Нарушение санкций – уголовное преступление. ЕС показал желтую карточку Венгрии
Брюссель внес нарушение санкций в отношении России в перечень преступлений. Это четкий месседж для правительства Виктора Орбана
Резолюция Европейского парламента о признании России государством-спонсором терроризма, как оказалось, была далеко не последним свидетельством создания нового, более жесткого и более реалистичного вектора российской политики ЕС.
Документ носит рекомендательный характер и скорее политико-символическое, чем практическое значение. Однако в перспективе станет основополагающим для конкретных законодательных решений на этом направлении в странах-членах ЕС. Эти инициативы могут предусматривать усиление вторичных санкций — то есть ограничений в отношении стран, которые помогают России обходить первичные санкции. Конечно, это требует времени. По крайней мере, так казалось 23 ноября после голосования в Европарламенте.
Однако уже через пять дней из Брюсселя пришла еще одна хорошая новость: Европейский Совет внес в перечень преступлений нарушение ограничительных мер. Как пояснил министр юстиции Чехии (она сейчас председательствует в ЕС) Павел Блажек, это решение, принятое единогласно, является одним из инструментов, гарантирующих прекращение попыток обойти санкции. В первую очередь решение ЕР, разумеется, касается России и ее единичных "друзей".
Теперь этим "друзьям" будет очень трудно помогать Москве, поскольку до сих пор в рамках ЕС этот вопрос был, так сказать, фрагментирован — зависел от законодательства и политики каждой страны-члена. Сейчас речь идет уже об определенной унификации и синхронизации национальных политик и выполнении санкций в полном объеме. В противном случае — уголовная ответственность и санкционные меры в отношении нарушителей.
Таков первый шаг ЕС в этой области. Следующим должно стать внесение директивы на утверждение Европарламентом и Евросоветом с перечнем минимальных норм относительно непосредственно определения как преступлений, так и наказаний из-за нарушения санкционного режима. Другими словами, будет создан "минимум", от которого будут отталкиваться при рассмотрении тех или иных дел нарушителей санкций.
Нарушителями могут быть (и бывают, о чем периодически мы получаем информацию) физические лица, юридические лица (компании, которые, например, снабжали РФ товарами военного или двойного назначения) и, в принципе, правительства государств.
Конечно, сразу на ум приходит Венгрия, перманентно блокирующая те или иные решения в пользу Украины, запрещающая транзит военной помощи по своей территории, постоянно призывающая к "диалогу" с Россией и завершение войны путем переговоров пусть и на российских условиях.
В то же время перманентные демарши кабинета Виктора Орбана, по всей видимости, окончательно уже утомили Брюссель. Орбан в вопросе российской агрессии против Украины — невероятно белая ворона в Европейском Союзе, где сформирован единый политический тренд: поддержка Украины до тех пор, пока она не одержит победу в войне.
Последним шагом Будапешта, вызвавшим возмущение в Киеве и ЕС, было блокирование финансовой помощи Украине Евросоюзом в 2023 г. на сумму 18 млрд евро для поддержки энергетических и медицинских учреждений, финансирования социальных программ и т.д.
Этот кредит Европейский парламент поддержал 24 ноября. Однако Орбан заявил, что он, конечно, осуждает агрессию России, но не будет ставить интересы Украины выше интересов Венгрии.
Впрочем, венгерское правительство впоследствии сообщило о готовности Будапешта предоставить Киеву около 187 млн евро помощи, но в двустороннем формате, а не в рамках общего займа от ЕС. Двусторонний формат, очевидно, оставляет Орбану определенное пространство для давления на Киев в вопросе того же венгерского нацменьшинства, которое он постоянно качает, чтобы держать в тонусе свой электорат.
Кроме того, мы также наблюдаем определенное изменение позиции Будапешта. Орбан уже не столь радикальный, а от Венгрии даже на продовольственный саммит в Киеве прибыла президент Каталин Новак и сообщила об участии ее страны в программе Grain from Ukraine.
Объяснений действий правительства Виктора Орбана может быть несколько.
Во-первых, Брюссель предложил ему что-то действительно стоящее. Например, пообещал не вводить санкции (пока) за наступление на верховенство права и нарушение прав человека.
Или наоборот, и это-второе, Брюссель при активном дипломатическом участии Киева довольно четко объяснил Орбану, что его российская политика уже слишком отличается от общеевропейской, если не является по своей сути преступной и откровенно пророссийской.
Весомым дополнением к этим "объяснениям" могло стать решение Евросовета включить нарушение санкций в перечень преступлений. Ведь если правительство Орбана и дальше будет пытаться вести собственную энергетическую игру с Россией, то получит негативные последствия в виде уголовных дел.
Решение Евросовета является логичным шагом, связанным с резолюцией ЕП относительно статуса России как государства-спонсора терроризма. Оба свидетельствуют об одной простой вещи: как было — уже не будет. Европа отказывается от российских энергоресурсов и на долгое время забывает вообще какой-то диалог с Россией, то есть до окончания войны и выплаты репарации Украине.
Это еще не все. Речь не только об окончании войны или выплатах Украине от России (или через создание механизмов конфискации активов РФ в пользу Украины), но и о наказании режима Владимира Путина, включая его самого. Речь идет о намерении создать специальный трибунал для суда над высшим руководством России. И, как сообщают наши источники, Офис президента Украины готовит в Европе презентацию по созданию этого трибунала.
Инициативу поддержал ряд правительств, а консолидация российской политики Евросоюза ожидаемо ускорит процесс создания этого органа правосудия. Так что это новая жесткая политическая тенденция, которой должны придерживаться все члены ЕС. Без исключений.