Продать мечту. Космос покорился маркетологам
Начать "белые" поставки электромобилей Tesla (хоть бы и б/у) в пояс астероидов Илону Маску оказалось проще, чем в Украину. Более того, старт космического автовоза Falcon Heavy компании SpaceX несколько раз откладывался, поскольку Маск до последнего надеялся, что запасные аккумуляторные батареи мукачевской сборки все же прибудут. Но они безнадежно застряли на таможне аэропорта имени Сикорского.
И хотя эта шутка не лишена оснований, траурно-восхищенное настроение украинской публики в связи с очередным успехом миллиардера-визионера несколько удручает. Потому что публика наша, увы, в очередной раз продемонстрировала привычку "голосовать сердцем". Так что политики могут не париться: изобретать новые избирательные технологии не придется. Сочетание вау-эффекта, трагического закатывания глаз и обещания все, наконец, исправить вполне прокатит и в этот раз. Победителем станет тот, кто в этом коктейле подберет наиболее удачные пропорции.
Разумеется, отрицать значимость случившегося 6 февраля - это грешить против истины. Запуск частной компанией космического носителя сверхтяжелого класса - это само по себе безусловный прорыв и очень серьезная заявка на дальнейшую приватизацию космической индустрии. Тем более что технические решения, используемые SpaceX, - вроде возвращаемых ступеней, - позволяют в разы удешевить цену доставки грузов в космос. И потеря центрального разгонного блока Falcon Heavy здесь, по большому счету, не имеет значения - в следующий раз получится, тем более что ранее и первые ступени не всегда возвращались благополучно, а теперь вот бэушные продемонстрировали зрелищную синхронную посадку. В общем, перед государственной монополией на космос брезжит конец времен.
А это означает, среди прочего, что покорителями космоса станут - уже становятся - не астро- космо- или тайконавты, а маркетологи и рекламисты. Это, собственно, и показали вчера всему миру. Маск говорит, что разработка Falcon Heavy обошлась примерно в полмиллиарда долларов. Так что это, пожалуй, самая дорогая рекламная кампания в истории. А еще - едва ли не самая успешная и определенно самая многоплановая.
Во-первых - что на поверхности - это определенно реклама Tesla. У компании сейчас дела идут не очень, но первый в истории электромобиль - искусственный спутник Солнца наверняка поправит ситуацию. Тем более что он теперь стал чем-то большим, нежели транспортное средство. Это артефакт мировой культуры. Как Мона Лиза, "Кока-Кола" и подзабытое "Бип-бип". Как Дэвид Боуи (уж не потому ли именно его песня стала саундтреком к этому шоу?). Так что общественность, вопрошающая, почему в космос была отправлена любимая машинка Маска, а не научная аппаратура, демонстрирует такое же непонимание происходившего у нее на глазах, как и эксперты, объяснявшие, что в испытательный, по сути, полет брать такую аппаратуру смысла не было. Не было - но лишь потому, что полет был демонстрационным.
Так что, и это во-вторых, получилась прекрасная презентация первого - но не единственного - частного космического перевозчика. Что неминуемо увеличит и портфель заказов SpaceX, и ее капитализацию.
В-третьих, что, пожалуй, гораздо важнее, вчерашний запуск стал прекрасной рекламой капитализма как экономической парадигмы, транснациональной кооперации как ее естественной компоненты и концепции государства-партнера и "ночного сторожа" как парадигмы политической. Именно сочетание этих факторов сделало возможным и существование частных космических компаний, и их кооперацию с государством (да-да, здесь, конечно же, стоит вспомнить и о дотациях, и об участии NASA в проектах SpaceX и ее конкурентов). Так что можете готовиться к заупокойной службе по "Южмашу" с "Энергоатомом". И реанимировать их приватизацией тоже вряд ли удастся. Для подобных предприятий Falcon Heavy в небе - это такое же знамение, как для динозавров - метеорит над Юкатаном. Впрочем, можете злорадствовать: "Роскосмос" этой драмы тоже не переживет. Что ж, "Изменись или сдохни" - любимый слоган эволюции.
И придержите плач Ярославны "Где же украинские маски?!". Там же, где ямайские. Или, скажем, венгерские с польскими. Потому что Маск как феномен - это типичная иллюстрация пирамиды Маслоу. Как, к слову, и древнегреческая философия - свободные эллины стали ею баловаться, удовлетворив более насущные потребности. С Маском то же самое: его успехи в немалой степени обусловлены тем, что самым предприимчивым и богатым представителям "золотого миллиарда" стало откровенно скучно, потому что менее предприимчивым и богатым стало относительно комфортно.
Так что меня, например, больше беспокоит то, что у Украины нет - и не будет, очевидно, своего Ингвара Кампрада. Или Джона Френсиса Куинна, если уж на то пошло. Потому что Украина не сможет обеспечить стабильный рост своей экономики развитием космической отрасли. И космос не сделает ее бюджет профицитным. Для нас космическая программа - даже крошечная - это фантомная боль былого величия. Причем, будем откровенны, советского, а не украинского. А потому ее нужно либо интегрировать в более мощный комплекс (европейский, азиатский, латиноамериканский), либо хоронить без сожалений. И заняться тем, что у нас получается хорошо и может кормить. К слову, поинтересуйтесь, во сколько обходится провиант для космонавтов.
В то же время стенания о своих аналогах чужих гениев - равно как и попытки копировать их опыт - типичные проявления карго-культа, безнадежно поразившего украинские государство и общество. Да и то сказать, что бы делал Маск, пытаясь реализовать свой проект в Украине? Давал бы на лапу решалам? Бегал бы от налоговиков? Отбивался бы от обвинений в недостаточном патриотизме? Стал бы политическим пиарщиком?
Полагаю, ажиотаж, который у украинской публики вызвал запуск Falcon Heavy, в немалой степени является симптомом эскапизма. Как, в общем, и в остальном мире. Надо отдать ему должное, Маск умудрился капитализировать мечту - и показать ее в металле. Собственно, это самое главное не только во вчерашней демонстрации, но и во всей его карьере. Ведь и хипповское "Остановите Землю, я сойду", и бравурное советское "На пыльных тропинках далеких планет останутся наши следы", и корпус космической фантастики 1950-1980-х сводится, по большому счету, к нежеланию решать здешние проблемы.
Исследовать Марс отправятся считанные единицы счастливчиков (да и счастливчиков ли?). Лунные поселения будут лишь условно обитаемы. Шансы на выживание внеземных колоний будут призрачны, пока терраформирование не станет технологией - то есть невообразимо долго. И невообразимо долго космос останется удобным местом для грез миллионов, имея ничтожно малое практическое значение для подавляющего большинства землян (да-да, я помню про солнечные панели и композиты). Как можно всерьез говорить о добыче ископаемых на астероидах, если мы с переработкой мусора в масштабах Земли справиться не можем?
Но от "этого всего" можно улететь - вместе с андроидом в "Тесле" верхом на "Тяжелом Соколе". И пускай весь мир подождет, пока длится шоу.