Прецедент для России. Какие последствия в резолюции ГА ООН о геноциде в Сребренице
23 июня Генеральная Ассамблея ООН 84 голосами "за" поддержала резолюцию, инициированную Германией и Руандой, о геноциде боснийских мусульман в Сребренице сербами в 1995 г.
Документ содержит предложение установить 11 июля официальным Международным днем памяти жертв геноцида в Сребренице и вдобавок – осудить любое отрицание этого преступления, совершенного войсками Республики Сербской под руководством Ратко Младича при участии военизированного формирования "Скорпионы" и под контролем Министерства внутренних дел Сербской во время войны в Боснии. Она продолжалась с 1991 по 1995 гг. и, несмотря на вмешательство легко вооруженной миссии ООН, которая, в конце концов, оказалась неспособной остановить войска Младича на пути к взятию города Сребреница, а затем и резню в городе, которая началась с 11 июля 1995 г. и в результате которой было убито более 8 тыс. босняков.
Следователи установили и доказали в судах, что резня была спланирована и реализована методически. Младича Международный уголовный трибунал для бывшей Югославии еще в 1995 г. обвинил в совершении военных преступлений. Генерал сбежал и 15 лет скрывался в Сербии, пока его все же не выдали следствию в 2011 г. (это было одним из условий для будущего вступления в Европейский Союз) с передачей в МУС.
Геноцидом действия армии РС в Сребренице тоже был признан в приговорах трибунала в отношении других обвиняемых – Радислава Кристича, Видо Благоевича, Драгана Йокича, Любиша Беера, Вуядина Поповича.
Поэтому соответствующее решение ГА ООН не является чем-то экстраординарным. Но на его принятие ушло удивительно много времени.
В любом случае соответствующая резолюция есть, и она принята. Это, конечно, крайне отрицательно восприняли как в Сараево и Белграде, так и в ряде стран, в частности, авторитарных, из которых 19 проголосовали против резолюции. Важный момент: документ поддержали все балканские страны, кроме Сербии, а против были Россия, Беларусь, Китай, Куба, Венгрия и несколько государств Глобального Юга. В то же время очень интересно, что резолюцию поддержал союзник РФ и Китая – Иран.
Также стоит отметить то внимание, которое Москва уделяла этому кейсу, иллюстрирующему, например, митинг в столице Черногории с флагами Сербии и России против намерения правительства поддержать эту резолюцию. Впрочем, на решение Подгорицы о признании резни в Сребренице геноцидом это все же не повлияло.
Однако мнение Черногории не разделяют, например, в Греции, посол которой в ООН Евангелос Секерис считает, что резолюция может быть "неправильно истолкована" и помешать сотрудничеству Балканских стран. Аналогичную оценку дала и Венгрия, что, впрочем, совершенно не удивляет, учитывая близкие отношения правительства Виктора Орбана с Белградом, Москвой и Пекином.
Но они определенно правы по поводу последствий, пусть и с ложным определением ответственности за вероятное ухудшение политического климата на Балканах. Дело ведь не в голосовании ГА ООН, а в сторонах, заинтересованных в использовании этой резолюции в попытках спровоцировать кардинальные региональные и европейские изменения.
Так, представитель Республики Сербской в Президиуме Боснии и Герцеговины Милорад Додик, уже длительное время разрушающий фундамент Дейтонских соглашений и самого существования БиГ, еще до голосования вновь активизировался с угрозами о выходе РС из состава БиГ. После голосования этот верный "друг" Кремля заявил о подготовке в течение 30 дней соглашения о мирном разграничении, то есть о выходе Республики Сербской из состава Боснии и Герцеговины. Это вполне может привести к резкой эскалации на Балканах и еще больше взорвать безопасность всей Европы на фоне войны, развязанной Россией против Украины.
Далее. Резолюция ГА ООН – это, в принципе, ощутимый удар по великосербскому шовинизму и реваншизму. Отсюда и не менее резкая реакция президента Сербии Александра Вучича.
С одной стороны, он утверждает, что резолюция "откроет ящик Пандоры" и прогнозирует в будущем конвейер обвинений в геноциде, что будет мешать примирению в регионе.
С другой стороны, Вучич упорно позиционирует голосование в ГА ООН вообще как победу сербов из-за того, что, мол, ряд стран не поддержали резолюцию: "Из тех, кто был в зале, 87 не проголосовали за резолюцию. Две трети жителей планеты были на нашей стороне ". Это, как видим, сознательная манипуляция. То есть по количеству стран, представленных в ГА ООН, голоса разделились почти поровну, но Вучич решил акценировать внимание на численности населения Китая, которому он "очень благодарен" за поддержку.
Нарратив о "победе" сербов в ООН активно ретранслирует и сербская пресса. На это обратил внимание "Балканский обозреватель", приведший несколько передовиц газет.
Кремль, с большим пиететом относящийся к тому же Младичу, тем временем подпевает и усиливает информационный вектор в сторону раскола в ООН, что якобы демонстрирует голосование в ООН. И прежде всего в "раскольники" Василий Небензя и другие российские дипломаты записывают страны Глобального Юга, за влияние на которые Москва и Пекин сейчас соревнуются с США и Европой.
Что интересно, реагируя на принятие решения, ни россияне, ни сербы даже не попытались хоть как-то завуалировать свою скоординированную политику: что Вучич, что Небензя заявили о "ящике Пандоры". А российский дипломат еще и не удержался, чтобы не обвинить во всем Германию – инициатора резолюции и страну, "развязавшую две мировые войны в начале XX века".
Впрочем, реакция Москвы обусловлена не только защитой интересов немногочисленных союзников, но и тем, что резолюция является прецедентом непосредственно для России из-за войны против Украины, во время которой оккупанты тоже совершают военные преступления, аналогичные зафиксированным в Сребренице — изнасилование женщин, расстрел лиц призывного возраста подростков и т.д.
Кейс войны в Боснии не может не смущать российский режим. Во-первых, относительно него есть вполне конкретные решения международных судов о геноциде. Во-вторых, продолжается расследование международной миссии ООН военных преступлений россиян в Украине. И хотя в сентябре 2023 г. председатель комиссии Эрик Мьосе говорил, что пока следователи не собрали достаточно доказательств для определения действий ВС РФ как геноцида украинского народа в соответствии с Конвенцией о геноциде, процесс продолжается и нельзя исключать, что в ООН, в конце концов, все же прийдут к соответствующему выводу. А это значительно усилит другой важный процесс – создание действенного механизма наказания России за военные преступления в Украине.
Конечно, Кремль пытается этому помешать, используя в том числе парализованную СБ ООН, и будет параллельно продвигать тему раскола мирового сообщества как один из механизмов влияния при уже рассмотрении дел в отношении российского военно-политического руководства.