Праздник некомпетентности. Для чего Урсуле фон дер Ляйен подставили новое кресло

Чиновники ЕС превратились в замкнутую касту, прикрывающую собственные интересы популистскими лозунгами. Ответом станет рост евроскептицизма и ослабление ЕС
Фото: EPA/UPG

Во вторник, 16 июля, Европарламент утвердил новым председателем Еврокомиссии, главного исполнительного органа ЕС, Урсулу фон дер Ляйен, уходящую с должности министра обороны ФРГ. За нее проголосовали 383 депутата при минимально необходимых 374 из 747, против выступили 327, воздержались - 22. К новым обязанностям фон дер Ляйен приступит с 1 ноября, сменив Жан-Клода Юнкера, который возглавлял ЕК с 1 ноября 2014 г.

В ходе выдвижения кандидатуры фон дер Ляйен на саммите ЕС в Брюсселе 2 июля за нее проголосовали 27 участников из 28 - все, кроме Ангелы Меркель, которая воздержалась, поскольку фон дер Ляйен не поддерживали немецкие социал-демократы, коалиционный партнер партии Меркель в Германии.

И последние станут первыми

Избрание фон дер Ляйен, которого поначалу не ждал никто, стало результатом сложного компромисса. Основной кандидат, имевший наибольшие шансы, голландский социал-демократ и действующий вице-председатель ЕК Франс Тиммерманс был провален усилиями Италии и стран Вышеградской группы - Польши, Венгрии, Словакии и Чехии. Причин было две. Во-первых,  Тиммерманс подходил для этого поста как по опыту, так и по уровню компетентности, и был бы на нем сильной фигурой. Но председатель ЕК - и без того сильная позиция. Комиссия разрабатывает законодательство ЕС, готовит проекты бюджетов Евросоюза и следит их исполнением, а бюджет ЕС на 2019 г. - почти 166 млрд евро. Иными словами, сильная фигура на таком значимом посту - страшный сон аутсайдеров, находящихся в перманентном бюджетном конфликте с Брюсселем, а также всех без исключения лоббистов. Во-вторых, Тиммерманс социал-демократ, что вызвало возражения правых партий.  

По сходным соображениям был отвергнут и кандидат от Европейской народной партии, баварец Манфред Вебер, хотя по общему мнению он был менее подготовлен к руководству ЕК, чем Тиммерман. Но даже сколько-нибудь сильная фигура на посту председателя ЕК, имеющая собственные позиции и взгляды и способная проводить последовательную политику, была европейским бюрократам не нужна. И Тиммерманс, и Вебер в ходе дебатов высказали ясные позиции, предвещавшие последовательные действия. Потому их провал был предопределен. Именно в этот момент и была вброшена в игру фон дер Ляйен, ставшая победительницей. 

В качестве утешительного приза для евролевых и европравых были достигнуты неофициальные договоренности о том, что Тиммерманс сохранит в новой ЕК пост вице-председателя и будет уравновешен справа датчанкой Маргрет Вестагер.

Непотопляемая фон дер Ляйен и эффект Даннинга-Крюгера

Пост председателя ЕК стал для г-жи Урсулы необходимым ей спасательным кругом. Карьера министра обороны ФРГ дала опасную течь и готова была вот-вот пойти ко дну, а во главе ЕК она будет практически неприкасаема для расследования, и тем более - судебного преследования.

Урсуле фон дер Ляйен, урожденной Альбрехт, 60 лет. У нее семеро детей, что необычно для Германии, где в среднем на женщину приходится 1,59 ребенка, и на чем она успешно играет, эксплуатируя темы женского равноправия и "домохозяйки тоже могут". Начав получать образование в Лондонской школе экономики, Урсула затем сменила приоритеты и стала гинекологом. Ее муж Хайко тоже медик. В середине 1990-х семья несколько лет жила в США, где он преподавал в Стэнфордском университете.

В ХДС/ХСС фон дер Ляйен вступила в 30-летнем возрасте, но активно занялась политикой в 43, через три года после рождения младшей дочери, добившись избрания в парламент Нижней Саксонии. В дальнейшем сблизилась с Ангелой Меркель, одно время даже поговаривали, что она может стать ее преемницей.

Несмотря на сравнительно поздний приход в политику, фон дер Ляйен быстро пошла вверх. Во многом это было связано с тем, что ее отец, Эрнст Альбрехт, успел побывать и главой немецкой земли Нижняя Саксония, и генеральным директором ЕК. Это дало Урсуле общее понимание европейской политической кухни, а также возможность опереться на имя отца на старте карьеры.

Особых успехов на занимаемых должностях фон дер Ляйен не добивалась, но успешно маскировала свои провалы, всякий раз уходя еще выше. Ее секрет был в способности размыть и увести в сторону любой вопрос, утопив его в ненужных деталях. В любой непонятной ситуации она рассказывала избирателям о своей большой семье, с приложением мимишных фото, рассуждала о женском равноправии, ставя, опять же, в пример себя, а в крайнем случае - переходила на экологические темы. Такая семейно-женско-экологическая триада позволяла уйти от любой конкретики, одновременно создав образ перспективного и нестандартно мыслящего политика.

В 2005 г. фон дер Ляйен вышла на федеральный уровень: Меркель назначила ее министром по делам семьи, пенсионеров, женщин и молодежи. В 2009-м была избрана в Бундестаг, с ноября 2009-го до декабря 2013-го была министром труда и социальных отношений, а затем стала министром обороны Германии.

Это назначение было обставлено со всем положенным в таких случаях пиаром: подчеркивалось, что фон дер Ляйен стала первой женщиной, возглавившей минобороны, хотя сказать, что хорошего, когда МО возглавляет именно женщина, трудно. Во всяком случае, внятных объяснений этому нет, а разговоры о женском равноправии едва ли могут считаться аргументом.

Увы, первенство не спасло фон дер Ляйен. На новом посту ее ждал полный провал. И если к ее приходу Бундесвер пребывал в печальном состоянии, то к моменту ее ухода, несмотря на крупные вложения, ситуация только ухудшилась. Во многом и потому, что военные фон дер Ляйен просто отторгли.

Понятно, что она была чужой в их среде. Но прояви фон дер Ляйен желание понять специфику возглавляемого ею ведомства, отношение к ней могло бы стать гораздо доброжелательнее. Однако она начала с конфликтов, берясь реформировать то, чего не понимала, да и не стремилась понять, и лишь усугубляя армейские проблемы. Как следствие, неэффективная военная бюрократия, на которую сетовала фон дер Ляйен, придя в МО, стала при ней еще более неэффективной. А приглашение консалтинговых фирм - любимый прием всех чиновников, позволяющий, во-первых, снять с себя часть ответственности, во-вторых, создать видимость бурной деятельности, в-третьих, освоить крупные бюджеты, - обернулось уже полным провалом.

Средства утекали у фон дер Ляйен буквально между пальцев, и нашумевшая  история с ремонтом учебного парусника "Горх Фок II", обошедшимся вместо запланированных 10 млн евро в 135, стала самой известной, но не единственной. Стиль руководства нового министра, пиарившейся в драматических позах на фоне военной техники и топившей в разговорах любое реальное дело, вызвали резко отрицательное отношение к ней не только со стороны генералитета, но и военнослужащих в целом.

Относительно доброжелательный скептицизм, с каким встретили ее назначение, перерос резкую неприязнь. В ответ фон дер Ляйен повела борьбу с правыми настроениями в армии, а также с сексуальными домогательствами, что обернулось рядом уголовных дел и сомнительных приговоров - в общем, стала делать все то, что обычно делают плохие начальники, утратившие контроль над ситуацией, но стремящиеся во что бы то ни стало доказать свою правоту, с обычными в таких случаях последствиями.

В итоге армия ФРГ, переживавшая кризис в момент назначения фон дер Ляйен, впала уже в полную разруху. В январе 2019 г. и спустя два года после крупнейшего в послевоенной истории Германии повышения расходов на оборону, которые, впрочем, все равно не соответствуют нормам НАТО, в Бундестаг был представлен доклад о состоянии дел в армии. Выяснилось, в частности, что необходимо снимать с вооружения основное стрелковое оружие Бундесвера - автомат Heckler & Koch's G36, поскольку при легком перегреве ствола у него катастрофически падает кучность; что в армии не хватает всего, от снаряжения до нижнего белья, так что германским военным в Афганистане приходится использовать гражданские вертолеты и одалживать бронежилеты у военных других стран; что менее половины танков, самолетов и кораблей находятся в пригодном для использования состоянии, а на нескольких кораблях, числившихся в строю, нет вооружения, и что на услуги консультационных фирм McKinsey и Accenture были безрезультатно потрачены миллионы евро.

Последнее и стало причиной особо пристального внимания к деятельности фон дер Ляйен. Хотя, с другой стороны, приглашение корпоративных консультантов для реформирования государственных организаций, неизменно оканчивающееся провалом, стало уже общемировой практикой. Очевидно, корпоративные методы не годятся для государств как таковые.

По итогам доклада была создана парламентская комиссия, которая стала копать глубже и делать открытия, одно удивительнее другого. Прямых обвинений в коррупции против министра, правда, пока не прозвучало, но и того, что весь этот развал проходил под ее формальным руководством, было достаточно для политической смерти.  Тем более что перед глазами фон дер Ляйен был и пример отца, чья карьера оборвалась при похожих обстоятельствах, и тоже в 60 лет.

Спасти фон дер Ляйен мог только резкий прыжок вверх, в такие высоты, где ее не достали бы никакие обвинения, кроме разве что прямого участия в коррупционных сделках. Но если такое участие и было, то оно едва ли доказуемо. А его могло и не быть вовсе: подчиненные с удовольствием развели бы некомпетентное и презираемое ими начальство. Ну а от всех других обвинений, менее тяжких, пост председателя ЕК ее надежно защитит.

Понятно, что спасение фон дер Ляйен обставлено и кулуарными договоренностями.  Слабый, а, следовательно, и легко манипулируемый председатель ЕК - лакомый кусок для очень многих. "Фон дер Ляйен - наш самый слабый министр. Очевидно, этого достаточно, чтобы стать главой Еврокомиссии", - написал в твиттере бывший председатель Европарламента Мартин Шульц еще до ее избрания.

Разговоры и реалии

Соотношение риторики и возможных действий Урсулы фон дер Ляйен вызывает мысль о ее сходстве с Владимиром Зеленским. На словах она - сторонница большей федерализации ЕС, по образцу ФРГ или Швейцарии, и создания общеевропейской армии. Она также призывает оказать поддержку странам, из которых прибывает основной поток беженцев, чтобы устранить причины миграции в Европу, и не раз заявляла, что Европе следует говорить с Россией "с позиции силы".

Все это вызывает у некомпетентных слушателей приступы энтузиазма, но с учетом опыта руководства фон дер Ляйен Бундесвером, нет уверенности в том, что общеевропейская армия сможет говорить "с позиции силы" с кем бы то ни было. Может быть, ситуацию изменят консультанты McKinsey? А если даже и не изменят, то позволят размазать ответственность на всех, когда конкретно никто ни за что отвечать уже не  будет?

Наготове, впрочем, и операция прикрытия. "Наша самая неотложная задача - сохранить нашу планету здоровой, - заявила фон дер Ляйен во вступительной речи, которую произнесла, переходя с английского на немецкий, затем на французский и далее по кругу. - Я хочу, чтобы к 2050 году Европа стала первым климатически нейтральным континентом в мире". Но кто ответит, что означет "климатически нейтральный континент"? Континент без климата вообще? С кругологодичной постоянной температурой?

Впрочем, за планами фон дер Ляйен стоят крупные деньги. Сделав заявку на сокращение выброса парниковых газов к 2030 г. по сравнению с уровнем 1990 г. не на 40%, о чем говорилось ранее, а на 50 или даже 55%, она заявила о необходимости инвестировать в эту программу порядка триллиона евро уже в ближайшее десятилетие. Это, конечно, размах, и даже если реальные инвестиции будут на порядок ниже, явная готовность пролоббировать интересы продавцов "экологичных, но непрактичных" изделий и технологий. Платить же за это придется всем. Как заявила новоизбранная глава ЕК, "выбросы должны иметь цену, которая меняет наше поведение. Все мы и каждый сектор должны внести свой вклад - от авиации до морского транспорта".

Надо сказать, что идеи фон дер Ляйен не впечатлили европейских Зеленых. "Ваш язык был, возможно, сильным, но ваши предложения остаются очень расплывчатыми", - прокомментировал ее выступление Филипп Ламбертс, бельгийский со-лидер их фракции в Европарламенте.

Впрочем, ясно и то, что спич предназначался не ему....

Вторым коньком, на котором гарцевала фон дер Ляйен, стало, само собой, женское равноправие. Это железный резерв, за которым она сможет спрятаться уже при любом, даже самом невыгодном для нее развитии событий. "Мы представляем половину населения, нам нужна наша справедливая доля", - заявила она, подчеркнув, что каждая пятая женщина в ЕС подверглась насилию, и пообещав добиться добавления насилия в отношении женщин в список самых тяжких преступлений ЕС, определенных в европейском союзном договоре.

Общее впечатление от избрания фон дер Ляйен складывается тягостное. Европарламент отступил от собственных принципов, отказавшись от системы Spitzenkandidaten, по которой должность главы ЕК достается ведущему кандидату партии, получившей наибольшую поддержку на выборах в Европарламент - им был Манфред Вебер. Но Вебера сочли недостаточно опытным для такой должности - что же, вот сильный Тиммерман, и стремлением поставить на должность по-настоящему компетентного человека еще можно было бы объяснить отход от процедуры, которую ранее в Европарламенте договорились соблюдать. Но отказ от Вебера в пользу еще более слабой, критически слабой кандидатуры может иметь только одно объяснение: лоббизм превозмог все и всех.

Это, в частности, означает, что сегодняшний ЕС находится в глубочайшем кризисе. И в смысле ответственной политики и политической ответственности он уже ничему не сможет научить Украину - скорее стоит думать о том, чтобы не заразиться его болезнями. Впрочем, судя по результатам выборов президента и рейтингов к выборам в Раду, опасаться нам уже нечего. 

И еще: болезни ЕС все сильнее напоминают российские. Впору вести речь об общемировом кризисе государственного управления и всей публичной политики вообще.