Фейковый Брекзит и слабак Джонсон. Кто и зачем судится с британским премьером
Борис Джонсон отказался продолжать расследование вмешательства России во внутренние дела Великобритании. И теперь ему, по всей видимости, придется оправдывать это решение в суде
Британская некоммерческая организация All the Citizens смогла заручиться поддержкой шести оппозиционных членов парламента, чтобы подать в суд на премьер-министра Бориса Джонсона в связи с предполагаемой неспособностью защитить права британцев на свободные и справедливые выборы после вмешательства России в процесс голосования за выход королевства из Европейского Союза.
21 июля, напомним, Комитет парламента по разведке и безопасности Великобритании опубликовал доклад о вмешательстве России в референдум. Его обнародование должно было состояться еще в 2019 г., однако офис премьера затягивал публикацию, поскольку на носу были выборы. Лишняя головная боль Джонсону, одному из самых видных сторонников Брекзита, тогда не была нужна.
В июле доклад все же увидел свет. Его авторы, указав на многочисленные факты вмешательства, все же пришли к выводу, что правительство не смогло доподлинно установить степень влияния РФ на референдум 2016 г., а потому спецслужбам рекомендовали продолжить расследование.
Борис Джонсон эту рекомендацию забраковал и напомнил, что он лично никогда не сомневался, что Россия представляет серьезную и постоянную угрозу для Великобритании.
Такая позиция главы правительства, как видим, пришлась не по нутру The Citizens.
В сообщении на сайте организации ее члены отметили, что направили правительству письмо с требованием объяснить отказ расследовать вмешательство РФ, а также предупредили ранее: "Мы инициируем подачу судебного иска против правительства Бориса Джонсона за отказ расследовать вмешательство иностранного государства в демократические процессы Великобритании".
Межпартийный альянс
Свое обещание группа выполнила, заручившись поддержкой шести депутатов, представляющих несколько партий.
Среди них два пэра: баронесса Пейшенс Уиткрофт, экс-соратница Джонсона по партии (Консервативной партии); лорд Пол Страсбургер — член партии "Либерал-демократы" и давний спонсор этой партии.
Баронесса Уиткрофт, чьи слова приводятся на сайте юридической конторы Leigh Day, представляющей интересы истцов, так объяснила свое участие: "Правительство должно сделать все возможное, чтобы защитить нашу избирательную систему, и оно сможет начать делать это эффективно только в том случае, если сначала исследует природу и масштаб проблемы. Печально, что оно отказывается сделать это добровольно, но именно этот отказ и послужил причиной для моего участия в попытке заставить его действовать".
По мнению же лорда Страсбургера, "почему-то создается такое впечатление, что премьер-министр полон решимости держать нас в неведении относительно неоднократных атак России на нашу демократию".
Также к иску присоединился Алин Смит — член Шотландской национальной партии (SNP), экс-депутат Европарламента. Смит был и остается противником Брекзита и сторонником независимости Шотландии с последующим возвращением в состав ЕС.
Комментируя подачу иска, Смит отметил: "Доклад по России является доказательством того, что у правительства Великобритании есть вопросы, на которые нужно дать ответ". И он, Смит, присоединился к своим коллегам, поскольку не верит, что состоящее из "подхалимов" парламентское большинство заставит премьера продолжить расследование.
Поддерживала референдум, но, будучи сторонницей remain (остаться в ЕС), и член Палаты общин от Партии зеленых Англии и Уэльса Кэролайн Лукас.
"На карту поставлены суверенитет и безопасность нашей страны, а также целостность нашей демократии, и нельзя допустить, чтобы правительство закрыло на это глаза", — цитирует Leigh Day своего клиента.
Остальными двумя законодателями-истцами являются представители Лейбористской партии Крис Брайант и Бен Брэдшоу.
Оба в свое время были в оппозиции к лидеру лейбористов Джереми Корбину, имеют зуб на Россию, противники Brexit, открытые геи.
Так, Брайант в 2016 г. обвинял Россию в запуске гомофобной кампании против него с целью добиться его отставки с поста главы межпартийной парламентской группы по России, а также утверждал, что Кремль заполучил компромат на высокопоставленных членов Консервативной партии, в том числе на Бориса Джонсона, Лайама Фокса, Алана Данкана и Дэвида Дэвиса.
В 2017 г. Брайант отличился громким заявлением — призвал арестовать Трампа, если тот приедет в Британию, за поддержку высказываний члена местной ультраправой группировки Britain First.
Что до Брэдшоу, то бывший журналист BBC еще во время дебатов в Палате общин в декабре 2016 г. допускал, что Владимир Путин влиял на результат референдума по Брекзиту. Также он говорил, что российские спецслужбы пытались взломать его почту.
От Бориса к Дональду
С депутатами разобрались. Их позиция и интерес понятны. А теперь взглянем на представителей The Citizens.
Членом этой организации, в частности, является один из вышеупомянутых членов Палаты лордов — Страсбургер.
В общей сложности, согласно сообщению на сайте, в организацию входят около 80 человек — волонтеров, экспертов в сфере безопасности, кинорежиссеров, дизайнеров, артистов, юристов.
Например, известный кинопродюсер и режиссер Карим Амер, известный по картине The Great Hack; или номинант на "Оскара" Майкл Лернер, снявший фильм об оппозиционной российской панк-группе Pussy Riot ("Pussy Riot: панк-молитва").
В "гражданах" числятся и обладательница Пулитцеровской премии Гита Ананд (The Wall Street Journal); журналист Пип Тейлор, расследовавший "грязные" деньги в кампаниях Брекзит и Трампа; а также номинант на Пулитцера Кэрол Кэдуолледер (The Observer и The New York Times), расследовавшая деятельность небезызвестной Cambridge Analytica.
Кстати, несколько слов об этой британской компании, использовавшей персональные данные пользователей в ходе избирательных кампаний, в первую очередь Трампа. Еще один член The Citizens Дэвид Кэролл (доцент нью-йоркской Школы дизайна Парсонса) стал широко известен после того, как первым подал в суд на Cambridge Analytica за использование его персональных данных.
И вишенка на торте — членом организации является бывший офицер МI-6 Кристофер Стил, который с 2006 по 2009 г. возглавлял "российский отдел" спецслужбы. Тот самый Кристофер Стил, который является автором носящего его имя досье о контактах Дональда Трампа и его окружения с россиянами, а также о скандальном якобы отдыхе с проститутками в номере московского отеля, где в свое время останавливалась чета Обам.
В "досье Стила", которое согласилось опубликовать лишь одно издание — Buzzfeed News и которое, по утверждению адвоката Трампа Руди Джулиани, писалось в Украине, также сообщалось, что россияне собрали компромат на Трампа и шантажировали его этим.
Стил выяснил, к примеру, что за кибератаками на Демократическую партию США и экс-кандидата в президенты Хиллари Клинтон стояла Россия.
Занятно то, что накануне подачи иска к Борису Джонсону, 28 октября The Wall Street Journal опубликовала расследование об источниках информации "досье Стила".
По данным авторов, Аллана Каллисона и Дэвида Готье-Вилларса, источником оказалась бывшая журналистка кремлевского пропагандистского "РИА Новости" (2003—2005 гг.) Ольга Галкина, которая на тот момент, в 2016 г. работала на Кипре в филиале компании XBT Holding SA, известной веб-хостингом Webzilla.
Владелец компании Алексей Губарев фигурирует в "досье Стила" и даже судился с Buzzfeed News из-за его публикации, поскольку его называют российским хакером, который посредством своего хостинга по заданию российских спецслужб участвовал в кибератаках во время выборов 2016 г.
Галкина, пишет WSJ, была на ножах с начальством, которое угрожало ей увольнением. Уволилась она в ноябре 2016 г., а через несколько недель передала информацию, попавшую впоследствии в досье, своему бывшему однокласснику Игорю Данченко, который работал на Кристофера Стила.
И именно она рассказала о тайной встрече адвоката Трампа Майкла Коэна с российской разведкой в Праге для обсуждения оплаты услуг хакеров.
Игра вдолгую
Так почему это — иск и публикация расследования — занятно?
Потому что:
Во-первых, само по себе расследование WSJ имеет огромный медийный вес. Оно как бы наделяет " досье Стила" ценностью, делает его более правдоподобным и хотя бы отчасти нивелирует обвинения в фейкотворчестве.
Теперь получается, что у Стила был вполне конкретный источник. Есть имя, фамилия, указывается карьера. Мотив источника, Галкиной, — сдать своего шефа, работающего на спецслужбы РФ — вполне банален и понятен обывателю. В общем, не сам Стил это придумал. Хотя на деле россиянка вполне могла слить ему дезинформацию.
И на это могут указывать критики Стила. Включая Джонсона, раз уж организация, куда входит Стил, подала на премьера в суд. Однако остановиться авторы намечающейся информационной кампании попросту не могут.
Во-вторых, и это немаловажный факт (или совпадение): вышеупомянутая баронесса Уиткрофт в свое время была главредом европейского бюро The Wall Street Journal (2009—2010 г.).
Пусть это и было десять лет назад, но людям свойственно стремление сохранить старые связи с влиятельными особами, организациями или теми, кто может быть полезен.
Так что вполне вероятно, что и возможность "подкинуть" журналистами WSJ нужные сведения у нее также была. Причем не вчера и не сегодня, потому как журналистские расследования такого уровня не один день делаются. Возвращение же Кристофера Стила и темы российского вмешательства в информационные тренды, заметим, происходит на фоне приближающихся президентских выборов в США.
Хайпа будет много. Собственно, информационная волна уже поднялась. А поддерживать ее мощь, судя по всему, призваны юристы из Leigh Day, основанной в 1987 г. Мартином Дэем и Сарой Ли, у которой уже имеется опыт судебной тяжбы с британским правительством.
Так, Дэй защищал интересы участников восстания Мау-Мау в Кении — восстания против британских властей 50-х гг. И успешно: добился компенсации для них в размере 19,9 млн фунтов стерлингов. А вот другие громкие дела конторы были не столь позитивны, в первую очередь для ее репутации.
Например, когда Дэй взялся выбить компенсацию у правительства и British Coal для шахтеров за хронические заболевания легких и травмы, он ее таки выбил. Только вот саму фирму обвинили в том, что она нажилась на горняках, получая миллионы, пока тем выплачивали жалкие 2 тыс. фунтов.
Однако самый громкий провал случился в 2008—2014 гг., когда Дэй представлял интересы Баха Мусы — иракца, скончавшегося во время содержания под стражей у британских солдат в сентябре 2003 г., т.е. после вторжения Британии в Ирак. Компенсацию в размере 2,83 млн фунтов он для семьи Мусы "оформил". Только вот также выяснилось, что утверждения его и его коллеги Фила Шайнера о том, что британские солдаты пытали 20 иракцев после "битвы Дэнни Бой", в результате чего те скончались, оказались ложными. Часть фактов адвокаты скрыли, за что фирму привлекли к дисциплинарной ответственности.
Но дело вышло действительно громким. Самое любопытное, что двое из депутатов-истцов — Брайант и Брэдшоу — голосовали за интервенцию британских войск в Ирак. А сегодня они работают с юристами, которые, если так можно выразиться, "расхлебывали" последствия той военной кампании. Причем расхлебывали не очень честным путем.
Учитывая, какая у Leigh Day репутация, почему бы The Citizens и законодателям было не нанять другую, более авторитетную юридическую фирму? Потому что никто не согласился? Или, может быть потому, что истцам, собственно, были нужны профи в судебной войне с британским правительством, готовые при необходимости заключить сделку с совестью?
Если главная цель иска и расследования — хайп, много хайпа, следовательно, идет речь о четко спланированной долгоиграющей кампании. И направлена она не только против Бориса Джонсона, а вместе с ним и Дональда Трампа, но и через британского премьера: а) на местные выборы Великобритании, которые состоятся 6 мая 2021 г.; б) на попытки переиграть весь Brexit, поставив под сомнение легитимность референдума в связи с вмешательством России. В общем, продолжение следует.