Hello, Vladivostok. Что означает "вторжение" американского эсминца в российские воды
24 ноября в район залива Петра Великого, который Москва необоснованно считает своими "внутренними водами", зашел эсминец "Джон Маккейн"
Джон Маккейн не дает покоя Кремлю даже после своей смерти. Правда, речь идет скорее о его отце и деде — адмиралах Джонах Маккейнах, младшем и старшем, в честь которых был назван эсминец, входящий в состав Седьмого флота ВМС США (порт приписки: Йокосука, Япония).
Во вторник, 24 ноября, российское Минобороны заявило, что этот эсминец примерно в шесть утра (по киевскому времени: в семь) на два километра "вторгся" в территориальные воды РФ в заливе Петра Великого, недалеко от Владивостока.
Отмечается, что "Джона Маккейна" остановил российский большой противолодочный корабль "Адмирал Виноградов".
"После полученного предостережения и смены курса большим противолодочным кораблем ТОФ "Адмирал Виноградов" на эсминец "Джон Маккейн" американский корабль сразу вышел в нейтральные воды. Повторных попыток американский эсминец войти в них не предпринимал", — сообщили в Минобороны РФ, отметив также, что в данный район оперативно отправили корвет "Совершенный".
Реакция США
Нет, это не очередной российский фейк. Точнее, это безусловный фейк — но лишь отчасти, учитывая комментарий Седьмого флота.
Конечно, Соединенные Штаты могли бы скопировать методу Кремля и сочинить что-нибудь вроде "эсминец просто заблудился", к примеру, из-за спуфинга его GPS-системы российскими средствами радиоэлектронного противодействия.
Тем более что пару лет назад ходили слухи, что именно нарушение в работе GPS "Джона Маккейна" в связи с вмешательством россиян и стало причиной столкновения у берегов Сингапура с танкером Alnic MC.
К тому же такое объяснение было бы убедительным ввиду того, что тема спуфинга, т.е. глушения сигнала навигационной системы, актуальна сегодня как никогда.
В частности, в Восточном Средиземноморье и на Ближнем Востоке, где и Россия, и Турция активно участвуют в различных гибридно-военно-экономических авантюрах.
Однако американские моряки не пошли этим путем и максимально прямолинейно, без обиняков заявили: ходили и ходить будем там, где это дозволено международным правом.
В сообщении пресс-службы Седьмого флота подчеркивается, что "Джон Маккейн" своим визитом в воды близ Владивостока защищал право и свободу судоходства в районе залива Петра Великого (Японское море) в рамках операции Freedom of navigation ("Свобода навигации").
Американская сторона ссылается на Конвенцию по морскому праву, принятую в 1982 г., согласно нормам которой тот район залива, куда зашел эсминец, не является ничьими территориальными водами.
Таковыми их считает Москва. Причем еще с 1984 г., когда Советский Союз, игнорируя Конвенцию, объявил 106 морских миль залива своими "внутренними водами", ссылаясь на систему прямых базовых линий вдоль своих берегов.
Т.е. фактически, объясняют в пресс-службе Седьмого флота, советская Москва в одностороннем порядке расширила свои "внутренние воды", аннексировав воды нейтральные, а Москва несоветская от этого подхода не отказалась.
Соединенные Штаты, считающие свободу судоходства одним из столпов мирового правопорядка, это решение не признают, поскольку опираются как раз на Конвенцию о морском праве — "будут летать, ходить и действовать повсюду, где это разрешено международным правом, независимо от локации, на которую заявлены неоправданные морские претензии, и независимо от текущей ситуации".
Подарок Джо
Жесткий комментарий Седьмого флота, как и действия эсминца "Джон Маккейн", свидетельствует о том, что не только Россия, но и Соединенные Штаты возвращаются к практикам реслинга времен холодной войны.
В символической плоскости заход боевого корабля ВМС США в залив Петра Великого — это то же самое, что отправка Москвой бомбардировщиков Ту-95 к побережью Аляски или воздушная провокация Су-24 возле другого эсминца — "Дональда Кука".
Более решительные действия американцев на воде являются прямым результатом многолетней деструктивной деятельности Москвы, направленной на подрыв демократических основ Запада.
Да, с одной стороны, Россия, благодаря таким инцидентам, выигрывает, аккумулируя большие дозы хайпа, давно ставшего и оружием, и валютой. Москва получает возможность в очередной раз порадовать своей доблестью собственных сограждан и лояльных иностранцев, когда "отгоняет" врагов от своих границ.
С другой стороны, это игра на грани фола. Любой промах, обусловленный технологической неисправностью, неверным анализом ситуации или простым человеческим фактором (уровень подготовки кадров ВМФ РФ деградировал так же, как и материальная часть) — и Кремль тотчас же сталкивается с серьезной эскалацией, вплоть до прямого столкновения.
Американцы уже доказывали ранее, в частности в сирийском Дейр-эз-Зоре, что в случае необходимости не постесняются открыть огонь.
Вот в чем минус поведенческой модели Кремля как в контексте вооруженных провокаций, так и вмешательства в выборы тех же США: дергать тигра за усы, нарваться на мощный удар лапой; убеждать зрителей, что это и не удар вовсе, позиционируя себя в качестве влиятельного игрока, способного справляться с серьезными проблемами.
Насколько эффективной такая тактика будет после прихода в Белый дом Джо Байдена — очень интересный вопрос.
Пока Байден и американский истеблишмент, в том числе военный, демонстрируют готовность к жестким действиям.
Нельзя не обратить внимание на то, что "Джон Маккейн" зашел в гости к россиянам после того, как Байден назвал имена потенциальных госсекретаря, советника по нацбезопасности, постпреда при ООН, директора Нацразведки, министра по вопросам внутренней безопасности и спецпредставителя по климату.
Параллельно администрация Дональда Трампа начала процесс передачи власти, предоставив демократу доступ брифингам и бюджетным средствам, необходимых для завершения перехода Байдена в Белый дом.
Пентагон также подтвердил, что начинает сотрудничать с командой Байдена.
И демонстрация Седьмым флотом, и опосредовано Пентагоном, своей принципиальности в вопросах соблюдения норм морского права ложится в ту же канву, что и недавнее признание бывшего американского "зеленого берета" в шпионаже для ГРУ. И то, и другое — в сущности, подарки Байдену и явный намек на то, что новый президент шутить не намерен и готов принять вызов.
Причем как опираясь на возможности своей страны, так и международных организаций, в первую очередь работающих на укрепление трансатлантического сотрудничества — т.е. НАТО.
Важный момент: также 24 ноября, на следующий день после телефонной беседы генсека Альянса Йенса Столтенберга с избранным президентом США, было опубликовано интервью, которое первый дал немецкой медиагруппе Funke, в частности Westdeutsche Allgemeine Zeitung, New Ruhr или Westfälische Rundschau.
Примечательны в этом интервью две вещи:
Во-первых, Столтенберг уверен, что Байден продолжит линию Трампа в отношении НАТО. Т.е. избранный президент намерен сшивать трансатлантическое сотрудничество, но в то же время будет добиваться от союзников расходов на оборону в размере 2% от ВВП. И Столтенберг эти требования поддерживает.
Во-вторых, по словам генсека, Европа нуждается в военной поддержке США, поскольку Евросоюз ее защитить не сможет. Что бы там ни говорил и ни планировал президент Франции Эмманюэль Макрон, призывающий работать на "стратегическую автономию" ЕС.
Если присовокупить к этим оценкам Столтенберга недвусмысленные месседжи ВМС США в заливе Петра Великого, то можно сделать вывод, что при Байдене и Штаты, и НАТО будут куда решительнее в защите своих интересов в разных точках планеты, в том числе в защите свободы судоходства. В том числе и в Черном море, куда 23 ноября как раз зашел эсминец "Дональд Кук".