Предатели и паранойя. Как Путин борется за лояльность вертикали
Взаимное недоверие хозяина Кремля и его элит усугубляет системный кризис. Это вряд ли может привести к "дворцовому перевороту". Но его следствием может стать увеличение количества предательств
Согласно опубликованному на днях докладу Сенатского комитета по разведке, у людей, которых Дональд Трамп выбрал в качестве партнеров для ведения бизнеса в России, шкафы полны скелетов.
Чумные деньги
Феликс Сатер, управляющий директор Bayrock Group, работавший над строительными объектами президента США в Нью-Йорке, Флориде и Аризоне, имел обширные знакомства в российском разведсообществе. Владелец компании Тевфик Ариф, "согласно информации, полученной комитетом, был вовлечен в российскую организованную преступность, отмывание денег и торговлю людьми по меньшей мере с 2000 года". Московские знакомцы самого Трампа – миллиардер Арас Агаларов и его сын Эмин имеют "серьезные связи с российской организованной преступностью", а отец – еще и "серьезные связи в российском правительстве, включая лиц, причастных к операциям по влиянию на выборы 2016 года в США. У него есть доступ к президенту Путину и путинскому близкому помощнику Дмитрию Пескову". В списке значатся также менее публичные люди из окружения упомянутых особ, но выводы американских сенаторов в общем и целом созвучны опубликованному в конце прошлого месяца докладу Комитета по разведке и безопасности Палаты общин Великобритании о российском влиянии и свидетельствуют о том, что Запад воспринимает приток российского олигархата и вывозимые им в Европу сомнительного происхождения деньги как одну из главных угроз собственной безопасности.
Комитет отмечает, что Лондон использовался как "прачечная" для отмыва грязных денег, благодаря чему российские олигархи, чиновники и организации "отбеливали" свою репутацию и продвигали самые неприглядные интересы Москвы. По словам авторов документа, в этот процесс были вовлечены многие британские юристы, бухгалтеры, пиарщики, агенты по недвижимости и представители частного охранного сектора, во многом обслуживающего интересы российских элит. Аналогичная картина вырисовывается и из американского доклада.
Тем временем, похоже, что сами российские власти далеко не всегда рассматривают привычку собственных олигархов и чиновников иметь активы за рубежом как безопасный канал лоббирования своих интересов. Более того, по отдельным признакам можно предположить, что десятилетиями выстраиваемый механизм коррумпирования западной системы, неоднократно описанный в крупных расследованиях о связях российских силовиков и международных криминальных групп, сегодня становится еще одной из причин конфронтации внутри российских элит.
Возвращаясь к Скрипалям
Авторы опубликованной в прошлом году в "Новых известиях" статьи, посвященной феномену предательства в современной России, утверждают: "цианидом предательства" буквально пропитаны структуры российской власти, вся культура современной политической жизни, а измена – это "самый скоростной социальный лифт российской элиты". Очевидно, что этот риск осознает и сам Владимир Путин, понимая, что многие в его окружении вряд ли сохранят ему лояльность, если возникнет реальная угроза их имуществу на Западе.
Эти опасения нашли свое отражение даже в пропагандистских программах на российском ТВ. Так, еще 4 марта 2018 года на канале РЕН-ТВ появилась передача под заголовком "Мед, кнут и пряник: как агенты зарубежных спецслужб вербуют чиновников". Весь 14-минутный сюжет был посвящен тому, что наличие детей или имущества за границей является превосходным крючком для вербовки, а потому российскому чиновнику или политику недопустимо иметь активы в Европе или США.
Скорее всего, адресатами этого видео были лица, упомянутые в так называемом "Кремлевском докладе" Министерства финансов США, но на тот момент еще не попавшие под американские санкции. Фрагмент доклада был представлен Конгрессу и опубликован 30 января 2018 года. Он включал в себя список из 114 высокопоставленных чиновников и 96 олигархов, близких к российскому режиму. В докладе были упомянуты все российские министры, помощники и советники президента Владимира Путина, главы Москвы и Санкт-Петербурга, а также бизнесмены с состоянием более $1 млрд, включая Михаила Фридмана, Сулеймана Керимова, Алишера Усманова, Олега Дерипаску, Евгения Касперского и других.
Кремль и российские спецслужбы справедливо рассудили, что фигуранты списка не желали терять свою заграничную собственность и саму возможность выезжать за рубеж. Как отмечал бывший сотрудник Госдепартамента США Алексей Собченко, "для этих людей нет более страшной вещи, чем быть отрезанными от Запада и его благ", а потому вероятность, что они сделают все, чтобы не оказаться в новом санкционном списке, очень велика. Именно для них, скорее всего, и была подготовлена упомянутая передача на РЕН-ТВ, обнажающая главный страх Кремля: заграничные виллы и замки будут намного важнее для российских элит, чем путинские секреты.
К слову, передача была показана прямо в день отравления бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля, следовательно, она готовилась и монтировалась заранее. После попытки убийства Скрипаля большинство экспертов склонялось к версии, что основной целью покушения было предостережение другим потенциальным перебежчикам, притом не только из числа сотрудников спецслужб, но также чиновникам, олигархам и всем, кто осведомлен о неприглядных делах Кремля. Как бы то ни было, дата покушения и выход передачи произошли синхронно, в один и тот же день.
В поисках предателя
Подозрения в возможной нелояльности элит усилились общим снижением популярности Владимира Путина. Этот процесс начался, как минимум, с 2018 года, после одобрения им непопулярной пенсионной реформы. Еще в начале 2019 года доверие Путину выражали только 33% опрошенных. В конце мая 2019 года рейтинг российского лидера вновь обновил исторический минимум и снизился до 31,7 процента. Наконец, согласно последним данным опроса Левада-центра, в июле его рейтинг упал до 23% в сравнении с 35% по состоянию на январь текущего года. На этом фоне похоже, что Путин решил "укрепить" лояльность своего окружения силовыми методами.
К примеру, апрель минувшего года ознаменовался масштабными чистками и арестами внутри ФСБ. Затем "чистки" коснулись и МВД, а вскоре после этого вновь начались задержания чекистов – как отмечают журналисты, чтобы "восстановить равновесие" между конкурирующими силовыми блоками. С 2015 года объектом репрессий стали действующие губернаторы. По данным на 2017 год, под них попадали 2% от высшего звена региональных элит. Основные причины арестов губернаторов – это взятки и мошенничество, однако анонимные Телеграм-каналы, связанные с Кремлем, признают: реальной причиной уголовных дел становится подозрение в возможной нелояльности региональных лидеров и попытка запугать других чиновников. Скорее всего, недавний арест хабаровского губернатора Сергея Фургала также стал одним из примеров этой тенденции.
Показательной иллюстрацией паранойи, возникающей вокруг попыток найти очередного "предателя", может служить дело журналиста Ивана Сафронова, арестованного по подозрению в госизмене. По сути, Сафронов не был оппозиционным журналистом, более того, являлся (или казался) убежденным лоялистом. Во время работы спецкорреспондентом издательского дома "Коммерсант", он входил в кремлевский пресс-пул, а затем стал личным советником одиозного главы Роскосмоса Дмитрия Рогозина.
Согласно характеристике, данной журналистом Андреем Козенко, Иван Сафронов был "патриотом до скрежета в зубах", а "читать его твиттер в 2014-м было довольно невыносимо". Журналист Михаил Зыгарь и вовсе добавил, что и Иван, и его отец "любили и любят родину и отечественный ВПК". Тем не менее, согласно информации Телеграм-каналов, близких к Администрации президента, вербовку Сафронова осуществили помощники неназванного российского олигарха, заключившего в 2017 году сделку с ФБР и "стремящегося стать значимой фигурой в политических кругах США".
Конечно, вполне возможно, что "дело Сафронова" – это месть журналисту за отдельные его расследования. Но возможно и то, что оно всего лишь отражает очередное проявление уже упомянутой "охоты на ведьм". Исходя из тональности обвинений видно, что российские спецслужбы действительно боятся роста числа предательств в первую очередь среди олигархов, желающих "восстановить свое доброе имя" на Западе. Учитывая же все новые публикуемые на Западе доклады и расследования, вскрывающие коррупционные схемы российских бизнесменов, чиновников и силовиков, стоит признать, что их опасения не беспочвенны.
Латентный бунт
С другой стороны, неуверенность в завтрашнем дне, порождаемая репрессиями внутри системы (независимо от обоснованности поводов для возбуждения уголовных дел), не повышает уровень лояльности, как на то, возможно, надеялся "силовой" клан Кремля и лично Путин, а лишь снижает ее. Ставки на страх, особенно в ситуации, когда правила игры неясны и меняются на ходу, оказалось явно недостаточно, и первыми свое недовольство проявили региональные элиты. Это стало особенно заметным на фоне протестов в Хабаровске, которые, особенно на начальном их этапе, проходили при попустительстве местных чиновников, а полиция города не препятствовала акциям.
Еще одним проявлением нелояльности региональных элит стал судебный иск к президенту России, поданный недавно скончавшимся бывшим губернатором Чувашии Михаилом Игнатьевым, решившим оспорить свое увольнение. Несогласие с политикой Кремля проступило и на федеральном уровне в уже упомянутом деле Ивана Сафронова. За него вступились не только либеральные журналисты, но и известные "системщики" – к примеру, глава RT Маргарита Симоньян – очевидно, опасаясь, что завтра сами могут оказаться на его месте.
Конечно, сам факт роста недовольства элит вряд ли может привести к "дворцовому перевороту". Скорее, его последствиями может стать увеличение количества предательств (в том числе в спецслужбах), саботаж отдельных непопулярных решений и еще большая разбалансировка и без того неэффективной российской "вертикали", что только усугубит системный кризис.