Постсоветские союзники отвернулись от Москвы

В российских СМИ поднимается информационная волна о привлечении союзников по ОДКБ для войны на стороне Башара Асада
Фото: twitter.com/golub

В прессе Имперского Государства (меткое выражение Игоря Романенко, экс-замначальника Генштаба ВСУ) начинает распространяться идея задействования партнеров по Организации Договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в частности Беларуси, в сирийском военном конфликте. Старт был положен в статье российского журналиста Алексея Арцахова на сайте Сегодня.ru, после чего его публикация разошлась по ряду других СМИ, в том числе в критичном свете была подана оппозиционным белорусским изданием "Хартыя'97".

Статья пронизана "страхами и ненавистью на Красной площади" — к НАТО, Госдепу, их сателлитам и прочим врагам "русского мира", уже въевшимся в разум граждан РФ на уровне инстинктов, но главный посыл — Москва "воюет" с мировыми терроризмом, а чем заняты ее союзники? Автор великодушно "освободил" от помощи Таджикистан, который борется с террористами Талибана на границе. Однако в состав ОДКБ входят еще Армения, Казахстан, Киргизия и, собственно, Беларусь. Вот к ней и выдвинута претензия: дескать, проводятся совместные военные учения, есть совместная база в Барановичах — и? Арцахов пишет: "Так почему же, почему на нашей авиабазе в Хмеймиме до сих пор не квартирует пару звеньев истребителей белорусских ВВС с нашей совместной базы в Барановичах? Ведь мы так чудесно интегрировались, экипажи прекрасно знают друг друга, не раз выполняли совместные учебные задачи. Не пора ли Лукашенко не на словах, а на деле показать братскую любовь двух славянских народов?". А затем называет поведение белорусского лидера непорядочным.

Москва остро нуждается в союзниках в регионе — это факт, но захочет ли Александр Лукашенко на фоне очевидного потепления во взаимоотношениях с Евросоюзом, который на четыре месяца отменил санкции в отношении 170 физ- и юрлиц, встрять в этот конфликт, подвергнуть риску результаты планомерно выстраиваемой внешней политики, отправить в Сирию своих пилотов? Президент Беларуси продолжает на полную катушку использовать прогресс в диалоге с Европой. И, кстати, мировые рынки положительно отреагировали на это, "полюбив" долговые обязательства Минска. Бацька уже согласен и на экономические реформы по рецептам МВФ. Так зачем Лукашенко в свете последних событий, да еще столько времени умело удерживающемуся на двух стульях (дружит и с Москвой, и с Западом), в корне менять ситуацию?

С другой стороны, саммит ОДКБ, который проводился в Душанбе в середине сентября этого года, аккурат накануне решения о введении Россией войск в Сирию, наталкивает на мысль, что вышеупомянутая статья является закономерной информационной составляющей тщательно разработанного в Кремле плана. Тогда, напомним, Владимир Путин очень много времени уделил сирийскому вопросу и необходимости оказания Башару Асаду военной помощи. Президент Беларуси покивал и согласился на усиление военной мощи и механизмов кризисного реагирования в условиях обострения ситуации на границах государств Договора. После чего был подписан пакет документов о стратегии коллективной безопасности сроком на 10 лет, которая, в частности, касается укрепления Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ авиацией.

Через Организацию Договора, возможно, пока на Беларусь давить никто не станет. Но даже если это и случится, то Лукашенко, всегда придерживающийся собственной линии, гарантированно сумеет отклонить призыв отправить контингент в Сирию, не особо волнуясь по поводу недовольства Белокаменной

То есть вроде были предпосылки к тому, что другие члены ОДКБ присоединятся к российским ВКС в Сирии, но в начале октября генсек Николай Бордюжа подчеркнул, что союзные войска пока "не будут привлекаться к воздушной операции России в Сирии". 18 ноября он сказал, что страны ОДКБ готовы к отражению террористической угрозы, но тут важно уточнение "на своей территории". Не считает, что Беларусь отправит войска в Сирию, и "опытный", хоть и несколько уставший уже, оппозиционер Мечислав Гриб, спикер парламента страны в 1994-1996 гг., который прекрасно знает характер и взгляды Лукашенко.

Кроме того, не стоит забывать, что Минск и ОДКБ связывают довольно непростые отношения. Лукашенко уже не раз выступал с демаршем в отношении организации. Так, из-за "молочной войны" с Россией летом 2009 г. он фактически сорвал создание этих самых Коллективных сил безопасности. В конце октября того же года его, скажем так, "уломали", и он подписал все документы, необходимые для их создания. Но осадок-то остался. А в следующем — 2010 — году белорусский лидер раскритиковал ОДКБ за отказ оказать военную помощь Киргизии, где вспыхнул гражданский конфликт.

Иными словами, через Организацию Договора, возможно, пока на Беларусь давить никто не станет. Но даже если это и случится, то Лукашенко, всегда придерживающийся собственной линии, гарантированно сумеет отклонить призыв отправить контингент в Сирию, не особо волнуясь по поводу недовольства Белокаменной. Ведь смог же он превратить историю с российской авиабазой на территории Беларуси, создание которой руководство РФ считало состоявшимся фактом, в цирк, когда заявил, что ничего не знает о строительстве. Сомнительно и то, что у России, терзаемой экономическими санкциями, найдется нечто, что послужит для Минска достаточной компенсацией вполне реальных геополитических потерь.

Следом за Лукашенко аналогичным манером "соскочат" и остальные главы стран —членов организации. Так что ОДКБ вряд ли можно считать полноценным военным блоком: она скорее наследует средневековую модель сюзерен-вассалы со всеми присущими ей уязвимостями. Это, кстати, очень наглядно продемонстрировала история со сбитием турецкими ВВС российского бомбардировщика в Сирии: Москва даже не пыталась обращаться к союзникам за поддержкой. Те же совсем не горели желанием ее выражать. Они этого, к слову, так и не сделали.