• USD 41.9
  • EUR 43.5
  • GBP 52.4
Спецпроекты

Последняя зона. Когда начнется и чем закончится новая большая война в Сирии

Сирия опять обещает вернуться на первые страницы мировых СМИ. И опять как место очередной гуманитарной катастрофы
Фото: Getty Images
Фото: Getty Images
Реклама на dsnews.ua

В пользу столь неутешительных прогнозов говорит не только активизация поддерживающих Башара Асада войск в районе последней оставшейся в стране зоны деэскалации, проявлением чего стала, например, бомбардировка российской авиацией жилых массивов в сирийской провинции Идлиб, о чем "ДС" уже писала (по последним данным западных СМИ, жертвами атаки стали 13 мирных жителей). Для продолжающейся в Сирии уже семь лет гражданской войны такие акции не редкость.

Но нынешняя ситуация сопровождается беспрецедентной информационной подготовкой грядущей спецоперации по зачистке последнего оплота сирийской арабской оппозиции (восточные районы страны контролируются курдами, но это отдельная большая тема). С российской стороны в ней приняли участие не только пропагандисты и генералы, заявляющие, что террористы готовят "химическую провокацию" в Идлибе, дабы обвинить Дамаск в использовании отравляющих веществ против мирных граждан. И даже не только российский министр иностранных Сергей Лавров, заявивший, как уже писала "ДС", что Идлиб используется "террористами" для атак на позиции сирийской армии и российскую авиабазу Хмеймим. Или пресс-секретарь российского президента Дмитрий Песков, назвавший провинцию "рассадником терроризма".

На этот раз к ним присоседился и их главный начальник, повторивший 7 сентября во время трехсторонней встречи лидеров Ирана, России и Турции жесткие обвинения своих пропагандистов в адрес антиасадовских сил. "Оставшиеся группировки экстремистов в настоящее время сосредоточены в зоне деэскалации в провинции Идлиб. Террористы предпринимают попытки сорвать режим прекращения огня, более того, осуществляют и готовят различного рода провокации, в том числе с использованием химического оружия", - заявил Владимир Путин в Тегеране.

Нетрудно заметить, что в этой риторике использованы практически все основные принципы военной пропаганды, изложенные британским дипломатом лордом Понсонби в книге "Ложь во время войны" еще в 20-х годах прошлого века. Напомним, что первые два из них гласят "Мы не хотим войны" и "Война ведется только по вине противника", а российская пропаганда доказывает неизбежность атаки на Идлиб именно угрозой, исходящей от сконцентрировавшихся в этой провинции "террористов". Также сейчас активно используются принцип военной пропаганды "Враг использует запрещенное оружие" и даже указывается, что причастными к провокации с химическим оружием будут участники организации "Белые каски", уже неоднократно доказывавшие применение асадовским режимом отравляющих веществ против своего народа. И это несмотря на то, что предыдущая попытка обвинить эту организацию в подобной провокации с треском провалилась: кадры, на которых было запечатлено якобы создание "Белыми касками" постановочного видео о последствиях химатаки, были взяты из пропагандистского сирийского то ли художественного, то ли псевдокументального фильма, о том, как эта НКО намеренно очерняет сирийский режим.

Кроме беспрецедентной информационной "артподготовки", прогнозы о начале в ближайшее время (некоторые СМИ пишут о 10 сентября) масштабной операции по "окончательному решению оппозиционного вопроса" на Западе Сирии, подтверждает и совпадение наиболее благоприятных в данном плане для Дамаска и поддерживающих его Москвы и Тегерана обстоятельств.

Во-первых, как пишет "Радио Свобода", позже проведению подобной операции будут мешать зимние туманы, которые осложнят применение российской авиации.

Во-вторых, Москва, Тегеран и Дамаск увидели практически полное нежелание Запада вмешиваться во время ликвидации трех остальных "зон деэскалации", которые были учреждены только в прошлом году. "Прилетело" асадовцам только в ответ на применение химоружия во время ликвидации оппозиционного анклава в Восточной Гуте. А способствовало этому невмешательству не в последнюю очередь наличие среди антиправительственных сил и боевиков исламистских организаций, в том числе одиозного "Исламского государства". И сейчас ситуация может повториться, так как в Идлибе есть не только формирования умеренной сирийской оппозиции, но и отряды называемой сирийским филиалом "Аль-Каиды" организации "Хуррас ад-Дин" и наследницы "Джебхат ан-Нусры" - "Хайат Тахрир аш-Шам". Именно они объявляются Сирией, Россией и Ираном объектом атак их военнослужащих и ополченцев. А то, что со времени вмешательства РФ в 2015 г. под ударами ее авиации погибло намного больше умеренных оппозиционеров и мирных жителей - это "издержки производства".

Реклама на dsnews.ua

В-третьих, для наступления асадистов на оппозицию сейчас довольно благоприятная геополитическая обстановка. Им надо поспешить, пока Дональд Трамп выступает массовиком-затейником на митингах республиканских кандидатов, пользуясь видимыми успехами американской экономики. Ведь скоро может грянуть очередной скандал, похлеще чем книга Боба Вудворда или опубликованная в "Нью-Йорк Таймс" статья анонимного высокопоставленного чиновника о внутреннем сопротивлении в Белом доме политике Трампа. Или даже выяснится, что экономические успехи Трампа - явление весьма временное, в пользу чего говорит рост (а не обещанное президентом снижение) торгового дефицита США, являющийся результатом затеянных 45-м хозяином Овального кабинета торговых воен. А в таких обстоятельствах у американских президентов принято (доказано синим платьем Моники Левински) отвлекать внимание публики при помощи авиационных или ракетных ударов по "врагам Америки" (Ким Чен Ын, видно, "запах жареного" уже почувствовал и снизил на днях градус напряженности, пообещав денуклеализироваться аккурат к возможной кампании по переизбранию Трампа, чем еще больше развернул направление отвлекающего удара в сторону Сирии).

Так что в интересах проасадовских сил не упустить текущий момент. Особенно это касается РФ, которая сейчас может не только выставить свою поддержку Асада как предмет торга в свете приближающихся санкций из-за "дела Скрипалей" (подробно "ДС" об этом уже писала). Но и полностью отбомбиться по Идлибу в рамках своих обещаний Дамаску и Тегерану, а когда Запад начнет шевелиться, сказать, что туманы не позволяют ее авиации работать. И предоставить сирийским и иранским силам самостоятельно зачищать жилые кварталы Идлиба. Заодно предоставив их в полное распоряжение западных (и возможно турецких, но об этом ниже) вооруженных сил, чья авиация может оказаться более приспособленной к работе в условиях осенне-зимних сирийских туманов. В пользу подобного сценария поведения России говорят и жалобы российских военных на то, что Асад настолько сильно "зазвездел", что кремлевские звезды ему уже нипочем, а значит, было бы неплохо немножко проучить и его, и все более контролирующих его иранцев.

Тем более что подобный сценарий наименее опасен и для отношений России с Турцией, чей президент тщетно пытался уговорить соратников по астанинскому процессу из России и Ирана отложить ликвидацию зоны деэскалации в Идлибе. Понятно, что Эрдоган, призывая лидеров Ирана и России пойти на прекращение огня, больше думал о тех трудностях, которым подвергнется и так больная турецкая экономика, когда к уже имеющимся в его стране трем миллионам сирийских беженцев присоединится еще приблизительно столько же жителей Идлиба, чем о данных в Астане обещаниях безопасности тем антиасадовцам, которые согласятся переместиться в зоны деэскалации. Однако то, как Путин и Рухани отмахнулись от его предложений повременить с атакой (читай: дать Турции хотя бы возможность лучше подготовиться), вряд ли поспособствует желанию турков чем-то помогать скорейшему завершению операции в Идлибе. Скорее наоборот, Анкара будет заинтересована в предоставлении ориентирующимся на нее антиасадовским умеренным оппозиционерам дополнительных средств как бы для уничтожения дислоцирующихся в регионе исламистов. Ну а то, что эти средства оппозиционерами будут использованы и для задержки продвижения асадитов, что поспособствует Турции лучше подготовить и свои границы, и свои войска в занятых ею северных сирийских провинциях, это уже "мы не виноваты".

Так что у Москвы очень серьезные резоны спровоцировать Дамаск и Тегеран на наступление, а самой "отстреляться и смыться" не подвергая свои самолеты опасности испытания на себе возможностей западных и турецких ПВО (о "ноже в спину" в виде сбитого турками в 2015 г. штурмовика в Москве помнят). Тем более что при всей неоднозначности ситуации для Турции, эта страна может попытаться извлечь из нее выгоду. Например, объяснив сложившимися обстоятельствами резкий разворот в сторону США, что очень поможет в плане сглаживания разногласий с ними. Ведь нарастающая конфронтация в отношениях Вашингтона и Анкары вредит прежде всего последней.

Ну а не успевшим эвакуироваться из Идлиба сирийцам останется только посочувствовать.

    Реклама на dsnews.ua