Война Чехии и России за небо. При чем здесь "Лукойл" и Арктика
Чехия и Россия поссорились за небо. Во вторник, 2 июля, российские авиакомпании -"Уральские авиалинии", "Аэрофлот" и его дочерняя компания "Победа" пожаловались на приостановку рейсов в Чехию. В частности, уральцы отменили рейсы из аэропортов Жуковский (Москва) и Кольцово (Екатеринбург) в Прагу, "Аэрофлот" - четыре рейса туда же из Москвы, а "Победа" - в Карловы Вары из Москвы. Позднее, правда, гендиректор "Уральских авиалиний" Сергей Скураторов заявил, что авиасообщение возобновлено.
Российский минтранс оперативно обвинил Прагу в нарушении соглашения о воздушном сообщении между странами и сообщил, что процесс переговоров с Прагой в самом разгаре. Причиной же отмены рейсов, как сообщали российские компании, стало решение чешских авиационных властей об аннуляции соответствующих лицензий. Со ссылкой на неназванный источник "Интерфакса" сообщил, что решение Управления гражданской авиации Чехии вызвано недовольством условий по транссибирским маршрутам для чешского национального перевозчика: "И они, воспользовавшись правилом паритетности, аннулировали разрешение на несколько рейсов "Аэрофлота" и "Уральских авиалиний".
Версию подтвердили также чешское издание Aktualne.cz и российское РБК. При этом они предоставили подробности этого межгосударственного авиаскандала, пролив свет на предпосылки для мести со стороны Чехии. Как выяснилось, ранее страны утвердили соглашение о рейсах Czech Airlines, дочерней компании лоукостера SmartWings, через Транссиб и Москву в столицу Южной Кореи Сеул из Праги. Однако российский минтранс по какой-то причине не согласовал полеты для чешского авиаперевозчика и ввел ограничения с 30 июня. Вот Прага, недолго думая, и закрыла небо для трех авиакомпаний из РФ.
Почему Кремлик молчит
Пикантности ситуации добавляет молчание как Управления гражданской авиации ЧР (Úřad pro civilní letectví), так и, собственно, чешского министерства транспорта, которому оно подчиняется (на момент написания материала никакой реакции со стороны ведомств не было). Пикантно это молчание, поскольку министерство возглавляет Владимир Кремлик, сменивший в 2015 г. цвета Чешской социал-демократической партии на цвета движения ANO 2011 миллиардера и премьер-министра Чехии Андрея Бабиша, который сколотил с президентом Милошем Земаном ситуативный союз.
Бабиш, отставки которого из-за череды коррупционных скандалов недавно требовали многотысячные манифестации на улицах Праги, демонстрирует - просто в силу коммерческих интересов - пророссийские взгляды. Не такую, конечно, как у Земана, но все же ласкающую ухо кремлевских небожителей. Возвращаясь же к человеку, чьи имя и фамилия не могут не вызывать приятных ассоциаций у россиянина, - Владимиру Кремлику, то он пришел в чешский минтранс не так давно - 30 апреля.
И, как писало перед его назначением издание Zdopravy.cz, Кремлик, возможно, является креатурой Пражского града, по настоянию которого Бабиш отдал ему министерский портфель. Хотя, издание также пишет, что и сам по себе Кремлик вполне мог прийтись по душе премьеру, поскольку министр в прошлом тоже был не особо чист на руку. В частности, Zdopravy.cz сообщает, что, будучи главой административного отдела минтранса при Алеше Ребичеке в период с 2006 по 2007 гг., Кремлик поставил подписи под контрактами с адвокатскими конторами с завышенной почасовой оплатой - 4,8 тыс. крон вместо 3,5 тыс. крон ($213 и $155 соответственно). Занятно, что после работы в минтрансе Кремлик ушел в одну из юрфирм, получивших этот выгодный контракт, - Volopich, Tomšíček&spol. Ее владелец Даниел Волопих приходится шурином Мартину Наедлы - экономическому советнику и спонсору Земана. В свое время он пожертвовал порядка 400 тыс. крон (почти $18 тыс.) на избирательную кампанию Земана, да и в целом активно поддерживал чешского президента и его Партию прав граждан. Полная стоимость такой поддержки наверняка неизвестна, но вряд ли Наедлы ограничился лишь несколькими тысячами долларов.
Таким образом, есть смысл предположить, что Кремлику покровительствовал не столько Земан даже, сколько Наедлы. И эта цепочка связей становится еще более увлекательной, если учесть, что Наедлы является главой местного филиала российского "Лукойла" - Lukoil Aviation Czech. О ниточке, тянущейся от второй в России нефтяной компании до Земана, чешские СМИ писали уже многократно, так что это не вызывает особого удивления.
Отголосок внутренних разборок
А вот возможная причастность "Лукойла" к нынешней авиационной войне между Прагой и Москвой заставляет иначе взглянуть на отношения между якобы пророссийскими президентом и премьером Чехии и Россией. Не исключено, что резкий ответ Праги на типичное поведение российской стороны мог быть обусловлен не только стремлением Чехии отстоять собственные бизнес-интересы, но и отражением внутрироссийских разборок при участии "Лукойла" и минтранса РФ.
Их причиной могла послужить реализация амбициозного проекта по увеличению грузопотока по Северному морскому пути до 80 млн т к 2024 г. В нем участвуют "Росатом", минтранс и министерство по развитию Дальнего Востока и Арктики. И, естественно, как и прочие грандиозные проекты в России, этот также подразумевает сумасшедший распил бюджетных средств, которые осядут в карманах "фаворитов" этих трех ведомств. И "Лукойла" в их числе может и не оказаться. Мало того, осуществление инициативы, скорее всего, причинит ему существенный ущерб.
Дело в том, что в рамках проекта по увеличению грузопотока СМП планируется строительство глубоководного порта Индига мощностью до 40 млн т в Ненецком автономном округе. По проекту порт сможет принимать суда массой до 100 тыс. т, а высокая соленость облегчит разрушение льда зимой. Вдобавок в Индиге, по планам, должны появится нефтяные и угольные терминалы, которые свяжут порт железной дорогой (правда, ее тоже нужно еще построить) с Сосногорском (Республика Коми).
Беда в том, что появление порта в Индиге сделает абсолютно бесполезным специализирующийся на нефти и принадлежащий "Лукойлу" порт Варандей, который находится к востоку от Индиги. Очевидно, что это существенные потери для компании, и теоретически в ее интересах было бы если не сорвать строительство конкурирующего объекта, то добиться неких преференций или доли в проекте. Убедить же вышеупомянутые ведомства компания может, действуя не только внутри России, но и за ее пределами, используя свое влияние на чиновников, принимающих решения. К таковым вполне может относиться и Кремлик.