Брат-близнец украинцев. Почему выборы президента в Болгарии ничего не меняют

Болгарам предложили очередные выборы без выбора
Фото: EPA/UPG

Победителем президентской гонки в Болгарии после второго тура, как и ожидалось, стал выдвиженец от Соцпартии, бывший главком ВВС страны Румен Радев. Он с двукратным перевесом (60% против 27%) обошел ставленницу правящей правоцентристской партии ГЕРБ Цецку Цачеву. В результате правительство Бойко Борисова уходит в отставку, а официальная София перестанет даже для приличия стесняться пророссийского вектора в своей внешней политике. Однако, по большому счету, эти выборы мало что изменили.

Отношение граждан к политическому классу в Болгарии можно охарактеризовать так: искреннее, неоплачиваемое, честное и хорошо обдуманное недоверие.  Болгары с подозрением относятся ко всем институтам власти, изъеденным коррупцией. Именно с таким настроением страна подошла к президентским выборам. Парламент пользуется поддержкой всего 8% граждан, генеральный прокурор вызывает доверие лишь у 10%, правительство поддерживают целых 16%, а президента - аж 21%. 

Причины этого недоверия понятны, пожалуй, любому, кому довелось жить на постсоветском пространстве - не ограниченный рамками закона лоббизм, олигархические и узкопартийные интересы, оторванность от реалий, в которых живет подавляющее большинство граждан. 

Нынешняя избирательная гонка лишь четче очертила серьезные внутриполитические проблемы, которые раздробленное  болгарское общество все менее и менее способно разрешить. Общепринятое клише - в Болгарии продолжается переходный период. Что как бы само собой подразумевает процесс перехода от тоталитарного общества коммунистического режима к демократическим ценностям современной объединенной Европы.

На самом деле, Болгария успешно завершила свой период переход. Но переход этот оказался крайне далек от описанного. Индикатором направления, к слову, является то, что, несмотря на ее членство в ЕС и НАТО и попытку строительства рыночной экономики, в Болгарии очень невелико количество независимых средств массовой информации. 

Страна прошла через трансформацию политической монополии власти коммунистической партии в криминальную и олигархическую экономическую модель, при которой основные общественные ресурсы и политические методы всецело обслуживают интересы вновь сформированных олигархических кругов. При такой модели название конкретной партии, консумирующей власть в данный момент, не имеет значения. Криминальные переплетения и экономические взаимозависимости между экономико-политическими кланами настолько сильны, что любое сопротивление или даже сама идея проведения реальных реформ подавляется на самой ранней стадии.

Второй момент, тесно связанный с первым, состоит в том, что Болгария, бывшая "шестнадцатая республика" СССР,  не имеет ни сил, ни желания для слома этого статус-кво и теперь смиренно играет отведенную ей Кремлем роль троянского коня России в ЕС. В своем интервью болгарской газете "Капитал" постпред РФ при Евросоюзе Владимир Чижов, к слову, без стеснения говорил об этом: "Благодаря традиционным дружеским отношениям Болгария интересна для нас и как член ЕС, и этот интерес не только экономического характера. Болгария в выгодной позиции для вклада в отношения между ЕС и Россией. И мы рассчитываем, что она будет нашим особым партнером, своеобразным троянским конем в ЕС, естественно, вне негативного оригинального смысла этой метафоры".

Увы, г-н Чижов не потрудился объяснить, как вообще можно провернуть очистку понятия "троянский конь" от негативных коннотаций.

Россия влияет на политические процессы в Болгарии прежде всего экономически: корпоративное присутствие, прямые инвестиции, торговые отношения, а также частная собственность и инвестиции, которые составляют не менее 16,9% от общей суммы ВВП республики.  
Каналами влияния Москвы являются пророссийские силы. К услугам Кремля - Болгарская социалистическая партия, до смены вывески бывшая Коммунистической; АБВ - "Альтернатива - болгарское возрождение", партия экс-президента Парванова, известного своим агентурным именем "Гоце" и сотрудничеством с Государственной Безопасностью (болгарское КГБ), а также множество других партий и фигур, в прошлом связанных с номенклатурой и аппаратом НРБ. Многие вроде бы проевропейские деятели склонны, тем не менее, к ностальгии, и тоже играют на руку Москве. Это можно отнести как к уходящему премьеру Бойко Борисову, так и к его партии ГЕРБ.

В последнее время это влияние становится все серьезнее благодаря пропаганде через средства массовой информации. Немаловажная роль в этом отводится и пророссийским сайтам, которые фактически создают альтернативную реальность как через статьи, так через анонимные комментарии под ними.

Эта параллельная информационная реальность множится в псевдоплюралистической атмосфере фасадной демократии. Здесь используются приемы, хорошо, должно быть, знакомые и украинской аудитории: черный пиар, клеветы, разжигание ненависти и откровенная ложь. К примеру, не так давно лидер правой и проевропейской партии "Демократов Сильной Болгарии" подвергся атаке посредством публикаций откровенно гомофобского содержания, которые не имели никакого отношения к истине, объективности и профессионализму. В целом же, по позаимствованному у "старшего брата" шаблону болгарские СМИ описывают активистов, НПО, прозападных аналитиков и комментаторов как вредных для общества иностранных агентов и халявщиков, сидящих на грантах американских фондов. И если вычеркнуть имена, то нетрудно запутаться, где вещает киселевский "Первый канал", а где - любое из зависимых от политического класс средств массовой информации.

Политический же выбор сводится к досадному, но бесконечному поиску "меньшего зла" между кандидатами.

Фавориты президентской гонки отличались, в основном, оттенками своей пророссийской ориентации. Отсутствие национальной повестки дня и зависимость от российских геополитических интересов внесли небольшое разнообразие в их позиции. В основном - в то, какие выносились на обсуждение темы из этого списка: поддержка аннексии Крыма, против санкций относительно России, за АЭС "Белене", за "Южный поток", российское оружейное лобби, контрабанду оружия и так далее.

Так, и выдвиженец от левой АБВ Ивайло Калфин, и кандидат от националистической коалиции "Объединенные патриоты" (вроде бы правой, но включающей ультралевую пророссийскую партию Волена Сидерова "Атака"), Красимир Каракачанов, едва ли не по одной шпаргалке оправдывали аннексию Крыма примерами Абхазии, Осетии и Косово, и утверждали, что санкции против России вредят только Евросоюзу. 

Массово кандидаты поддерживали строительство АЭС "Белене", замороженное по требованию ЕС. Один из них, экс-премьер Орешарский, планировал возобновление проекта еще в 2013 году, когда  был в должности.  БСП, выдвинувшая в президенты экс-главкома ВВС Болгарии Румена Радева, является основной движущей силой "распила", то ли сопутствующего, то ли составляющего основу проекта "Белене", а его конкурентка Цецка Цачева открыто поддержала проект на референдуме в 2013 году. 

Можно много писать, но как уже было сказано, разница между участниками - включая фаворитов - президенсткой гонки сводилась разве что к нюансам их пророссийской ориентации...

Один-единственный кандидат - Трайчо Трайков, занимал открытую категоричную проевропейскую позицию и не подвергал сомнению членство Болгарии в НАТО, но он шел от правоцентристской коалиции "Реформаторский блок", которая сильно скомпрометирована в глазах болгарского избирателя из-за поддержки и участия в аппарате власти. Сам блок, обратный отсчет для которого идет полным ходом из-за множества внутренних противоречий, породил много шуток в Болгарии. Они связаны с шизофренической позицией коалиции, которая одной своей частью участвует во власти и даже имеет собственных министров, а другой своей частью находится в оппозиции к правительству. В результате этот вроде бы вменяемый кандидат до второго тура не добрался, заняв лишь шестое место. 

Один из самых известных болгарских политических карикатуристов, Христо Комарницкий, недавно написал:

"Режим Борисова не имеет ничего общего с евроатлантическими ценностями. По существу - это полумафиозное, полуфеодальное управление, базирующееся на страхе, рэкете, коррупции и беззаконии. Этот волюнтаристский режим держится на слабых плечах десятков, сотен тысяч униженных, трусливых, подлых, алчных, коррумпированных, рабских душ.  И неспособных. Наличие "теплой" государственной  службы не делает их "правыми".  А махинации "братвы", в которые они успели вляпаться, нельзя назвать реформами". И это относится не только к пока правящей коалиции, но к каждой болгарской партии, которая имеет шанс взять власть.

При таких раскладах любые выборы являются таковыми лишь отчасти - в том, что касается формы, но никак не сути. И президентские выборы - не исключение. Второй тур продемонстрировал это особенно ясно. Выбор между невзрачной до безличия экс-секретарем компартии, верной прислужницей лидера Бойко Борисова в парламенте и экс-шефом ВВС, пилотом "мига", которому принес известность конфликт с премьером Болгарии, министром обороны и парламентом из-за "воздушной полиции" НАТО (истребительных патрулей альянса над Болгарией) - расклад, как в телемагазине.

Оцените красоту игры: натовский генерал, выдвинутый сменившими вывеску коммунистами-антинатовцами. Воистину, как заметил в своем единственном романе Джузеппе Лампедуза, чтобы все осталось по-прежнему, все должно измениться. Хотя, по большому счету, произошла всего лишь замена фасада. За ним остались те же. Складывается впечатление, что эта "деревня" строится по заветам светлейшего князя Потемкина. Так что вряд ли будет большим преувеличением сказать, что страну ждет формальное продолжение реформ и неформальный статус 86-го субъекта Российской Федерации в смысле коррупционно-олигархической зависимости. Редкое постоянство, увы. Так что остается разве что уповать на высшие силы. Да хранит Болгарию Бог!

Асен Генов - популярный в Болгарии блоггер и гражданский активист