Пример коллегам-диктаторам. Что кроется за угоном самолета Ryanair в Беларуси
Режим Александра Лукашенко продемонстрировал другим автократам новый инструмент репрессий в отношении неугодных
Старшая научная сотрудница Института Агоры при Фонде Ставроса Ниархоса в Университете Хопкинса Энн Эпплбаум в колонке для The Atlantic пишет о том, что Минск угоном самолета европейской авиакомпании создает новую реальность, в которой диссиденты не смогут чувствовать себя в безопасности.
Даже в ситуации, когда наши главные цивилизационные ценности ставятся под сомнение, все же у нас есть определенные своды правил и положений, которые мы можем использовать. К примеру, это морское законодательство или правила для авиадиспетчеров. Пилоты из любых стран, неважно, куда они летят — в Каракас, Гавану или Пхеньян, не должны сомневаться в том, что инструкции с земли продиктованы политикой или являются ложными, или же озвучиваются с какой—либо иной целью помимо безопасной посадки.
Но беларуский диктатор Александр Лукашенко подорвал этот фундамент своим беспрецедентным трюком. Вчера тамошний авиационный регулятор участвовал в угоне самолета Ryanair, пересекавший воздушное пространство Беларуси по пути из Афин (Греция) в Вильнюс (Литва). Беларуские авиадиспетчеры передали пилотам ложное сообщение о бомбе на борту самолета. Беларуские государственные СМИ сообщили, что самолет в Минск "сопровождал" истребитель МиГ.
На самом деле бомбы не было, угроза оказалась ложной, а Минск даже не был ближайшим к нему аэропортом. Когда самолет сел, никто и не спешил переводить пассажиров в безопасное место. Настоящая цель маневра стала понятна после того, как были выведены двое пассажиров. Одним из них был Роман Протасевич, беларуский оппозиционный блогер и журналист. Второй — его девушка Софья Сапега. Протасевич был одним из первых редакторов Telegram—канала Nexta, который стал одним из основных источников информации во время массовых антиправительственных демонстраций, прошедших в Минске прошлым летом. Протасевич бежал из страны в 2019 г. и с тех пор живет изгнанником. Заочно белорусское государство объявило его "террористом". Когда его выводили, он сказал одному из пассажиров: "Мне грозит смертная казнь". Понятно, что заключение в тюрьму в Беларуси подразумевает также допросы в советском стиле, изоляцию и пытки.
Некоторые детали по—прежнему неясны. Несколько часов после угона Ryanairа хранила загадочное молчание, выступив с настолько мягким заявлением, исходя из которого, могло показаться, что речь идет об обычных технических проблемах. И лишь сегодня утром генеральный директор ирландской лоукост—авиакомпании назвал этот инцидент "поддерживаемым государством угоном". Но суть произошедшего очевидна. Беларуский режим злоупотребил процедурами контроля воздушного движения, которые предназначены для информирования пилотов о реальных чрезвычайных ситуациях, чтобы похитить диссидента. Другими словами, эта история перекликается с тем, как Россия применяла радиоактивные яды и нервно-паралитические вещества против врагов Кремля в Лондоне и Солсбери, а также со зверским убийством саудитами одного из своих граждан в консульстве в Стамбуле, убийствами Ираном диссидентов в Нидерландах и Турции; похищением и задержанием Пекином граждан Китая, проживающих за границей, и иностранных граждан китайского происхождения. Правозащитная организация Freedom House называет эти новые практики "транснациональными репрессиями" и в свое время сделала подборку из более 600 примеров.
Все эти случаи — это составляющая новой практики: авторитарные государства, преследующие своих врагов, больше не считают необходимым уважать паспорта, границы, дипломатические традиции или, с сегодняшнего дня, правила контроля воздушного движения. В этом новом мире диктаторы все чаще готовы арестовывать или убивать политических диссидентов где угодно, независимо от того, какое у них может быть гражданство или какие иностранные законы или бюрократические процедуры могут их теоретически защищать. Порой эти режимы оказывают давление на другие страны, чтобы те помогли им. В других случаях они похищают людей без посторонней помощи. А цена, которую им приходится платить в виде санкций или ухудшения отношений с остальным миром, их явно больше не заботит.
Данный конкретный инцидент примечателен тем, что, в отличие от лидеров Саудовской Аравии, России и Китая, у Лукашенко очень мало рычагов влияния за рубежом. У Беларуси почти нет торгового влияния, нет важных инвестиций в Нью-Йорке или Лондоне, нет олигархов, владеющих британскими футбольными командами и помогающих нормализовать отношение к диктатору за рубежом. То, что Лукашенко теперь готов под ложным предлогом задержать и, возможно, подвергнуть опасности принадлежащий европейцам и зарегистрированный в Европе самолет, на борту которого находятся преимущественно граждан ЕС на пути из одной страны ЕС в другую, означает, что он готов к полному разрыву с Европой; и что он полностью уверен в том, что Россия в таком случае поддержит его экономически и политически. Руководитель российского международного телеканала RT уже написала в Twitter, что угон самолета заставил ее "завидовать" Беларуси. Лукашенко, написала она, "исполнил красиво". Другой высокопоставленный российский чиновник назвал захват самолета "возможным и необходимым". Но в этом нет ничего удивительного: автократы, поддерживающие других автократов, нарушающих международное право, — еще один элемент нового порядка.
Несколько часов после инцидента на него в соцсетях отреагировало огромное количество западных лидеров. Генеральный секретарь НАТО, президент Европейской комиссии и госсекретарь США были среди тех, кто осудил угон самолета. Премьер-министр Литвы лично встречала самолет, когда он, наконец, сел в Вильнюсе с опозданием на несколько часов. Латвия уже выслала посла Беларуси, Британия ввела запрет в отношении государственной авиакомпании Беларуси. В ближайшие несколько дней будут согласованы другие меры, возможно, включая новые экономические санкции в отношении Беларуси или приостановку полетов в эту страну. Еще один странный инцидент послужил напоминанием европейцам о том, что Беларусь — это не просто беззаконное и опасное место, а беззаконное и опасное место на границе с ЕС: самолет Lufthansa, вылетавший во Франкфурт из Минска, был задержан, опять же из-за предполагаемой бомбы на борту. Ряд экспертов даже выразили опасение, что пассажиров возьмут в заложники. И подобно тому, как российская интервенция в Украину в конечном счете спровоцировала негативную реакцию на континенте, так и катастрофа с соблюдением прав человека в Беларуси неизбежно коснется всех европейцев.
И не только европейцев: в автократических странах по всему миру диктаторы и их лакеи также внимательно следят за тем, как отреагирует Запад: сойдет ли это с рук Лукашенко и получат ли они новый инструмент для репрессий. Другие диктаторы будут пытаться использоваться его, хотя бы потому, что таким образом они отправляют послание своим диссидентам и обществу: вы беззащитны. Вы никогда не будете в безопасности. Даже если вы живете в демократической стране, даже с политическим убежищем, даже если вы находитесь в коммерческом самолете на высоте тысяч футов над землей.