• USD 41.3
  • EUR 43
  • GBP 51.7
Спецпроекты

Заплатите за свободу. Зачем польские власти объявили войну независимым СМИ

Неубедительная победа на президентских выборах подтолкнула ПиС к наступлению на свободу слова в Польше

Заголовки ежедневных газет со специальным сообщением "СМИ без выбора" в одном из киосков в центре Варшавы
Заголовки ежедневных газет со специальным сообщением "СМИ без выбора" в одном из киосков в центре Варшавы / EPA/UPG
Реклама на dsnews.ua

Не успел забыться конфликт между Варшавой и Брюсселем из-за предложенного Еврокомиссией механизма санкций в отношении стран, власти которых пытаются подмять под себя судебную систему, нарушают права и свободы человека (запрет абортов в Польше), как польская правящая партия "Право и Справедливость" сообразила новый триггер для ЕС — наступление на свободу слова, завуалированное под политику солидарности в условиях пандемии.

Польские власти вознамерились ввести налог с доходов от рекламы, получаемых СМИ, техногигантами вроде Facebook и Google. Стремление, вроде бы типичное для Евросоюза, но, как говорится, есть нюансы: новый закон в случае принятия в нынешнем виде будет нацелен вовсе не на них.

Как рассказал в интервью EUobserver главный редактор газеты Rzeczpospolita Богуслав Хработа, отцом налога является нынешний премьер-министр Матеуш Моравецкий, и его идея пришлась по вкусу де-факто главе Польши Ярославу Качинському, у которого "автаркическое видение" относительно развития Польши.

По задумке Моравецкого, в зависимости от типа рекламируемой продукции/услуги налог составит 2—15% от доходов предприятия.

Власти рассчитывают, что новый налог принесет в 2022 г. в казну около 1 млрд злотых (примерно 222 млн евро).

Половина суммы, обещают в правительстве, пойдет в Национальный фонд здравоохранения — на борьбу с пандемией Covid-19; еще 35% — на культуру (Фонд поддержки культуры и национального наследия в медиапространстве); 15% достанутся Фонду охраны национальных памятников.

В то же время 42 независимых СМИ в совместном заявлении подчеркнули, что налог — это "дань" и прежде всего удар по ним, по плюрализму мнений, а не по техногигантам, и тем более не по государственным и общественным медиа, получающим деньги из бюджета.

Реклама на dsnews.ua

Журналисты уже провели кое-какие расчеты и пришли к выводу, что Facebook и иже с ним заплатят лишь 50-100 млн злотых, в то время как частные польские СМИ — 800 млн злотых.

Государственные СМИ ("Радио Польша", TVP (Telewizja Polska) ежегодно, говорится в заявлении, получают из карманов польских налогоплательщиков 2 млрд злотых. Между тем, независимым медиакомпаниям, которые функционируют благодаря доходам с рекламы, правительство Моравецкого предлагает наоборот поделиться с государством. Якобы ради благих целей — преодоления последствий пандемии.

Такой медийный дисбаланс, имеющий все признаки готовящегося властями "обрезания" влияния негосударственных СМИ, не мог не возмутить независимые издания, которые в среду объявили масштабный флешмоб, в рамках которого вместо новостей и статей публиковалась надпись "Медиа без выбора" на черном фоне.

Протест и аргументы журналистов поддержал и польский бизнес: Совет по предпринимательству от имени множества различных бизнес-ассоциаций заявил, что данная инициатива, в случае принятия соответствующего законопроекта, негативно скажется на всей экономике и станет причиной многомиллиардных убытков.

В организации добавили, что вместо 800 млн злотых налоговых поступлений, на которые надеется Минфин, казна недополучит 6 млрд злотых.

Раскритиковали предлагаемый Моравецким налог и юристы.

Так, Силезская коллегия адвокатов подчеркнула, что этот налог может либо ослабить позиции некоторых СМИ в Польше, либо вообще привести к их закрытию. В то же время окружная коллегия адвокатов в Катовице прямо призвала правительство не принимать закон о введении этого налога.

Новости из Варшавы докатились и до Брюсселя: вице-президент Еврокомиссии Вера Юрова заявила, что во время коронокризиса правительства должны помогать СМИ, а не наоборот.

"Демократия невозможна во тьме. Свободные и независимые СМИ являются краеугольным камнем нашего европейского дома", — вторит ей вице-президент ЕК Франс Тиммерманс.

Аналогичное заявление опубликовал временный поверенный по делам США в Польше Бикс Алиу. "Свободные СМИ — краеугольный камень демократии. Соединенные Штаты всегда будут защищать независимость СМИ", — отметил дипломат.

В ПиС засуетились

Для правящей польской партии столь бурная и, главное, организованная реакция четырех десятков изданий, подкрепленная словами поддержки из Брюсселя и Вашингтона, стала неприятным сюрпризом. И риторика официальной Варшавы вдруг изменилась. Теперь власть и ее говорящие головы повторяют, что это всего лишь консультация с общественностью, а не без пяти минут принятое решение о введении нового налога.

Однако отказываться от инициативы в ПиС явно не собираются.

Параллельно на подконтрольных ей ресурсах разворачивается информационная кампания против изданий, выступающих против налога. В том числе при участии высокопоставленных чиновников. Элементами кампании являются, во-первых, замалчивание проблемы, во-вторых, если какие-то мнения и появляются, то их мало и они критичны по отношению к независимым СМИ.

Отличным тому подтверждением является контент, например, сайтов "Радио Польша" или TVP. Если главные страницы газет Wyborcza, Rzeczpospolita и портала Onet полны материалов об опасности нового налога, то на веб-представительствах государственных СМИ этой теме практически не уделяется внимания.

Вместо этого, "Радио Польша" нападает на Onet из-за критического материала о польском карабине "Грот" в материале под заголовком "Почему финансируемый немецким капиталом сайт ONET атакует карабин "Грот". Здесь стоит уточнить следующее: нынешнее польское руководство в целом пребывает в состоянии перманентного конфликта с Берлином; два — Качиньский с огромнейшим недоверием относится к иностранной, особенно немецкой прессе.

Идем дальше. В программе Wiadomości на государственном канале TVP флешмоб коллег объяснили тем, что крупные медиакомпании, дескать, годами уклонялись от уплаты налогов в Польше и отсюда их недовольство.

Прошлись в выпуске даже вскользь по Биксу Алиу, упрекнув в двойных стандартах, ведь в Соединенных Штатах относительно недавно заблокировали Twitter-аккаунт Дональда Трампа (друга Качиньского и ПиС).

Потому можно предположить, что "презес" (лидер партии) в случае необходимости будет готов к конфликту с администрацией Джо Байдена, если та вдруг решит жестче реагировать на наступление на свободу слова в Польше.

Пока же ПиС занята травлей критиков налога среди изданий. К ней подключили даже президента Анджея Дуду, который в интервью Onet, с одной стороны, сказал, что с планами Моравецкого особо незнаком, но, с другой стороны, не видит в новом налоге ничего ужасного.

По мнению президента Польши, речь идет "не о свободе слова, а о деньгах".

А глава канцелярии премьер-министра Лукаш Шрайбер, в свою очередь, призвал медиакомпании не скупиться: мол, не обеднеете, если заплатите несколько тысяч злотых, зарабатывая десятки тысяч на рекламе. Похоже на азаровское "не треба скиглиты", не правда ли?

Еще один "железобетонный" аргумент Шрайбера: налог с доходов от рекламы — это нормальная практика. Она действует в Великобритании, Бельгии, Франции, Италии, Испании, Австрии, Венгрии.

Свое "Газпром-медиа"

Вот, кстати, с Венгрией сравнение очень правильное. Именно в этом направлении и по лекалам союзника ПиС Виктора Орбана сегодня движется правящая польская партия. В Венгрии, как известно, Орбан и его окружение с течением времени смогли существенно сузить медийное поле и переориентировать его в своих интересах.

И хотя венгерский политолог Эдит Згут, проживающий в Польше, полагает, что Качиньскому будет сложнее "захватить" СМИ в стране, нежели Орбану, но ПиС "идет по стопам венгерской "Фидес", которая сперва взяла под контроль государственные медиа, а затем уже и региональные издания — через крупные госпредприятия.

У Качиньского такие предприятия имеются. Мало того, одно из них — польский нефтеперерабатывающий гигант Orlen — в декабре прошлого года приобрел одну из крупнейших в стране медиагрупп — Polska Press.

Ирония в том, что ранее медиагруппой владела немецкая компания Verlagsgruppe Passau. Теперь под контролем близкого к ПиС предприятия находятся 20 из 24 издаваемых в Польше региональных газет, а также — около 120 местных еженедельников, десятки интернет-сайтов.

Не зря бывший министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский в интервью Rzeczpospolita сравнил Orlen с российским "Газпром-медиа", собравшим под своим зонтиком основной медиаактив, обслуживающий теперь интересы Кремля.

Контроль над Polska Press вместе с налогом, который сделает тише голоса независимых медиа, может помочь государственным СМИ нарастить аудиторию (а сегодня на них приходится лишь 10-я часть читателей, зрителей, слушателей), то автоматически окрепнут и электоральные позиции "Права и Справедливости" — мы неоднократно видели, как это работает в Украине.

Рейтинг ПиС серьезно просел в последние годы. Подтверждением тому служат последние президентские выборы, которые Дуда выиграл с большим трудом. Качиньский выводы сделал и создает сейчас предпосылки для сохранения власть на ближайшие годы.

Польше это сулит нарушение основных свобод, а также новую конфронтацию с Евросоюзом и США. Вплоть до санкций — тем более что этот вопрос уже неоднократно поднимался на уровне Союза.

Последствия будут и для Украины, чьи отношения с Польшей давно уже отравляют подпитываемая ПиС война исторической памяти. Если в Польше позиции оппозиционных медиа ослабнут, в государственных СМИ будут громче звучат нужные ПиС нарративы. В частности, в вопросах исторической памяти и трудовой миграции. Это два ключевых вектора в политике партии Качиньского, с помощью которых она может сплотить свой электорат, и посредством которых Варшава периодически повышает градус отношений с Киевом. 

    Реклама на dsnews.ua