• USD 41.5
  • EUR 43.7
  • GBP 52.3
Спецпроекты

Премьер Болгарии озвучил тайные мысли европейских лидеров

Вписать тех, для кого "права человека" - чуждая ценность, в гармонию европейского модерна просто не удастся – и неважно, идет ли речь об исламских фундаменталистах или приверженцах "русского мира"
Фото: tv.bg
Фото: tv.bg
Реклама на dsnews.ua

Премьер Болгарии Бойко Борисов публично раскритиковал лидеров Германии и Франции за молчаливое смирение с российской аннексией Крыма. "На чисто дипломатическом уровне против этого шага будут протестовать, но Западный мир как-то проглотил Крым", - заявил Борисов в эфире софийского TV+. Когда ведущий попросил расшифровать, какой смысл вкладывался во фразу "Запад тихо проглотил путинскую аннексию Крыма", премьер ответил: "Как это сказать? Ну, не проглотил - но мы застряли на Минском соглашении".

Вот это самое "мы" заслуживает не меньшего внимания, нежели собственно критика франко-германских "регулировщиков". София определилась с выбором стороны: она играет за Евросоюз. Причем не только на украинском фронте: не менее резонансной, нежели выступление Борисова, стала операция болгарских правоохранителей по задержанию пропагандистов "Халифата". В отличие от многих стран ЕС, где борьба с исламизмом усиливается по мере "производства" терактов, Бол-гария, оказавшаяся на пути транзита фанатиков из Европы и постсоветской Азии на Ближний Восток, вынуждена действовать превентивно и решительно. Так что Борисов оказался на коне дважды за неделю.

Принципиальная позиция болгарского премьера по целому ряду вопросов - от исламистской инфильтрации (а то, что она является реальностью даже для США, доказано признанием в Мас­сачусетсе виновным террориста Царнаева) до российской агрессии и газотранспортных инсинуаций - вероятно, диктуется, в том числе, и особенностями его характера. Примечательно, что Борисов сделал типичную успешную карьеру в посткоммунистическом государстве. И хотя в Болгарии люстрации как таковой не было, нынешний премьер, вероятно, не раз благодарил судьбу за то, что так и не поступил на факультет государственной безопасности Высшей специальной школы Министерства внутренних дел. Борисова приняли на другой факультет - пожарной безопасности, который он окончил в 1982 г. Видимо, это как-то повлияло на его политический путь, поскольку в этой ипостаси он тоже выступает "пожарником".

В отличие от многих стран ЕС, где борьба с исламизмом усиливается по мере "производства" терактов, Болгария, оказавшаяся на пути транзита фанатиков из Европы и постсоветской Азии на Ближний Восток, вынуждена действовать превентивно и решительно

За время своей карьеры Борисову пришлось посвятить немало времени противодействию российским интригам и влиянию. Их объектами всегда выступали три направления: транспорт энергоносителей, недостроенная АЭС в Белене (и поставки топлива на АЭС "Козлодуй"), а также использование Москвой панславистского мифа для проворачивания разного рода темных делишек на территории страны. Так, к примеру, в январе 2010 г. София была вынуждена снять кандидатуру министра иностранных дел Румяны Желевой в члены Европейской Комиссии в связи с медийными обвинениями в том, что ее муж - банкир Красимир Желев - является членом российского гангстерского синдиката.

Впрочем, Борисов поплатился за рвение. В его первое премьерство расследования деятельности предшественника - лояльного Кремлю правительства Сергея Станишева - стали одной из причин политического и экономического кризиса в Болгарии 2012-13 гг., который тогда привел к отставке Борисова и его кабинета. Повод - спровоцированные резким повышением цен на электричество массовые протесты в Софии, вызвавшие кровавые столкновения с полицией. Партия Борисова - ГЕРБ - совершенно правильно отказалась формировать новое правительство, поскольку решила не брать на себя чужую ответственность. Осоз-навая риски, не пошли на это и оппозиционеры - социалисты. Это обязало тогдашнего президента Росена Плевнелиева формально предложить такое же право любой из прочих четырех партий в собрании, а затем назначить техническое правительство и в течение двух месяцев определиться с датой досрочных выборов. Результат, впрочем, оказался неоднозначным. За два года "между Борисовым и Борисовым" страной успели порулить два технических премьера и один премьер-социалист.

Казалось бы, ситуация банальна - болгары перестали мириться с пресловутой политикой экономии. Ведь с момента падения коммунистической диктатуры ни одной партии в Софии не удалось удержаться при власти более трех-четырех лет. Однако на самом деле все оказалось значительно сложнее. Евроскептики иронизировали, мол, закрыв под давлением ЕС свою АЭС в Козлодуе и заморозив строительство другой АЭС в Белене, Болгария превратилась в импортера электричества. Но кто и зачем заключал контракты с непрозрачными поставщиками? Деятель­ность группы CEZ, подозреваемой в монополизме и умышленном антирыночном завышении оптовых тарифов, еще с конца 2010 г. расследуется ЕС. Так, в 2008 г. компании, аффилированные с J&T Group, приобрели у международной группы отелей "Кем­пинс­ки" 75% акций ООО "Балчуг". Чешские журналисты, указывая на интимные отношения монополии с истеблишментом своей страны, мрачно шутят, заменяя Czech Republic на CEZ Republic. А в январе 2013 г., после массовых протестов, лицензию компании отозвало правительство Албании.

Реклама на dsnews.ua

Между тем упускается из внимания то обстоятельство, что болгары протестовали не столько против политики правительства Борисова и шагов CEZ, сколько против деловых практик, приведших к падению уровня жизни в стране. Еще в статусе премьера Бойко Борисов съязвил по поводу Станишева: "Все договоры с электрораспределительными компаниями будут рассекречены и по­­явятся на сайте министерства экономики и энергетики до конца дня. И вы увидите, насколько жалок Черчилль, который говорит о национализации".

Однако у предыдущего правительства не получилось даже сразу отозвать лицензию у CEZ. Хотя бы потому, что эта фирма имеет непосредственное отношение к постсоветскому мафиозному картелю. А теперь вспомним о том, кто контролировал две трети украинских облэнерго еще в середине 2000-х. И как, почему они вдруг так легко, за номинальные суммы, достались структурам небезызвестного Александра Бабакова.

Перманентный политический кризис в Софии в 2013-14 гг. в значительной мере является закономерным итогом политики перманентного "затягивания поясов" - причем всеми, кроме крупного бизнеса.

Но пришедший к власти левый центр, мягко говоря, не смог улучшить ситуацию. Хотя и тут не все так просто - неустойчивая просоциалистическая коалиция смогла лишь заболтать тему "Южного потока". В иных вопросах она про­явила чудеса решительности. В начале августа стало известно, что Болгария впервые в истории своей ядерной энергетики подписала контракт на поставку ядерного топлива на энергоблоки №5 и №6 ВВЭР-1000 атомной электростанции "Козлодуй" не с российской компанией ТВЭЛ, а с американской Westinghouse. В 2014 г. ОЭСР раскритиковала чешских регуляторов за преференции CEZ - этот конгломерат из 96 компаний вообще оказался лишь под номинальным государственным управлением.

Впрочем, реальный прогресс в сфере энергетики и коррекции внешнеполитического позиционирования Болгарии начался только после возвращения к власти Борисова и его правительства. В частности, был найден компромисс с американскими хозяевами болгарских ТЭЦ, с одной стороны, и CEZ и Westinghouse в ядерной сфере - с другой. На это, думается, повлиял российский фактор - в 2014 г. многое в Восточной Европе переменилось, забыты некоторые старые распри. Также были спасены все системные банки Болгарии. В результате республике вернули доступ ко всем структурным европейским фондам - в частности страхования вкладов. А 4 марта 2015 г. лидеры Азербайджана и Болгарии подписали договор, который реанимирует свернутый в 2013 г. проект газопровода "Набукко". Болгарский премьер отметил, что в нынешних условиях реализация проекта будет выгодна Евросоюзу и НАТО, потому что Болгария соблюдает все требования Третьего энергетического пакета Евросоюза. Это, в частности, выразилось в решении заблокировать проект российского газопровода "Южный поток", который тоже должен был проходить через Болгарию.
В свою очередь, 9 апреля ратифицировано соглашение о размещении на территории страны батальона связи Североатлантического альянса. По мнению Борисова, мир на Балканах настанет лишь после вступления всех стран региона в ЕС и НАТО.
Трудно с ним не согласиться.

Болгары воюют за Украину

Коммуникационно-информа-ционный центр или так называемый модуль НАТО будет находиться в населенном пункте Горна-Малина. Против размещения в стране еще одного военного объекта Североатлантического альянса голосовали только депутаты от якобы националистической партии "Атака", а также, предсказуемо, часть депутатов от Болгарской социалистической партии. Лидер подкармливаемой по московским каналам националистической партии Волен Сидеров заявил, что впоследствии натовский центр "будет использоваться для координации военных действий на территории Украины".

Депутаты от "Граждан за европейское развитие Болгарии" и "Движения за права и свободы", голосовавшие за ратификацию документа, заявили, что никаких негативных последствий это не повлечет, так как договоренность об открытии центра НАТО была достигнута еще несколько лет назад, и теперь речь идет о чисто техническом решении. Предпо-лагается, что личный состав модуля будет состоять из болгарских военнослужащих - двух офицеров и 55 сержантов.

Пожарник - преемник царя

10 лет Борисов, командир пожарной роты и тренер по каратэ, руководил охранным агентством, которое занималось безопасностью как отошедшего от дел социалистического вождя Тодора Живкова, так и экс-царя Болгарии Симеона Сакско-бургготского. Именно с последним охраняемым лицом и связан взлет политической карьеры Борисова. В 1946 г., после коммунистического "референдума", девятилетний монарх Симеон Второй эмигрировал в Египет, а затем в Испанию, где по достижении совершеннолетия объявил себя монархом на основе Конституции. Закончил Симеон Борисович американскую военную академию в Вэлли-Фордж, затем университет Мадрида и тридцать лет проработал на управленческих должностях в крупных западных корпорациях, связанных, в частности, с оборонной продукцией. С падением коммунистического режима в Болгарии Симеон вернулся в страну и занялся политической деятельностью - в 2001 г. его партия "Национальное движение Симеона II" с триумфом выиграла выборы, и четыре года царь руководил правительством. За это время Болгария вступила в НАТО и ЕС, полноправно вернувшись в состав европейской цивилизации.

В правительстве Сакскобург-готского Бойко Борисов занимал ответственный пост - генерального секретаря министерства внутренних дел. Но после ухода Симеона с поста премьера (первое место на выборах заняли социалисты Сергея Ста­ни­шева), не ужившись с министром-социалистом, свой пост покидает и Борисов. При этом он выигрывает мэрские выборы в Софии. В 2009 г. партия Симеона покидает и коалицию, и парламент, сам же царь, по-видимому, оставляет активную политическую жизнь. А вот на основе его партии именно мэр Софии Борисов, откровенно выступающий царским преемником, строит собственное общенациональное движение - "Граждане за европейское развитие Болгарии". Во главе этой партии "пожарник" Борисов в июле 2009-го выигрывает парламентские выборы и садится в премьерское кресло, в котором он провел больше четырех лет.

На кого ставит Кремль

Главным рассадником спор российского влияния в Болгарии стала местная Социалистическая партия и ее лидер - вечный соперник Борисова Сергей Станишев. Он уроженец украинского Херсона, гражданин СССР, а затем и Российской Федерации, выпускник истфака МГУ 1989 г. Станишев - выходец из высшего слоя болгарской партийной номенклатуры: его отец Димитр работал секретарем Центрального комитета Болгарс­кой коммунистической партии, отвечавшим за международные связи БКП. В прошлом коммунистический партизан, затем студент кафедры марксизма-ленинизма в МГУ, но, видимо, подвергся влиянию своеобразного застойного либерализма. Поскольку представлял ЦК БКП в пражском журнале "Проблемы мира и социализма", а оттуда вышла немалая часть коммунистической диссиды. Мать - россиянка Дина Мухина, впоследствии профессор славистики Софийского университета. Однако именно с Димитром Станишевым связана история, которая может пролить свет на столь масштабную при его сыне инфильтрацию в Болгарию московской агентуры, что Бойко Борисову уже второй раз приходится вырывать ее "с мясом".

В 1992 г. Димитр Станишев был обвинен в растрате государственных средств в виде помощи братским коммунистическим партиям. Но до самой своей смерти в 2000 г. не признавал своей вины и в суд не являлся. Это может означать, что у России были и остаются рычаги влияния на болгарскую Соцпартию. Видимо, этим мотивируется дважды затеянный Борисовым пересмотр всех назначений и контрактов Станишева.

Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 13 апреля 2015 г. (№15/725)

    Реклама на dsnews.ua