Байден или Трамп? Кто подстрелит украинского кролика с компроматом в зубах

Недавние кадровые изменения в украинском руководстве указывают на то, что Киев готов впрячься в предвыборную гонку в США на стороне Трампа
Фото: Getty Images

Очередной ключевой раунд праймериз Демпартии США был омрачен эпидемией, из-за которой голосование в штате Огайо было перенесено губернатором на неопределенный срок. Впрочем, нельзя избавиться от циничного подозрения в том, что республиканский губернатор штата Майк Девайн воспользовался поводом, чтобы хоть немного оттенить беспроигрышную серию бывшего вице-президента США Джо Байдена, в этот раз разгромившего своего оппонента Берни Сандерса во Флориде, Иллинойсе и Аризоне. Совершенно очевидно, что и в Огайо бывший напарник Обамы победил бы примерно так же.

Сандерс сдувается

Для демократического социалиста Сандерса, делавшего ставку на молодежь, это третья кряду серия поражений, оставляющая его далеко позади (более чем на 300 голосов делегатов партийной конференции) Байдена, сделавшего уже больше половины работы для победы. С учетом Огайо, между прочим, можно было бы говорить о том, что арифметика, несмотря на то что голоса (очки) от каждого штата распределяются более или менее пропорционально набранным кандидатами процентам, лишает Сандерса шансов. Грубо говоря, из весомых штатов на столе остались Пенсильвания, Нью-Йорк, Нью-Джерси и Висконсин, и теперь ясно, что Берни не способен победить ни в одном из них. Утратив драйв еще по итогам Супервторника, самопровозглашенный лидер левых теперь вряд ли сможет взять даже какие-то маленькие штаты ради, скажем так, престижа.

Но, хотя все громче раздаются призывы к Сандерсу бросить это дело (иногда, как это принято в Америке еще со времен Марка Твена, немного некультурные), его штаб выдавил из себя заявление, что он пока оценивает результаты кампании. Амбициозному Берни, годы напролет выигрывавшему в своем захолустном Вермонте и не считающему себя проигравшим в номинации 2016 г. (Трамп и Путин окончательно убедили его в манипуляциях истеблишмента), крайне трудно признать собственное поражение, тем более что он видит себя лидером обширной социально-возрастной группы и знаменосцем справедливости.

Нельзя исключать, что разозленный Сандерс попробует объявить себя независимым кандидатом (правда, не он один), и к этому его будут обязательно подзуживать политтехнологи Трампа, которым, правда, сейчас немного не до этого: они заняты спин-докторингом недостаточной реакции Трампа на эпидемию и эффекты обвала рынков. Обидно, между прочим, Берни проигрывать на фоне столь красноречивого капиталистического кризиса: если бы он вытянул номинацию, то смог бы стегать Трампа антикризисной риторикой десятилетней давности всю гонку напролет. Но теперь этот козырь достается Джозефу Байдену, этой живой Немезиде Дональда Трампа, который провел целую операцию с целью похоронить соперника под валом компромата, использовав Украину. За что, собственно, действующий американский президент и подвергся импичменту.

Шансы Сандерса в качестве кандидата-отщепенца, впрочем, невелики - в отличие от известных антипартийных мятежников, разрушавших свои партии (таких как Теодор Рузвельт), его заявка на лидерство с некоторой долей неожиданности оказалась пшиком. А все остальные конкуренты Байдена слились с космической скоростью, даже возбудив слухи о сговоре.

Слухи, впрочем, беспочвенные: партия боялась, что Байден не сможет зажечь избирателя, но эти страхи испарились уже на четвертом штате, Южной Каролине. Более того, дебаты в преддверии минувшего раунда Джо Байден выиграл с заметным преимуществом, несмотря на выдающиеся навыки Берни Сандерса в демагогии и его оглушительный рык.

Итак, что дальше, о чем и почем?

Борьба за молодежь

Начнем, пожалуй, с афтерпати собственно праймериз. Сандерс может оставаться в гонке, но крупные спонсоры и большие группы активистов, скорее всего, теперь от него отпадут. Либеральный истеблишмент тоже сомкнется за Байденом, сумевшим утвердить в сознании избирателей лозунг о единении партии вокруг себя. За него сбалансировано голосуют все основные группы избирателей Демпартии. По сути, гонка оказалась скучной - все перспективные соперники выбыли на отборочной стадии и теперь яростно агитируют за Байдена. Все, кроме Элизабет Уоррен, но ирония судьбы состоит в том, что и ее избиратель, несмотря на интенции лоббистов из ее штаба, ушел к Байдену, а не к Сандерсу. Чем отчасти и объясняются провальные результаты сенатора из Вермонта в важнейших для него промышленных штатах.

Поэтому, если ничего не нарушит нынешний ход событий и их темп, Джо Байден спокойно возьмет все оставшиеся штаты подряд, а Берни начнут сварливо называть путающимся под ногами. Он еще может избежать самого печального для себя сценария, в котором общественность, по небезызвестной украинской формуле, помножит его на ноль. Что в реальном бою уже смог сделать с независимым социалистом Джо Байден.

Следующий ключевой момент состоит в том, что борьба за молодого избирателя теперь развернется между Байденом и Трампом. Тот, чувствуя конъюнктуру, решил сыграть в социалиста и пообещал списать проценты по кредитам на образование. Считается, что это мало что решит - но шаг эффектный. Байдену, избегавшему популизма, ныне будет недостаточно заявлять о том, что он услышал молодежь (был в нашей истории президент с таким лозунгом). Да и аналитики говорят, что после того, как опытный партийный функционер зачистил всех леваков, ему самому необходимо сместиться несколько влево. Или сделать этому флангу партии щедрые кадровые авансы. Причем достаточно убедительные для избирателя.

Задача эта, несмотря на столь уверенное доминирование вице-президента, вовсе не такая простая в силу фрагментации американского среднего класса после кризиса десятилетней давности,  так и не преодоленного уже в рамках третьего президентского срока после Джорджа Буша-младшего. Этот слой избирателей может поддержать Байдена, может не прийти на выборы, а может проголосовать и за Трампа, ведь нечто подобное на марже нескольких крупных графств в ретропромышленных штатов и случилось три с половиной года назад.

Необходимо признать, что какой-либо иной программы, кроме как сбросить Трампа и вернуть все назад, как было при Бараке Обаме, у Байдена нет. Как не было и у других кандидатов, кроме социалиста Сандерса, призывавшего к национализации и разгону Уолл-стрит. Это, в общем, не самая конструктивная линия: когда экс-вице-президент официально выиграет номинацию, партийный штаб примется за реальную масштабную программу.

Пока что Джо Байден берет традиционным американским юморком, байками из своего богатого политического опыта и подчеркнутой личной скромностью и даже милой провинциальностью. Но это еще за него не принялись политтехнологи действующего президента.

Президентство Обамы было, видимо, пиком развития Демократической партии США, и искать новый антикризисный курс будет непросто. Но если исключить форс-мажоры (а это непросто, учитывая возраст нового-старого лидера Демпартии), именно Байдену предстоит сформулировать привлекательную для сравнительного большинства повестку дня.

Мир изменился, его трясет не только коронавирус, но и крах Китая, вызванный системными факторами, несколько вязких войн, кибертерроризм, нокдаун рынков сырья, - неплохо бы придумать что-то новенькое. Стратегия отстраненной гегемонии приносит слишком скромные плоды, а отношения между социально-расовыми стратами в Америке накалены как никогда. Простенькая риторика единения против Трампа недостаточна для победы - особенно в условиях эпидемии, требующей внутренней дисциплины в пестром американском обществе.

Украинский кролик

Пока неизвестно, как скажется обвал рынков, крупнейший за тридцать лет, на американском реальном секторе. Эти две сферы достаточно разделены: как минимум существует долгий лаг между событием и эффектом. Однако эпидемия точно скажется, причем в реальном времени: авиалинии уже потребовали у правительства пакет помощи, гостиницы, рестораны, сервис - все летит в пропасть. По сути, идеальный сценарий для оппозиции, но обвинить в этих событиях Трампа весьма затруднительно. На что он и будет, естественно, упирать, и так или иначе свои достижения президент и его команда станут защищать яростно.

Риторики и дискурса, аргументов и контраргументов эта приправленная вирусом схватка породит, конечно, немало. Если Трамп сможет удержать рабочие места, то он будет способен удержать за собой экономический аргумент (и если эпидемия к тому времени пойдет на спад).

Сегодня это выглядит задачей канатоходца, но отказать Дональду Трампу в некоторых талантах нельзя, при этом определенное воодушевление американской промышленности и откровенный расцвет военно-промышленного комплекса очевидны. В то же время оппозиции нельзя апеллировать к кризису в качестве своего союзника, ведь это, как ни крути, аморально: передряги в экономике затронут всех. Да и Байден - не моложавый Обама, а типологически и в контексте поколения персонаж скорее из линейки Джона Керри, Эла Гора, ныне забытого Майкла Дукакиса или обладающего подобными же странностями и еще здравствующего Джимми Картера. На борца с кризисом и провозвестника новой эпохи или хотя бы идей Джозеф Байден не похож.

И, наконец, последнее по списку, но не значимости. Недавние кадровые изменения в украинском руководстве указывают на то, что Киев готов впрячься в предвыборную гонку в США на стороне Дональда Трампа. Это хоть и в чем-то логично, но крайне рискованно - как минимум, без подлинных авансов и определенных гарантий, не говоря уже о в целом шаткой украинской ситуации как во внутренней политике, так и во внешней. Кампания Трампа - если, конечно, Америку не парализует эпидемия - вне всяких сомнений тащит украинского кролика с компроматом в зубах из цилиндра предвыборных трюков. Но должна ли Украина играть роль такого беспомощного зверька, да еще бесплатно - вопрос к государственной мудрости украинского истеблишмента. Если, конечно, таковая мудрость у него имеется.