Посадить президента. Как деньги Каддафи топят Саркози
Бывшего президента Франции Николя Саркози взяли под стражу утром 20 марта в здании судебной полиции Нантера, куда он прибыл на допрос по делу о возможной финансовой поддержке властями Ливии его избирательной кампании 2007 г. Саркози заехал в Нантер в промежутке между конференцией в Дубае и запланированной встречей с британскими чиновниками. Вероятно, он предвидел задержание, поскольку это происходит с ним уже не впервые, но полагает, что будет отпущен через 48 часов. Впрочем, пребывание под стражей в промежутке между обсуждением глобальных проблем, пусть и в цивилизованных условиях, способствует возвращению политика к реальности, напоминая ему, что он слуга общества и должен подчиняться общим законам. В этом отношении французский опыт, несомненно, заслуживает изучения.
Впрочем, арест Саркози тоже не исключен, если дело будет передано в суд и ему предъявят обвинение. Рано или поздно это должно случиться: следователи занимаются Саркози с 2013 г., после заявления франко-ливанского бизнесмена Заияда Такиддига о финансировании кампании Саркози со стороны Ливии на сумму примерно 50 млн евро, и явно не собираются хоронить дело. В 2016 г. магистратский судья уже предъявлял экс-президенту предварительные обвинения. В соответствии с французской судебной процедурой это означает, что следствие нашло достаточно доказательств того, что преступление было совершено, и предстоит лишь определить степень виновности преступника.
Наконец, в январе в руках следствия оказалась ключевая фигура — французский бизнесмен Ахмед-Александр Джухри, арестованный в Лондоне по международному ордеру, который осуществлял передачу денег, прикрытую операцией с недвижимостью. Джухри, профессионально посредничавший между французским бизнесом и африканскими странами, включая Ливию, способствуя заключению контрактов и получению откатов, оформил продажу виллы в Каннах председателю Ливийского фонда африканских инвестиций и советнику Муамара Каддафи Баширу Салеху, а вырученные средства направил на предвыборную кампанию Саркози.
За пять лет пребывания Саркози в зоне повышенного внимания следственных органов всплыл и ряд деталей, ставших основанием для еще одного уголовного дела — на сей раз об обстоятельствах победы Катара при выборе хозяина ЧМ-2022 и роли, которую сыграл в этом экс-президент Франции. Всплыла попытка изъять свои рабочие записи, конфискованные в рамках расследования "дела Беттанкур" о нелегальном финансировании все той же президентской кампании 2007 г. совладелицей французской косметической компании L'Oreal Лилиан Беттанкур. Всплыло незаконное финансирование проигранной Саркози кампании 2012 г. на сумму порядка 10–11 млн евро. Словом, тучи над экс-президентом явно сгущаются. И есть серьезный шанс, что встречу, запланированную после визита в Нантер, придется отложить на несколько лет.
Есть в этой истории еще несколько занятных штрихов. В ноябре 2016-го Le Monde опубликовала материал о связях Саркози, упомянув в нем и Джухри, сын которого, Жермен, женат на дочери мэра Нижнего Тагила Сергея Носова, который, в свою очередь, близок к представителю ближнего круга хозяина Кремля — главе госкомпании "Ростех" Сергею Чемезову. Поистине, мир наш тесен, а российская элита стремится в Европу так сильно, что готова делать это даже через Африку.
И наконец, вишенка на торт. Газета Asharq Al Awsat со штаб- квартирой в Лондоне в минувшем феврале опубликовала расследование, согласно которому правительство Каддафи вмешивалось в выборы не только во Франции, но и в Украине. По утверждению издания, на кампанию Юлии Тимошенко в 2010-м было выделено 4 млн евро. Газета приводит и подробности — некий человек из окружения Саифа аль Ислама, сына Каддафи, рассказал на условиях анонимности, как он передавал средства на кампанию Тимошенко.
"Деньги были заказаны доктором Багдади аль-Махмуди, премьер-министром того времени (который сейчас отбывает наказание в Триполи. — "ДС"), они были помещены в сумку купюрами по 500 евро. Мы отправились на частном самолете, они встретили нас в аэропорту Киева, мы провели там ночь и вернулись. Деньги получил тогдашний вице-премьер Украины".
Пресс-секретарь Юлии Тимошенко Марина Сорока в комментарии "Радио Свобода" тут же заявила, что "эта информация не соответствует действительности, это все неправда". Возможно, и так. Зачем Каддафи финансировать Тимошенко? Хотя...
Каддафи был кавалером двух высших украинских орденов: Ярослава Мудрого I степени, полученного в 2003 г. от Леонида Кучмы, и Богдана Хмельницкого I степени — в 2008-м, от Виктора Ющенко. По статусу ордена Богдана Хмельницкого им награждают только граждан Украины и только за особые заслуги в защите государственного суверенитета, территориальной целостности и укреплении обороноспособности страны, определенно, Ющенко что-то знал. Ливия нуждалась в специалистах, которые в Украине были не нужны, — нефтяниках, химиках и врачах, ездивших туда на заработки. Конкурсы по изучению "Зеленой книги" проходили во многих киевских учебных заведениях в 90-х годах прошлого века. Наконец, суть идеологии Джамахирии: раз и навсегда установленная система распределения, основанная на продаже ресурсов и подкупе племенных вождей, тоже близка Украине по духу, достаточно посмотреть, кого выбирают в Раду по мажоритарным спискам.
Словом, если Каддафи мог помогать Саркози, то отчего бы ему не помочь и Тимошенко? А то, что та все отрицает, так дело житейское. Саркози поначалу все забыл, а потом стал припоминать.
Решение проблем с памятью — добрый знак, и у экс-президента, который сейчас скучает в камере в Нантере, наверняка все будет хорошо. Если не сразу, то лет через пять. Юлии Владимировне не стоит переживать за коллегу по цеху.