Правительство ищет козла отпущения
В ближайшие недели в Киев приедет глава Еврокомиссии Жан-Клод Юнкер для проверки выполнения соглашения об ассоциации между ЕС и Украиной. О таких планах сообщил замглавы президентской администрации Дмитрий Шимкив 3 февраля. Он даже назвал дату визита: 19 февраля, но она не была подтверждена Брюсселем. Задержка говорит о неготовности украинской стороны рапортовать об успехах.
Украина имеет перед ЕС целый ряд "должков" по соглашению об ассоциации. В частности, в конце января Совет министров ЕС по иностранным делам в своем постановлении заявил о важности ускорения ратификации Украиной Римского статута Международного уголовного суда. Правда, через неделю Петр Порошенко, выступая на Мюнхенской конференции по безопасности, сказал, что для ратификации Римского статута нам понадобится внести изменения в Конституцию. Но большинство пунктов соглашения об ассоциации для имплементации не требуют столь сложных шагов - нужна лишь политическая воля правительства и профильных министерств и ведомств.
К примеру, следует внедрить регуляторную модель, соответствующую стандартам ЕС, и для этого уже в первом полугодии уменьшить количество контролирующих органов с 56 до 28, контрольных функций - с 1032 до 680. Не менее важное требование - реорганизовать НАК "Нафтогаз України" в соответствии с третьим энергетическим пакетом ЕС, причем уже в 2015 г. должны быть созданы ПАО "Магистральные газопроводы Украины" и "Подземные газовые хранилища Украины".
Также до конца текущего года Украина в лице Госветфитослужбы должна переработать и адаптировать к нормам Евросоюза около десятка техрегламентов на мясо-молочные продукты. В целом же в 2015 г. необходимо принять полторы тысячи новых национальных стандартов, гармонизированных со стандартами ЕС и одновременно прекратить действие на территории страны стандартов бывшего СССР.
Однако оптимизм насчет темпов выполнения соглашения об ассоциации тает с каждым месяцем. Не случайно 2 февраля премьер заявил, что хочет учредить в Кабмине должность вице-премьера по вопросам евроинтеграции. О необходимости ее введения Яценюк говорил еще в сентябре, за месяц до парламентских выборов. После выборов эта идея попала в первоначальный проект коалиционного соглашения, где было записано, что первый вице-премьер должен быть одновременно министром по евроинтеграции (очевидно, со своим министерством), "которому предоставляются полномочия по координации деятельности министерств и других центральных органов исполнительной власти в пределах вопросов внедрения соглашения об ассоциации". 14 ноября премьер заявил, что намерен предложить на этот пост "одного из европейских лидеров". В СМИ просочилась информация о том, что рассматривается кандидатура экс-президента Польши Александра Квасьневского, однако дальше слухов дело не пошло. Из окончательного текста коалиционного соглашения этот пункт вообще выпал.
И вот через два с половиной месяца Яценюк возвращается к нереализованной идее. Правда, теперь он уже не говорит о кандидатурах уровня Квасьневского, зато рассказывает, что вице-премьер "фактически и будет ответственным за движение европейских реформ в Украине". Сам нести ответственность премьер не хочет.
Кстати, в ряде министерств уже появились замы министров по вопросам евроинтеграции, в других кандидатуры подбираются. "Это те люди, которые персонально ответственны за имплементацию соглашения об ассоциации", - говорит Яценюк. А курирует это направление замминистра Кабмина - директор Правительственного офиса по вопросам евроинтеграции Наталия Гнидюк. Если по-
явится евроинтеграционный вице-премьер, то возможны два варианта. Первый - когда во всех министерствах замы министров по вопросам евроинтеграции попадают в подчинение этому вице-премьеру, то есть оказываются в двойном подчинении: своему "родному" министру и евроинтеграционному вице-премьеру. Это новшество способно надолго затормозить (если не застопорить вовсе) нормальную работу всех министерств, так же как и дело евроинтеграции. Второй вариант - когда вице-премьер будет лишь курировать соответствующих заместителей министров, но тогда и влиять на них он сможет вряд ли больше, чем сейчас влияет Гнидюк. Зато (как, впрочем, и в первом случае) он будет превосходным кандидатом на роль козла отпущения за все просчеты и провалы.
Опубликовано в еженедельнике "Деловая столица" от 23 февраля 2015 (№8/718)