и безработные". И все они должны немедленно найти работу, иначе будут проблемы.
Только вот что же с беларусами, у которых есть работа, и которые уже третий день подключаются к общенациональной забастовке? Как-то они не очень вписываются в парадигму Лукашенко.
Каковы ее последствия, что вообще имел в виду беларуский президент, попытались разгадать авторы Telegram-канала "Экономика Беларуси".
По их мнению, Беларусь ожидает возвращение "к разрешительному (вместо заявительного)" принципу регистрации юридических лиц и ИП; создать свой бизнес смогут далеко не все; ручной режим допуска иностранных инвесторов; "выдавливание из страны" IT-сектора, потому как его представители – одни из активнейших участников акций протеста; "возобновится давление на работающих за границей"; возвращение к "карательному" налогообложению денежных переводов в страну; закрытие агентств по трудоустройству.
"Как итог, страна вернется в эпоху перманентной девальвации, так как без двух важных валютных доноров (ІТ и работающие за рубежом) не удастся сохранить относительно нейтральный платежный баланс", — пишет ТГ-канал.
Подтверждением своей оценки в "Экономике Беларуси" рассматривают пост идеолога общественного объединения "Белая Русь" Петра Петровского, появившийся спустя два часа после презентации программы развития Александром Лукашенко.
Петровский пишет, что занятость большинства беларусов в частном секторе – это причина массового протеста. Поэтому под предлогом соцзащиты населения ситуацию будут "исправлять".
IT-шниками же он предлагает ради собственного выживания взять "в нагрузку проекты в промышленниками". Как отмечает "Экономика Беларуси", речь идет, фактически, о возвращении к средневековой панщине.
Сбежал ли Лукашенко?
Когда, как и будет ли вообще реализована пресловутая программа развития Лукашенко, пока не ясно. Ввиду того, что непонятно, как власти собираются решать вопрос массового несогласия беларусов с итогами выборов.
Правда на фоне того, что силовики сбавляют обороты, распространяется и несколько конспирологическая гипотеза, согласно которой то ли сам Лукашенко, то ли его семья еще 9 августа уехали в Турцию на бизнес-джете EW-301PJ. Эти слухи подхватили в свою очередь и ряд турецких изданий, в частности Hürriyet и Asas Media.
Сторонники версии о бегстве президента из страны апеллируют к тому, как Лукашенко стремительно меняет или, напротив, не меняет одежду за прошедшие дни. И к тому, что на брифинге 10 августа у одного из журналистов, снимающего видео на телефон, экран "пуст".
Впрочем, таковым экран может казаться в зависимости от того, как падает свет. Что касается одежды, то это можно, в принципе, списать на график и занятость самого Лукашенко: есть время поменять – меняет; нет времени (усиленно обсуждает, как же запрессеровать демонстрантов) – не меняет.
Обратили они внимание и на то, что на совещании, видео с которого было опубликовано 12 августа, присутствует отправленный в отставку 3 июня с поста премьера Сергей Румас. Отставка, заметим, не повод для Лукашенко не позвать его на совещание в тяжелые для режима дни.
К тому же беларуские власти сами способствуют укреплению людей во мнении, что Лукашенко может и не быть в стране. Например, когда пресс-служба президента в Telegram сообщает о том, что президент во Дворце Независимости созвал совещание по топливно-энергетическому комплексу, при этом иллюстрируя новость странной фотографией, на которой самого Лукашенко и нет.
Поэтому отметать версию с бегством президента, конечно, не стоит. О том, что Виктор Янукович улетучился в направлении Ростова, тоже не сразу стало известно.