Учения "Запад-2017". Какая польза Украине от путинских маневров
Уже 14 сентября на семи полигонах и участках местности стартуют совместные учения группировки войск Беларуси и России "Запад-2017", а завершатся они 20 сентября. Официально заявлена цифра в 13 тыс. солдат, включая 3 тыс. россиян и 280 единиц техники из РФ. Насколько эти цифры будут соответствовать действительности, станет понятно либо ближе к осени, либо вообще никогда. Хотя на учения и приглашены сторонние наблюдатели с Запада, включая генсека НАТО, им могут показать лишь то, что они должны будут увидеть, - военную дубину Кремля и то, что союз Минска и Москвы не является мифом.
С другой стороны, "Запад-2017" как пиар-инструмент в целом для руководства РФ значительнее, нежели очередная демонстрация США и странам Европы возможностей дряхлеющей военной машины. Уж который месяц идут информационные волны, связанные с учениями, а точнее, с попыткой расшифровать, кому угрожают маневры. То есть речь заходила даже не о попытке Москвы запугать ЕС, а о том, останутся ли российские войска в Беларуси, так близко к восточным рубежам Альянса; не приведет ли это к потере Минском независимости; не начнется ли потом интервенция россиян в Балтию. Ну и, конечно же, ключевым реципиентом сигналов из РФ долгое время была Украина. А в мае, к примеру, в тренде были именно страны Балтии как будущие мишени.
В общем, учения не покидают медиапространство. Аналитики и эксперты постоянно прокручивают и обновляют возможные сценарии, отталкиваясь от текущей ситуации, в том числе и в Украине. И учитывая эскалацию на Донбассе, некоторые все же возвращаются к сценарию новой агрессии РФ против Украины.
Например, автор Gazeta Polska Антони Рыбчинский посвятил этой теме огромный материал, начав его с предположения, что на самом деле угроза "Запада-2017" странам Балтии мнимая, а конечной целью все же является Украина, куда в сентябре могут двинуться значительные силы России. И тут он также приводит мнение бывшего командующего силами НАТО в Европе генерала Филипа Бридлава, который предположил участие в маневрах 100 тыс. военных.
Польский журналист резонно замечает, что, во-первых, новый виток эскалации, а точнее, новое вторжение обусловлено острой необходимостью Путина и российской верхушки в победоносном пиаре накануне президентских выборов. Во-вторых, Киев по-прежнему держит курс на Запад и не имеет ни малейшего желания примириться с Москвой на ее условиях, напротив, вставляя все больше палок в колеса России на международной арене. Что же, все логично. И пан Рыбчинский далее отмечает, что сама идея с вторжением на Донбасс должна крепко-накрепко укорениться в головах россиян посредством пропагандистской машины. И в этом выводе есть логика, за исключением вторжения как такового.
По его мнению, для Кремля программой-минимумом является оккупация Донбасса после соответствующих плебисцитов по примеру Крыма. Программа-максимум - это коридор до Крыма из Ростова через Донбасс, а может, даже оккупация Одессы с перекрытием Украине доступа к морю. В общем, "Новороссия 2.0". Большей территории, считает Рыбчинский, РФ захватывать не будет, поскольку возможностей уже нет, но оккупированные районы использует, чтобы вернуть Киев на свою орбиту влияния, заставить признать аннексию Крыма и добиться отмены санкций.
Он приводит сценарий, который, справедливости ради заметим, озвучивают многие эксперты. Так что это не целенаправленная "атака" на статью автора Gazeta Polska, а она лишь служит своего рода свежей иллюстрацией распространенной гипотезы. Страх потери до кучи Николаевской, Одесской и Херсонской областей присутствовал в Украине в 2014 и даже в 2015 гг. Возможность новых атак российских войск всерьез рассматривалась как на юге, так и на севере страны. Но, подчеркнем, тогда оборону, по сути, держали добробаты и некоторые боеспособные части вроде 3-го Кировоградского полка спецназа.
С того времени утекло много воды, и боевики с российскими кадровыми военными вполне могут даже обломать зубы об украинских защитников, если вдруг решат пойти дальше. К слову, сам Рыбчинский называет украинскую армию щитом нашей страны, вспоминая, что в регулярной армии 400 тыс. солдат, а еще есть подразделения МВД, спецназ СБУ, полиция, парамилитарные формирования и 220 тыс. резервистов. В противоположном углу ринга журналист расположил 50 тыс. военных РФ на Донбассе, 25 тыс. в Крыму, 2,5 тыс. в Приднестровье и еще 50 тыс. у границ с Украиной.
Необходимо также помнить о положении российской экономики, которая еще держится, но сильно искусана международными санкциями. И на горизонте еще решение Стокгольмского арбитража по спору "Нафтогаза" с "Газпромом". А также не стоит забывать о резонансе на Западе, которые вызовут любые телодвижения россиян в отношении Украине. Трамп-то хоть и не устает смущать союзников, но Вашингтон все так же, если не больше, настроен против России. И в Европе с приходом к власти Эмманюэля Макрона и вновь растущей популярностью Ангелы Меркель для Кремля пространство для маневров сильно сузилось. С учетом военного, политического и экономического факторов этот самый коридор, новая масштабная интервенция РФ, мягко говоря, не представляются возможными.
Но вот что действительно реально, так это новое нагнетание обстановки на Донбассе с уже имеющимися там у россиян "активами". Кремлевские пропагандисты накануне очередных выборов Путина или его нового местоблюстителя на вооружение возьмут побольше распятых мальчиков и снегирей - но уже бройлеров. Это одна, и мощная, из составляющих пиар-кампании.
Помимо эскалации в ОРДЛО, для жителей России также пишут картину Путина, которого, несмотря ни на что, хотят видеть на Западе. С этой целью начались съемки проекта из четырех частей "Интервью с Путиным", которые американский режиссер Оливер Стоун будет готовить в течение двух лет. Эти интервью обещают показать на телеканале CBS (первое - 12 июня). Стоун уже отличился в прошлом сотрудничеством с Кремлем, когда по его заказу снял "документальный" фильм о Майдане в неприглядном свете. Накануне же Путин дал громкое интервью телеведущей NBC Меггин Келли, в котором президент РФ в привычной манере хамил, от всех обвинений отмахивался и вешал лапшу. Его беседа с журналисткой и не должна была быть доброй. Путин пришел показать россиянам с американского телеканала, что он "сильный лидер" не только у себя дома, но и на территории врага - как в США, так и в Украине.
С другой стороны, агрессивные замашки, а прежде всего муссирование темы вторжения в Украину или страны ЕС на фоне учений "Запад-2017" играют на руку Киеву. По той простой причине, что Европа остается в тонусе, внимательно отслеживая действия РФ в Беларуси и в отношении Украины.