Теплый ламповый Путин. Как российский диктатор во времени заблудился

Онлайн-формат расширил возможности для вопросов "из народа". В зале в Ново-Огарево поставили только 27 статусных стульев для кремлевского пула, но и эти избранные смогли увидеть президента только на экране. Однако спектакль одного актера вышел откровенно слабым

Владимир Путин на ежегодной пресс-конференции

Путин в качестве президента проводил большую пресс-конференцию в прямом эфире в 16-й раз. Она продлилась 4 часа 29 минут. Еще примерно полчаса он отвечал на вопросы журналистов кремлевского пула.

Первое впечатление

Путин стал по-стариковски суетлив. Это заметно уже давно, но пятичасовое мероприятие высветило его суетливость особенно отчетливо. А еще Путин начал отступать и оправдываться, столкнувшись со сложным вопросом, хотя раньше в таких случаях переходил в наступление. Было бы, вероятно, ошибкой списать это только на возраст. Одряхлел не только и не столько Путин, сколько сам путинизм, подобно тому, как бодрый сталинский каннибализм сменил вялый "За – стой!", с монументальными бровями и шамкающей челюстью. Такая дряхлость, уже бросающаяся в глаза – верный знак скорой смены режима. Иной вопрос, что все новое в России оборачивается перелицованным имперско-советским старьем: тот же Государь, в новой ипостаси, в окружении верных опричников, набранных из кадров старой КПСС.

Впрочем, по мере разогрева ламповый Путин стал выглядеть лучше. Отвечать на вопросы онлайн ему явно нравилось – видно было, что в изоляции он соскучился по общению вне узкого круга. Онлайн-формат позволил также лучше организовать плавное течение диалога в формате "вопрос-ответ", что тоже добавило Путину комфорта, а пресс-конференцию сделало более удобной для просмотра и восприятия.

Общий тон

Все ответы были выдержаны в классическом швондеровском ключе: "суровые годы уходят, в борьбе за свободу страны, за ними другие приходят, они будут тоже трудны". Да, уровень доходов упал, а безработица выросла, но это временные трудности, вызванные пандемией. За границей все еще хуже, а государство в России крепнет. Привычно тоталитарная идея примата государства над человеком ясно чувствовалась во всех ответах.

Из принципиально важных заявлений надо отметить следующее:

По утверждению Путина, 70% российского бюджета уже формируется не за счет нефти и газа. "Мы уже не бензоколонка", — заявил он.

Между тем, согласно официальной таможенной статистике РФ, экспорт России в январе-июне 2020 года составил $ 161,0 млрд. и по сравнению с январем-июнем 2019 года сократился на 22,5%. На страны СНГ пришлось 13,0%. Несмотря на падение экспорта, сальдо торгового баланса вышло в плюс, достигнув $ 54,1 млрд, что, впрочем, на $38,9 млрд. меньше, чем в январе-июне 2019 года. Удельный вес топливно-энергетических товаров в структуре российского экспорта составил 54,9% (в январе-июне 2019 года – 64,9%). В товарной структуре импорта наибольший удельный вес приходился на машины и оборудование – 46,0% (в январе-июне 2019 года – 45,9%).

Кто же готовит Путину цифры по ситуации в стране и насколько они близки к реальности? Быть может, известие о подорожании продуктов питания и в самом деле стало для него откровением, а реакция "неделю правительству на принятие мер для прекращения роста цен на продукты" была искренней?

На пресс-конференции Путин тоже заговорил о рекордном урожае и об уходе продуктов на внешний рынок как причине роста цен: мол, надо было просто таможенные пошлины скорректировать – "и всё, делов-то куча".

"Я знаю такие инструменты очень хорошо" — резюмировал Путин. Конечно, он их знает, и знает отлично. Мы все об этом помним. 

Это, кстати, первое упоминание Путина в СМИ, 1992 года

Вопросы к ответам

  • Путин пока не привился от COVID-19, поскольку в гражданском обороте нет вакцины, подходящей ему по возрасту.

Между тем, никаких возрастных ограничений на прививание "Спутником V" обычных граждан не установлено. Нет даже ясно озвученных рекомендаций, связанных с возрастом прививаемого. Как это понимать?

  • За чертой бедности живут 13,5% россиян, но была ситуация и хуже: в 2000 году за чертой бедности жили 29% населения, на доходы ниже прожиточного минимума.

Тут видны сразу два тезиса. Первый: Путин поднял Россию с колен на 15,5%. Второй: благодаря Путину ей теперь есть, куда падать. 

  • Ни одна система здравоохранения в мире не была готова к пандемии. Но российская система оказалась более эффективной: мы увеличили производство масок в 20 раз, такое мало где бывает. Правда, пока в стране недостаточно "железа", оборудования для производства нужного количества доз вакцины. В начале 2021-го уже будут миллионы доз.

Здесь важно найти подходящего человека, который сможет прийти к успеху, подключив к делу передовые технологии. Быть может, тандем Рогозин-Чубайс привел бы к впечатляющим результатам?

  • Парламент получил больше полномочий по формированию правительства. Может быть, не все еще осознали, но ответственность Госдумы после принятия поправок в Конституцию серьезно выросла. Связка "парламент — правительство" очень важна.

Ага, а ответственность президента Путина, соответственно, упала. Логика тут очевидная: "Чего вы от меня хотите? Мое дело стратегия, и я уже дал указание: устранить за неделю. А ответственность за исполнение – на правительстве. А за состав исполнителей – на Госдуме".

  • Украина была упомянута дважды. Первый раз – в связи с перспективами урегулирования конфликта "в республике Донбасс" и развития отношений России и Украины.

Ответ сводился к тому, что все зависит от готовности украинских властей опираться на большинство избирателей и выполнять Минские соглашения, подтвержденные резолюцией Совбеза ООН, а, значит, обретшие силу международного закона. Поэтому нужно с уважением относиться и к другой стороне, которая подписала этот документ, а именно к представителям Донбасса.

Это был интересный поворот, учитывая то, как Россия использует право вето в Совбезе – и сомнения в том, что она унаследовала его от СССР по праву. Интересно, а резолюция Генассамблеи ООН, по мнению Путина — чистая декларация, которую вообще можно не принимать во внимание? Напомню, что Генеральная ассамблея ООН на днях в очередной раз приняла резолюцию по Крыму, признав Россию страной-оккупантом.

Путин также заверил, что "Россия как поддерживала Донбасс, так и будет поддерживать. Мы даже будем наращивать нашу поддержку Донбасса. Это касается и поддержания производства, решения социальных вопросов, вопросов инфраструктурного характера и так далее".

Относительно производства, а также социальных и инфраструктурных вопросов на оккупированном Донбассе хотелось бы услышать больше подробностей. Жаль, что они не прозвучали.

Второй раз Украину упомянули в связи с "обидными тенденциями которые происходят со стороны зарубежных наших партнёров, когда пытаются как-то пересмотреть события тех лет". Стандартный, по меньшей мере, лет десять вопрос, в этот раз был задан якобы из Ставрополя: "Что может сделать Россия и будет ли она что-то делать, чтобы не допустить переписывания истории и сохранить эту историческую память об этом событии?".

Ответ Путина поначалу тоже был стандартным: "нам нужно быть самодостаточными, сильными во всех отношениях", а также "не забывать о подвиге, которым наши предки насытили нашу историю не только в период Второй мировой войны и Великой Отечественной, но и за предыдущие столетия". Но тут на горизонте возникла Украина!

"Сегодня Генеральная Ассамблея ООН приняла решение, осуждающее героизацию нацизма. И только две страны проголосовали против: США и Украина", — заявил Путин.

Но документов на эту тему Генассамблея ООН в последние дни не принимала. Российская резолюция о борьбе с героизацией нацизма была принята год назад, 18 декабря 2019 года. Действительно, делегации от 133 стран голосовали тогда "за", 52 страны воздержались, а США и Украина голосовали "против", поскольку россияне включили в резолюцию два явно манипулятивных пункта. Первый — о непризнании тех, кто "воевал против антигитлеровской коалиции и сотрудничал с нацистами" участниками национально-освободительных движений. Но по факту все такие формирования воевали только против СССР, начавшего войну как союзник гитлеровской Германии и оккупировавшего ряд территорий соседних стран. Второй – о недопустимости демонтажа памятников, "воздвигнутых в честь борцов против нацизма в годы Второй мировой войны". Но и здесь речь на практике идет только о советских памятниках, которых советские оккупанты, сменившие нацистских, щедро понастроили по всей Восточной Европе.

Упоминание Путиным событий годичной давности как сегодняшних снова подняло вопрос о том, насколько адекватно он информирован о происходящем в мире — и нет ли здесь места для медицинских диагнозов. Кстати, раз уж речь зашла о резолюциях, уместно напомнить, что год назад, 18 декабря 2019 года, и на днях, 16 декабря 2020, Генассамблея ООН приняла резолюции о ситуации с правами человека в оккупированном Крыму, с призывами усилить давление на Россию, чтобы заставить ее соблюдать свои обязательства в качестве оккупирующей державы, а также открыть доступ в Крым для международных миссий по наблюдению за ситуацией там.

Относительно Крыма был задан вопрос "почему вода по графику в Крыму – чрезвычайная ситуация, а для Новороссийска – норма? Есть ли план действий по восстановлению водоснабжения и когда он будет приведён в действие?". То, что эта тема была затронута в ходе этого сеанса телегипноза, определенно свидетельствует о том, что она доставляет Кремлю немало головной боли.

Путин ответил, что в Крыму "проводятся геологические исследования", что "собственных запасов хорошей пресной воды в Крыму достаточно, просто этим в советское время, а тем более во времена, когда Крым входил в состав Украины, не занимались", а, кроме того, "специалисты говорят о том, что в прилегающих к Крыму акваториях Азовского моря, под Азовским морем, могут быть очень большие запасы хорошей пресной воды". Интересно – это была импровизация или ему доложили об этом всерьез?

  • Вспомнили и о Навальном: был задан вопрос о том, почему по факту его отравления не возбуждено уголовное дело, и кто его отравил.

Путин, как обычно, не называл Навального по имени, прибегнув к уничижительно-безличной формулировке "пациент в берлинской клинике", обозвал расследование Bellingcat "легализацией материалов американских спецслужб", а всю историю с отравлением — трюком, рассчитанным на то, чтобы "напасть на первых лиц, подтянувшись до их уровня". Все это — явные свидетельства досады из-за срыва операции и разоблачения.

Итог

Путин слабеет как политик. Точнее, как пахан, но иной формы политического лидерства в России после 1917 года никогда не существовало. Неважно, почему это происходит: в силу ли возраста, болезни или по другим причинам.

Важно то, что ослабевший вождь все больше теряет реальную власть, становясь объектом манипуляций своего окружения, неоднородного и внутренне конкурентного. Карантин и ограничение круга общения только ускорили этот процесс. Какое-то время Путина могут сохранять в номинальной роли первого лица как приемлемый компромисс, когда ни одна из группировок около его трона не имеет решающего перевеса. Но этот компромисс очень хрупок и не может длиться долго. Финал близок, а "обнуление сроков", "пожизненное сенаторство" и "неприкосновенность" — лишь способы усыпить бдительность диктатора, подготовив его к роли козла отпущения, на которого система спишет все грехи.

С другой стороны, сменить Путина в сегодняшней России может только новый Путин. Предпосылок для принципиальных изменений курса Москвы не видно. Возможен только недолгий период заигрывания с Западом, с целью получить "под уход Путина" некоторые выгоды и поощрения.