Избавиться от Шольца. Что вызвало политический кризис в Германии и чего ждать Украине

В начале ноября распалась "светофорная" коалиция в Бундестаге. Формальная причина – конфликт канцлера Олафа Шольца и главы Минфина Кристиана Линднера. Но на самом деле причины глубже

Почему в Германии будут досрочные парламентские выборы

В среду канцлер Олаф Шольц выступил в Бундестаге с правительственным заявлением в связи с распадом коалиции. Досрочные выборы в Германии стали неотвратимыми после переговоров партий, формировавших большинство, и оппозиции. Политические силы согласовали дату всенародного голосования – 23 февраля 2025 года. По процедуре еще предстоит рассмотрение вотума доверия действующему правительству, оно запланировано на 16 декабря. Формальной причиной угасания коалиционного "светофора" стала отставка министра финансов Кристиана Линднера, представлявшего в правительстве "Свободных демократов" — либеральную партию, которая находилась в коалиции с левыми эсдеками и "зелеными". Шольц и Линднер конфликтовали давно, а в начале ноября ссора закончилась отставкой министра. Он предложил провести досрочные выборы в начале 2025 года, в обмен на согласие других членов большинства соглашался на принятие дополнительного бюджета страны и на участие в переходном правительстве до выборов. Шольц назвал поведение Линднера шантажом.

По мнению отдельных экспертов, министр от "Свободных демократов" мог намеренно пойти на обострение конфликта, ведь в случае досрочных выборов его партия точно попадет в следующий парламент и на волне ссоры с непопулярным канцлером еще может улучшить результаты (последние по времени опросы общественного мнения демонстрируют гарантированное попадание политсилы в следующую каденцию законодательного собрания). Это повышает шансы партии войти в новую коалицию уже с блоком ХДС/ХСС, которому социологи прогнозируют первое место. Поэтому Линднер призвал к реформам, заведомо неприемлемым левыми коллегами по коалиции, — к сокращению бюджетных расходов, снижению налогов для состоятельных граждан, а также замедлению перехода к углеродно-нейтральной экономике.

Выборы с рисками

Вместе с тем эксперты отмечают значительные риски для страны в результате правительственного кризиса и досрочных выборов. Первый риск: рост поддержки "Альтернативы для Германии". Соцопрос, опубликованный Bild, зафиксировал рост рейтинга ультраправых за месяц на полтора процента, что связывают не только с правительственным кризисом, но и с так называемым "эффектом Трампа" — подъемом правых популистов на волне победы Дональда Трампа в США.

Второй риск: хотя большинство прогнозов в пользу первенства блока ХДС/ХСС во главе с Фридрихом Мерцом (поддержка правых либералов растет быстрее всего), однако в новом парламенте им придется формировать коалицию, а судя по соцопросам, кроме "Свободных демократов" в ее состав придется включать или эсдеков, или "зеленых". В Германии уже была коалиция ХДС/ХСС и СДПГ в 2018 году при правлении Ангелы Меркель, однако сегодняшняя ситуация отличается от тогдашней. Мерц, которому прочат должность канцлера, в отличие от Меркель существенно правее, ему будет сложно договариваться с эсдеками по ключевому для немцев вопросу — как остановить экономический спад. У правых и левых здесь мировоззренческие разногласия.

Также в СДПГ продолжается внутренняя дискуссия, кто поведет партию на выборы, то есть будет претендовать на должность канцлера — ныне непопулярный Шольц или министр обороны Борис Писториус, который, согласно опросам, популярнее среди немцев, чем даже Мерц. То есть, существует внутренняя проблема лидерства в СДПГ, которая может обостриться во время коалиционных переговоров по результатам волеизъявления немцев в феврале. Если представить большую коалицию между блоком ХДС/ХСС и эсдеками, сразу возникает вопрос места в ней амбициозных фигур Шольца и Писториуса. .

Еще есть "зеленые", которых вести на выборы намерен нынешний вице-канцлер Роберт Хабек. Рейтинг этой партии дает ей хорошие шансы получить немалую фракцию, однако идеологические разногласия по вопросу экологической политики делают почти невозможным пребывание в одной коалиции правых либералов и "зеленых". По данным опросов, немцы среди прочего связывают свои проблемы со спадом промышленного производства, а партия Хабека продолжает отстаивать экологические трансформации, которые, по мнению многих граждан, бьют по их карманам.

Повторят ли немцы политический пируэт американцев

Итак, подытожим. Во-первых, распад коалиции во главе с эсдеками был прогнозируем, поскольку уровень доверия населения к ней и правительству во главе с Шольцом постоянно падал. Ссора канцлера с министром финансов стала просто последним гвоздем в эту коалицию. Во-вторых, одна из ключевых причин распада большинства — падение уровня доверия к канцлеру Шольцу. Немцы, как и американцы, приведшие к власти Трампа, стремятся к решительным шагам и решительному лидерству. И к снова дешевому газу, высоким доходам, стабильности. Первые лица главных партий Германии не занимаются огульным популизмом и не предлагают простых решений, однако существует риск роста рейтингов откровенных популистов с пророссийскими лозунгами типа "АдН" или "Альянса Сары Вагенкнехт".

Последние по опросам пока на грани проходного 5-процентного барьера, но и у ультраправых, и у ультралевых есть бонус по сравнению с традиционными партиями — их вожди не утруждают себя правдой и сложными для рядового избирателя программами. И Сара Вагенкнехт и Алис Вайдель с противоположного правого идеологического полюса попытаются сыграть на желании части немцев отомстить существующим политическим лидерам и традиционным партиям, с которыми связывают свои проблемы. Взлет популизма — современный тренд, благодаря ему политический ландшафт следующего парламента Германии может претерпеть серьезные изменения. Конечно, в случае прохождения туда радикалов в коалицию их никто не возьмет, но у них будет достаточно шумная оппозиция.

В-третьих, хотя уровень поддержки немцами досрочных выборов высок, не менее высок запрос на решительность действий. Шольц не отвечает этому запросу. Его партия победила на выборах в 2021 году, когда в Германии и мире были одни обстоятельства, но после российского вторжения в Украину и связанного с ним разрушения устоявшихся международных политических и экономических устоев вызовы кардинально изменились. Канцлер продолжал поступать по принципу "лишь не произошла эскалация" вместо стать двигателем быстрых и принципиальных решений. Это касается и Германии, и помощи Украине от страны — лидера ЕС.

Не будем подробно описывать все случаи, когда немецкое правительство устраивало политические игры вокруг поддержки Украины, вспомним лишь несколько моментов, демонстрирующих осторожность Шольца. Уволенный министр Линднер обвинил канцлера в препятствовании военной помощи Украине. Заявление похоже на месть, однако даже история с упрямым нежеланием предоставить ракеты Taurus может свидетельствовать в пользу обвинений Линднера. А недавно Шольц сообщил, что поговорит с Путиным "в нужное время", это вроде бы произойдет скоро, в то же время подчеркнул: он ответственный политик, поэтому не будет делать таких шагов самостоятельно. И уже из последних событий: во время выступления в Бундестаге Шольц гордо заявил: считает правильным свой вклад в недопущение эскалации. После чего объявил о предоставлении нам шестой системы ПВО IRIS-T.

Очень похоже, что тренд на лидерскую решимость станет одним из ключевых во время избирательной кампании. Поэтому в личном рейтинге Писториус и обогнал Шольца. Мерц же обещает предоставить Украине ракеты Taurus и в целом снять существующие преграды для поставки оружия нашему государству. То есть, перезагрузка немецкого парламента и смена правительственной команды — полная в случае проигрыша эсдеков, или частичная при сохранении СДПГ должности канцлера, но не Шольца — внушает легкий оптимизм. С погрешностью на то, что предвыборные обещания часто остаются обещаниями.