Надоело все. Почему Балканы пучило бы и без Путина
Политическая дестабилизация на Балканах - в частности, в Сербии, Черногории, а также в Албании, - напрямую связана, как это ни странно, с процессом европейской интеграции этих стран, утвержденной еще 18 лет назад серией мирных договоров. Постоянное лицемерие Белграда, давнишнее желание элит Подгорицы отправить на пенсию Мило Джукановича и еще более двусмысленная внутренняя политика Тираны - рано или поздно привели бы эти страны к нынешней ситуации.
Само получилось
Впрочем, сама по себе тактика организации погромов хотя и попахивает Россией, но этот запашок не является основной нотой балканского "одеколона". Нынешние внутренние потрясения на Балканах скорее обусловлены разнородными причинами.
Так, в Сербии и Черногории протестуют против президентов, которые одновременно являются многолетними лидерами правящих партий - Александр Вучич возглавляет Сербскую прогрессивную партию, а чуть ли не единоличный правитель Черногории в разном статусе, но несменяемый Мило Джуканович - Демократическую партию социалистов. В Албании объектом ненависти протестующих является премьер-министр страны, глава правящей Социалистической партии Эди Рама. Демонстранты требуют досрочного переизбрания парламента в Албании и президентов Сербии и Черногории.
Подчеркнем, при всем сходстве - вернее, синхронности - все эти протесты не координируются из единого центра и назревали давно. Общей чертой для них является полное отсутствие геополитических лозунгов. Одних волнует отсутствие свободы слова, других - коррупция, третьих - засидевшиеся лидеры как таковые. Похоже, что возмущение никак не связано ни с ЕС, ни с НАТО. Два из трех охваченных протестами государств уже являются членами Альянса, а в Сербии (по известным причинам) сложился консенсус против НАТО.
В Черногории, куда стремятся все выбывшие из борьбы возле кремлевского корыта россияне, вспыхнул конфликт между бывшим основным финансистом правящей партии банкиром Душко Кнежевичем и Джукановичем. Кнежевич обнародовал папки с компроматом на Джукановича, в частности, перечисления на нужды партии, а правоохранители открыли дело. Черногорцы требуют отставки президента Джукановича и специального прокурора Катнича, который якобы предвзят.
В соседней Албании общество возмущено связями властей с наркомафией и проектом реконструкции кольцевой дороги вокруг албанской столицы - считается, что на нем "осваивают" немалые бюджетные средства. Началось этим, но продолжилось, как это всегда бывает, требованиями отставки власти целиком.
В Белграде циклические многомесячные протесты (на данный момент дошедшие до попыток захвата парламента) начались еще в конце прошлого года. Поводом стало избиение оппозиционного политика и поджог дома журналиста, который писал о злоупотреблениях местного босса из правящей партии. Преступления были раскрыты, но народ не успокоился. Более того, люди выходят на митинги даже в Косово. Главное требование - отставка Вучича. 16 марта демонстранты ворвались в помещение центрального телеканала, откуда их потом вытеснили правоохранители. На следующий день, сломав полицейское ограждение, сотни людей несколько часов блокировали администрацию президента Сербии. В Албании, к слову, тоже раз за разом штурмуют парламент.
Где "рука Москвы"?
Что же это все такое - и нет ли в этих событиях "руки Москвы"?
Во-первых, вызов перед всеми тремя странами таков, что, как и с Виктором Орбаном в начале 2000-х, их нынешние правительства сделали всю "грязную работу" европейской интеграции, но и сами стали выглядеть слишком "грязными" с точки зрения строгих брюссельских кураторов.
Во-вторых, в Черногории не могли не устать от Джукановича, который правит страной в разном качестве с момента окончательного распада Югославии. Эди Рама - ничем не лучше всех прошлых албанских премьеров, а сербский Вучич, при всей необходимой вежливости - крайне двуличный политик.
В-третьих, социально-экономическая ситуация во всех трех странах далека от благоденствия - это лишь постсоветская диаспора на черногорских берегах живет в своем особом мире, который мало соприкасается с жизнью собственно Черногории. В которой между тем продолжаются расследования попытки переворота в пользу Кремля.
И в них начали происходить "интересные дела". Так, к примеру, главный свидетель, сотрудничавший со следствием по делу о неудачном путче, сербский националист Саша Синджелич, начал отказываться от своих показаний. А ведь известно, что после голосования на парламентских выборах 2016 г. пророссийская оппозиция планировала захватить парламент и ликвидировать Джукановича. Руководили операцией два россиянина, связанных с ГРУ и ФСБ, позже засветившиеся в других странах. Но теперь некоторые оппозиционные лидеры, которых следствие считает соорганизаторами мятежа, требуют от суда закрытия дела, а их адвокаты отказываются участвовать в судебных заседаниях. Правда, шансы развала дела невелики - все показания свидетелей подтверждены данными следователей. Однако если этот процесс развалится или заглохнет, политическая почва завибрирует под ногами непотопляемого Джукановича.
В Албании и Сербии оппозиция не играет в сложные игры и делает ставку на еще большую радикализацию протестов. Поэтому побоище следует за побоищем. Однако, очевидно, что ресурсов для захвата власти силой у оппозиции пока нет, а напугать неудачными штурмами и краткосрочными блокадами руководителей страны так, чтобы они сами ушли с должностей, им вряд ли удастся. При этом важнейший вопрос состоит в том, стоит ли за демонстрантами Москва.
Ведь известно, что Черногория и Сербия являются претендентами номер один и два на вступление в ЕС, а Албания готовится начать переговоры о членстве уже в июне. Дискредитация лидеров, приведших эти страны к двери Европейского Союза, а тем более их отставка, явно не будет способствовать ускорению евроинтеграционных процессов. Несомненно, такому развитию событий обрадовались бы в Москве.
Более того, в Черногории среди застрельщиков протестов - лидеры пророссийской оппозиции. Они не выступают на митингах и не идут впереди колонны с транспарантами, но все время лично призывают людей выходить на митинги и марши. В Сербии до последнего времени протесты были, как и в Черногории - якобы гражданскими, "без политиков". Но в минувшие выходные захватом телеканала и блокировкой администрации президента руководил уже лично лидер оппозиционной партии "Двери" Бошко Обрадович. Этот политик печально известен в Украине - он признал Крым российским и уже несколько раз посещал полуостров для участия в различных мероприятиях, которые организует оккупационная власть. Даже был наблюдателем на "выборах" в Севастополе.
В Албании все не так прозрачно. Можно только заметить, что всего неделю назад парламентарии слушали доклад руководителей албанской разведслужбы, и главный разведчик, как коротко сообщили местные СМИ, рассказал об усилении российского гибридного влияния на Албанию.
Раскачать лодку
Впрочем, в целом речь, скорее всего, идет вот о чем.
Во-первых, в этой группе балканских стран общество европеизировалось быстрее власти.
Во-вторых, они испытывают знакомые нам болезни роста.
В-третьих, Россия тоже не собирается просто так отпускать Балканы. Вставить ногу в двери Москва не преминет.
В-четвертых, если уж искать за новой пока относительно легкой дестабилизацией на Балканах (заметим, что речь о межэтнических конфликтах пока не идет) некий кремлевский план, то он может быть связан разве что с "Турецким потоком", к участию в котором сегодня стала склоняться Болгария. Но и тут весьма заметно, что Россия действует через пень-колоду, компенсируя качество количеством разнонаправленных действий.
Если смотреть с точки зрения Москвы, то Джуканович ей давно ненавистен, Вучич в рамках мышления Путина ненадежен (хотя на днях в Сербии развернулось строительство российской ТЭЦ), а Рама - и вовсе безразличен (в этом смысле России более интересен премьер Косово Хашим Тачи). Но в последнее время Кремль и не стремится к каким-то подлинным результатам, его стратегия гибридной войны состоит в нагнетании хаоса как такового. И в этом смысле южное подбрюшье ЕС - лакомая дичь. В свою очередь, народное недовольство может замаскировать какие угодно иностранные интриги.
Другое дело, что сегодня в том же Российском институте стратегических исследований сидит советский международный бухгалтер Фрадков, а не его помешавшийся на Сербии предшественник. И желание вновь сыграть в опасную игру на Балканах - учитывая внутреннюю слабость этих стран - может быть расценено как излишне рискованное. Недавняя серия западных санкций уже покалечила российскую оборонку, а все, что сегодня происходит на Балканах, мгновенно становится известным в обжегшемся Брюсселе и ставшем более внимательным Вашингтоне.
Если нынешние правительства всех трех стран падут, это, кажется, не слишком расстроит Запад. К сожалению, на их место могут придти отнюдь не либералы, а скорее всего, националисты, что так или иначе затормозит европейскую интеграцию этих стран. А с ними - любимыми "детьми" неласковых родителей из Брюсселя и Страсбурга - и интеграцию других стран, в том числе и нашей. Выгодно ли это России? Несомненно. Но ее вклад в подобный ход событий, скорее всего, будет косвенным.