Последний шанс Трампа. История фальсификаций в США
Кандидат-республиканец Дональд Трамп постепенно проигрывает выборы демократу Хиллари Клинтон после череды скандалов и поражений во время всех трех раундов дебатов. Сейчас перевес у бывшего госсекретаря составляет, по разным оценкам, от 7 до 9 процентных пункта.
Чтобы спасти положение Трамп включает в свою избирательную кампанию тезис о потенциальной угрозе фальсификации выборов, стремясь создать образ неудобного, правдивого и сильного кандидата, которого не понимают и не принимают демократы, а также республиканцы. Внесистемного. Играет на жалость в общем. И все чаще твердит о заговоре демократов со СМИ и фальсификации. На что 18 октября действующий президент Барак Обама, поддерживающий Клинтон, "попросил мистера Трампа прекратить нытье и попытаться получить большее количество голосов".
В штабе миллиардера говорят, что примут результаты выборов, если не будет массовых нарушений, а тем более, если Трамп победит на выборах. Политэксперты и представители обеих партий в свою очередь заявляют, что утверждения Трампа безосновательны, ведь выборы в США защищены от нарушений многоступенчатой системой контроля.
Однако, несмотря на явно манипулятивный характер заявлений кандидата от "слонов" о фальсификации, следует признать, что избирательная система в США не является 100%-ной защитой. Последние годы процент масштабов фальсификаций не превышает 0,001%, однако в истории выборов Штатов были случаи кулуарных договоренностей, махинаций с государственным устройством и даже физического устранения оппонентов.
Например, на выборах 1800 года в соперничестве с федералистами республиканцы (не путать с нынешними республиканцами) планировали обойти систему. Но сначала немного проясним. В современной избирательной системе имеют значение и общенациональное голосование, и Коллегия выборщиков. Но зачастую последнее слово именно за выборщиками - выдвигаемых делегатов от каждой партии: сенаторы, конгрессмены, популярные политики или люди, лично близкие к кандидату в президенты. Каждый выборщик отдает один голос за кандидата в президенты, а второй за вице-президента.
Однако в начале XIX века избирательная система была немного иной. Тогда каждый выборщик отдавал свои два голоса за кандидата в президенты, а вице-президентом становился его оппонент. В 1800 году за пост главы государства боролся Томас Джефферсон (республиканец) и Аарон Бурр (федералист). Республиканцы намеревались проголосовать так, чтобы один выборщик отдал лишь свой один голос и Джефферсон обошел федералиста на один этот голос. Правда сопровождавшая выборы неразбериха привела к тому, что оба получили равное количество голосов. Выборы перешли в Палату представителей, где правили федералисты. Ход выборов зашел в тупик, из которого их вывел другой федералист Александр Гамильтон, люто ненавидевший своего соратника Бурра. Благодаря ему президентом стал Джефферсон, а в 1804 году 12-й поправкой выборщикам оставили один голос для кандидата в президенты (второй отдавался вице-президенту).
В 1820 году за кресло президента боролись республиканцы Дэниел Томпкинс и Джеймс Монро (федералисты распались). Монро был южанином из семьи плантаторов. Он с легкостью одержал победу, но на время тех выборов припало снижение количество голосов штата Массачусетс (с 22 до 15), чтобы создать противовес из штата Мэн новому рабовладельческому штату Миссури. То есть на ход выборов пытались повлиять, перекроив карту.
В 1836 году в выборах участвовала оппозиционная демократам Эндрю Джексона Партия вигов, которая стремилась "разбавить" голоса за кандидата Мартина Ван Бюрена, выдвинув сразу трех кандидатов. Виги надеялись на патовую ситуацию, которая приведет к избранию нового президента Палатой представителей, где конечно же было бы проще добиться победы. Правда план не состоялся и Ван Бюрен получил-таки большинство.
Через примерно 30 лет после этих выборов Штаты переживали тяжелые времена, а точнее Гражданскую войну, завершившуюся победой северян-республиканцев над плантаторами-демократами с юга. За этой победой последовала республиканская программа "Реконструкции" под предводительством героя войны Улисса Гранта.
Этот режим сопровождался вводом войск в южные штаты с целью их реинтеграции. Грант был президентом два срока, но в 1876 году должен был быть избран новый лидер. Те выборы назвали одними из самых "грязных" в истории США. Дело в том, что администрацию Гранта обвиняли в коррупции, вследствие чего несколько видных республиканцев лишились должностей, а перед партией в целом замаячила неутешительная перспектива проиграть южанам.
Республиканцы со скрипом - с седьмого раза - выдвинули кандидатом никому неизвестного Ратерфорда Хейса, который проиграл губернатору штата Нью-Йорк, демократу Сэмюэлю Тилдену. Демократа поддержали не только в Нью-Йорке, но весь Юг. Хейс сдался, но не сдался Грант, который контролировал избиркомы.
Он ввел войска в южные штаты (Южная Каролина, Флорида и Луизина). Там начался "пересчет" голосов, в результате которого выиграл Хейс с перевесом лишь в один голос выборщика. Напряжение выросло многократно и вело к новой гражданской войне. Чтобы избежать этого демократы и республиканцы кулуарно договорились об обмене: республиканцам - пост президента, а демократам - отмену "Реконструкции". Рабство демократам вернуть не удалось, но они нашли альтернативу, известную как "Компромисс 1877". В частности, афроамериканцы и мексиканцы лишились возможности голосовать благодаря закону о "налогах на выборы", которые большинство меньшинств платить не могли из-за бедности, а также "дедушкиной оговорке" (могли голосовать лишь те неграмотные, которые лично или их предки имели это право до гражданской войны, т.е. только белые).
Выборы 1884 года нельзя назвать такими, которые сопровождались случаями прямой фальсификации. Однако чересчур "грязную" кампанию можно отнести к непрямой фальсификации. Борьба демократа Гровера Кливленда и республиканца Джеймса Блейна велась в рамках личностных ударов. По второму был нанесен удар, когда на свет достали компрометирующие письма, согласно которым сенатор продавал влияние бизнесу в обмен на поддержку и гранты на федеральную землю. Кливленд имел репутацию честного человека, но и у него был скелет в шкафу, а точнее бастард в сиротском доме. Впрочем, ему все же удалось выиграть гонку.
Кровавыми можно назвать выборы 1936 года. Если точнее, то кровавыми они стали до официального выдвижения в кандидаты на пост президента от демократов сенатора от штата Луизиана Хью Лонга. На предыдущих выборах радикальный популист Лонг поддерживал демократа Франклина Рузвельта, но после между ними произошел конфликт и Лонг фактически перешел в оппозицию к президенту.
Лонг хотел увеличить налоги для богатых и корпораций, чем завоевывал любовь электората и его растущая популярность сильно беспокоила Рузвельта, который сравнивал сенатора с Гитлером Муссолини. Тут, кстати, прослеживается параллель с Трампом, который, однако, смог скомпилировать левый и правый популизм, нападая как на Уолл-стрит, так и на представителей других национальностей с ярковыраженной консервативной ксенофобией. И, да, Трампа также сравнивают с немецким и итальянским диктаторами.
Что касается Лонга, то штат Луизиана был его бастионом, в котором он фактически ликвидировал контроль федеральных властей. Губернатору Лонгу подчинялись и чиновники, и специально созданная полиция. Имея такой фундамент он, перейдя в оппозицию Рузвельту, начал борьбу за президентский пост. А за два месяца до убийства, в 1935 году, сенатор заявил, что на него готовится покушение, исполнителя которого "Рузвельт простит". Стрелял в сенатора 8 сентября врач Карл Остин Уейс, который из-за Лонга потерял работу, что, якобы, было основным мотивом. Однако реальная причина установлена так и не была. Кто был причастен к ликвидации опасного соперника Рузвельта неизвестно, хотя "практика" физического устранения первых лиц в США, как уже писала "ДС", оказывала в истории государства существенное влияние на политические процессы.
Подозрения в ведении нечестной игры пали и на покойного любимца американцев Джона Кеннеди в 1960 году, который с минимальным перевесом победил Ричарда Никсона (чуть более ста тысяч голосов). Многие считают, что Кеннеди стал президентом, смошенничав с подсчетом голосов в нескольких штатах. Точное количество голосов избирателей Кеннеди подсчитать невозможно в Алабаме, где были демократические выборщики как за Кеннеди, так и не связанные обязательством голосовать за него. Однако факт мошенничества доказан не был.
Следующим громким эпизодом в истории американских выборов стало противостояние республиканца Джорджа Буша-младшего и демократа Альберта Гора в 2000 году. Историки часто ставят эти выборы на одну ступень с выборами 1876 года.
Дело в том, что Буш к власти пришел тоже довольно сомнительным образом. Ход выборов по сути определил один штат - Флорида. Гор и Буш шли ноздря в ноздрю, но в итоге демократ набирал больше голосов. После подсчета стало ясно, что разница в голосах незначительна, а пять выборщиков Нью-Мексико не могли принести Бушу победу. Необходимое количество выборщиков было во Флориде - 25. И губернатором солнечного штата был брат кандидата Джеб Буш (тоже кстати выдвигался на этих выборах, но неудачно). Админресурс брата, по мнению экспертов, и имел решающее значение. Во Флориде Буш победил с разницей в 537 голосов.
Но случаи, которые могли повлиять на результат привели к многочисленным пересчетам. К таковым можно отнести, к примеру, "бюллетени бабочкой" - своего рода книжки с несколько неясным соотношением места для голосования и фамилией кандидата. Многие избиратели просто путали отверстия и "пробивали" не за того.
Республиканцы же были недовольны голосованием в западной части штата, один из районов (консервативный) которого находился в следующем часовом поясе. Т.е. когда в семь вечера объявили о закрытии избирательных участков штата, там продолжалось голосование, которое выходит ничего не значило. В том районе выиграл Гор. Сообщалось и о механических ошибках - машины для подсчета голосов не фиксировали те бюллетени, где отверстия были не полностью пробиты.
Пересчет голосов велся до 12 декабря. Но победу Бушу принесло решение Верховного суда Флориды остановить пересчет голосов. Его поддержали пять судей, которые представляли правое большинство. Причина же была созвучна заявления штаба Буша - кандидат мог бы претерпеть непоправимый ущерб в случае продолжения пересчета. Именно за это зацепились у Гора, заявив, что "учет каждого законно поданного голоса не может причинить непоправимый ущерб. С другой стороны, существует опасность, что прекращение пересчета может причинить непоправимый ущерб ответчикам (кампании Гора), и, что более важно, всему обществу... Предотвращение завершения пересчета неизбежно бросит тень на законность этих выборов". Пятерка судей поспешила увести спор в сторону, формально обозначив главным мотивом необходимость учесть все законно поданные голоса. Звучало в высшей степени абсурдно, но неизбираемым судьям такой трактовки с головой хватило. На ошибки тех же машин закрыли глаза, как и на необходимость ручного пересчета.
Скандал был оглушительным. Буша называли фальсификатором и вполне вероятно, что благодаря такой шумихе демократы могли бы добиться пересмотра результатов, однако Гор почему-то покорно признал победу оппонента и ушел в тень.
Популист Трамп, очевидно, так просто не сдастся и, как видно, уже готовит почву к более активному продвижению тезисов о фальсификации. Правда с учетом внутренней, республиканской, оппозицией и серьезным проседанием рейтингов крайне маловероятно, что Трампу удастся вырвать победу у Клинтон.