Последний довод королей. Кого должны напугать страшилки об отмене безвиза

Кардинал Ришелье был бы доволен суровой стилистикой принуждения команды Зе к борьбе с коррупцией. Но его бы сильно разочаровало все остальное

УНИАН

"Поплачь о нем, пока он живой" – знаете, о чем это? О нашем безвизе с ЕС. Реквием по сбывшейся мечте, которая вот-вот опять отправится в страну грез. Не по нашей, разумеется, воле, а как наказание за глупость и плохое поведение. В сущности, здесь легко читается чисто библейский мотив изгнания из рая. И эта архетипично-христианская травма оказалась настолько мощной, что мы никак не можем ее пережить.

Помните, сколько раз доморощенные пифии с заезжими оракулами хоронили наши шансы на получение безвиза с 2008 года, пока шли переговоры с ЕС? А сколько раз грозили его отзывом с 2017-го, когда он заработал? Пара дюжин, не меньше – точное количество, пардон, и считать лень, и смысла особого не вижу.

Так вот, пускай пара дюжин. И что? И ничего – коронавирус в этом смысле оказался куда успешнее, чем все реформаторы и борцы с коррупцией по обе стороны украино-евросоюзовских границ. Почему сейчас что-то должно быть иначе? Потому, что некий европейский политик решил продемонстрировать свою осведомленность украинскими делами и ненавязчиво указать неразумным аборигенам красные линии?

Ну допустим, политик не "некий", а целая зампредседатель Делегации парламентского комитета сотрудничества между Европейским Союзом и Украиной Виола фон Крамон. Она выступала с официальными претензиями? Вопрос, конечно, интересный. С одной стороны, она опубликовала твит – а их даже Дональд Трамп оказался не в состоянии приравнять к официальным документам. С другой – это все-таки твит чиновной особы, обличенной полномочиями. То есть – что неоднократно демонстрировал тот же Трамп – такая площадка прекрасно подходит для создания хайпа, освященного бюрократической традицией чинопочитания и обывательским трепетом перед авторитетами.

Прочтем же этот зловещий твит. "Пока международное сообщество занято #Беларусью, #Украинское правительство спешно проталкивает кандидатов, которым не хватает опыта и порядочности, чтобы выбрать главу #САП. Это не прокатит. Правительство Украины ставит под угрозу безвизовый режим с ЕС и дальнейший транс на €1,5 млрд помощи".

Вот эта опечатка – "транс" вместо "транша" – выглядит очень мило. Шутник и затейник кардинал Ришелье, придумавший дрессировать королевских мушкетеров и клеймить пушки своего короля Людовика XIV репликой "Ultima ratio regum" ("Последний довод королей"), наверняка бы оценил.

Справедливости ради нужно признать: 239 депутатских голосов в поддержку включения в комиссию по выбору руководителя специализированной антикоррупционной прокуратуры ставленников Медведчука, Иванчука и Коломойского – это лютый зашквар. Отличное дополнение "Рока против наркотиков" и "пчел против меда". И за него нужно наказывать. Но откат безвиза в качестве наказания просто лишен смысла.

Здесь я сделаю небольшое лирическое отступление и расскажу вам кое-что интересное о жизни простейших. Более 100 лет назад американский зоолог Герберт Спенсер Дженнингс выяснил, что у инфузорий, несмотря на отсутствие мозга, есть некое подобие памяти. Дженнингс попытался скормить инфузориям частицы кармина — едкой красной краски, которые вызывают у них раздражение, и обнаружил, что после столкновения с ними инфузории пытались отодвинуться в сторону, чтобы защититься от неприятного "лакомства". Год назад Джереми Гунаварден усовершенствовал пытку: попотчевал несчастных одноклеточных пластиковыми шариками, которые раздражали их заметно сильнее, чем естественный краситель. Оказалось, что в половине случаев инфузории рандомно сжимаются при контакте с пластиком или сразу же открепляются от поедаемой органики. То есть, эти микроорганизмы не всегда избегают контакта с опасными веществами, но запоминают, что они могут быть угрозой.

Так вот, представители украинской власти во многом сродни инфузориям – отсутствие мозгов и хороший аппетит примерно в половине случаев не мешают им стремиться избегать обстоятельств, мешающих их личному благополучию. Является ли таким обстоятельством возвращение виз? Нет. Причем, учитывая нынешние электоральные тренды, – не только в промежутках между выборами, но и вообще. Персональные санкции в этом смысле куда более эффективны – но, как показывает опыт более агрессивного северо-восточного подвида, опять-таки, примерно в половине случаев. Вторая половина просто сильнее начинает доить государство, которое имело несчастье их породить.

С другой стороны, возврат к визам никак не поспособствует борьбе с коррупцией. Скорее наоборот – просто вспомните табуны решал под консульствами и периодические скандалы вокруг сребролюбивой благотворительности некоторых иностранных дипломатов. А какое огромное спасибо скажут Европарламенту и Еврокомиссии европейские же бизнесы, воодушевленные дефицитом и дороговизной рабочей силы… Ковид приходит и уходит, но последствия его дебоширства исправлять таки надо – а европейская бюрократия торопиться не умеет.

Причем в вопросе виз это правило действует в оба конца – и для введения, и для отмены. И оба раза будут сопряжены с разного размаха баталиями на уровне как государств-членов, так и партий. Это, конечно, сильно поспособствует единству Союза, но закончится это, скорее всего, откладыванием в долгий ящик вопроса о промышленном безвизе — в качестве ограниченно показательной порки, так сказать. А Москва, Пекин и Вашингтон тем временем тихонько устроятся каждый в своей ложе, чтобы в трепетном безмолвии насладиться торжеством европейской демократии. Виола фон Крамон, безусловно, станет звездой этого шоу, а ее фракция в Европарламенте – все 67 из каких-то 705 депутатов – определенно сумеет довести дело до конца, если команда Зе (а Зе ли? впрочем, неважно) посмеет ослушаться. Последний довод королей на то и последний, чтобы неповадно было.

Вот только… когда в последний раз короновали евродепутата? Какое разочарование для Ришелье… И какое облегчение для нас: в кои-то веки Денис Шмыгаль сказал правду — безвиз останется с нами.