Посол преткновения. Зачем Молдова отозвала главу дипмиссии в Москве
Посол Молдовы в России Дмитрий Брагиш был внезапно отозван на родину. Официальные причины не сообщаются. Среди причин возможных, но не озвученных, сведущие люди называют финансовые злоупотребления и пятна в биографии. Вспоминают, к примеру, скандалы, возникавшие в связи со сдачей посольских помещений российским арендаторам, отчего консульские службы переезжали в подвал, перепродажу автомобилей с дипломатическими номерами и прочие художества в таком же духе.
Вспоминают и о совместных бизнес-проектах с Иланом Шором - олиграхом и мэром Оргеева, уже более года находящимся под домашним арестом и избежавшим тюрьмы только благодаря показаниям на другого именитого сидельца - экс-премьера и экс-председателя Либерально-демократической партии Владимира Филата. А ещё припоминают, что в сентябре 2016 г. румынское издание Inconstantin.ro опубликовало список молдавских политиков и бизнесменов, сотрудничавших с КГБ СССР, в котором Брагиш фигурировал под псевдонимом Дак.
Но едва ли эти разборки вынесут на публичное обозрение в ближайшее время. В будущем - да, возможно. Но не сейчас. Потому, что дело сейчас не в них. Брагиш был послом в России с 2015 г., и ни скандалы, ни разоблачения никак на него не влияли. А тут вдруг взяли, и отозвали. Почему? Непонятно даже, кто поедет на освободившееся место.
Именно эта неопределенность и есть настоящая причина отзыва. Потому, что Брагиш - не первый, кто пал в дипломатической войне, развернувшейся между правительством Молдовы - с одной стороны, и президентом Игорем Додоном - с другой.
В чём суть войны? В том, что послов в Молдове сначала утверждает правительство, а потом президент. А между президентом Молдовы Игорем Додоном и остальной молдавской властью существуют разногласия по принципиальному вопросу: Додон хочет, чтобы вся власть в Молдове принадлежала ему, а его оппоненты этого не хотят. Спор будет разрешен на парламентских выборах 2018 г. А до тех пор - тлеющий конфликт.
И если правительство утверждает посла, то президент может упереться и зарубить его кандидатуру. В последнее время таких случаев было три из девяти. Додон тормознул назначение послов Молдовы в Великобритании, Беларуси и Австрии. И Брагиш, который на посту посла Молдовы в России устраивал Додона более чем полностью, - это симметричный ответ правительства. Причём ответ двойной.
Во-первых, критически важная для Додона позиция станет теперь частью общего торга. А во-вторых, свободный Брагиш, вернувшийся в молдавскую политику, будет для Додона крайне неприятным раздражителем.
Дело в том, что России не нужна полная победа Додона на парламентских выборах 2018 г. В России не верят Додону, и, кстати, правильно делают. России нужно управляемое из Кремля коалиционное большинство в новом парламенте, часть которого принадлежала бы Партии социалистов, где председательствует Додон, а часть - какой-нибудь другой, но тоже зависимой от Москвы, партии. Вот только такой партии в Молдове пока нет. Её предстоит создать из того, что есть в наличии, и за роль её лидера идет подковерная борьба. Претенденты один за другим летят в Москву и бьют челом в двери администрации Путина. А Брагиш - он уже в Москве. У него все московские связи актуализированы. И, входя в эту гонку, он ломает всем их уже выстроенные планы. А сам при этом имеет очень недурственные шансы на успех.
С другой стороны, Брагиш, вернувшийся в политику, довольно уязвим. Он был премьером при Петре Лучинском и - недолго - при Владимире Воронине, и на его премьерство пришелся один из пиков приватизации. То есть при желании на Брагиша можно накопать массу интересных эпизодов, которых хватит на тюремный срок. Причем не один.
А можно и ограничиться каким-нибудь лайт-вариантом. Припомнить, скажем, только сотрудничество с КГБ, добавив красочных деталей. Или только деятельность в Москве в качестве посла и злоупотребления посольскими полномочиями. Или вообще ничего не припоминать, а договориться полюбовно с лидерами двух половинок пророссийского большинства - с Додоном и с Брагишем. В том, конечно, случае, если из этих половинок по результатам выборов 2018 г. начнет вырисовываться пророссийское большинство.